Внедрение экологических критериев в госзаказ сдерживается нехваткой объективных данных и стандартов - эксперты
Заказчики и государство пока не располагают объективными данными и стандартами, которые позволили бы им внедрить экологические критерии в рамках госзаказа (госзакупки и закупки госкомпаний), следует из выступлений участников круглого стола "Новые экологические требования в государственных и корпоративных закупках", организованного Национальным ESG-Альянсом и "Интерфаксом".
"Смотреть надо от производства, от технологий, - заявил в ходе круглого стола заместитель министра финансов Алексей Лавров. - И только когда такие производства реально будут действовать и будет налажен контроль за производством экологической продукции (так называемых, "зеленых" продуктов, тематики ESG в целом - Environmental, Social, Governance - экологические и социальные факторы, а также факторы корпоративного управления), только тогда можно будет говорить об использовании института госзакупок для поддержки или стимулирования таких производств - на третьем, четвертом этапе".
"Сейчас нет правил в рамках специального законодательства, которые задавали бы сами критерии экологичности, обеспечивали измеримость этих критериев, определяли бы порядок администрирования, - добавила заместитель руководителя Федерального казначейства Анна Катамадзе. - Тогда (при наличии таких правил - ИФ) это можно будет использовать в закупочном законодательстве".
По мнению Лаврова, на текущем этапе использование требований экологичности товаров в госзакупках преждевременно. По его словам, предъявление "экологических" требований (согласно правительственному постановлению №1224 госзаказчики могут устанавливать такие требования к некоторым товарам - ИФ) к закупаемым госзаказчикам отдельным видам товаров сейчас неэффективно - достоверность информации об экологичности того или иного товара проверить невозможно.
"Надо бы начать с того, что вся продукция должна соответствовать экологическим требованиям, в том числе товары народного потребления, - считает он. - Надо двигаться в направлении налогового обременения неэкологических или недостаточно экологических товаров".
В свою очередь Катамадзе подчеркнула, что сейчас в стране нет понимания, какие предприятия "зеленые", а какие нет. Также отсутствует реестр таких предприятий, данные которого можно было бы использовать в закупках.
В то же время крупные частные и госкомпании активно изучают вопрос использования принципов ESG, в том числе, в своей закупочной деятельности.
"Мы рейтинговали своих поставщиков по некоторым стандартам ESG, - рассказал директор по устойчивому развитию "СИБУРа" Максим Ремчуков. - Российских поставщиков (второго, третьего уровня в цепочках поставок - ИФ) их еще нужно развивать".
В то же время, по его словам, десятки крупных компаний в России давно сформировали перечень ESG-требований.
По словам директора по снабжению "Металлоинвеста" Марии Коваленко, компания также последние два года активно занимается ESG-тематикой. При этом было проведено анкетирование ключевых поставщиков (около 700 из 3 тыс. компаний, на которые приходится около половины закупочного бюджета), установлены ESG-требования к поставщикам.
"Пока никого не исключаем (отклоняем от участия в закупках - ИФ), но обучаем и консультируем по вопросу использования ESG-критериев для организации и оптимизации их бизнеса, - сказала Коваленко. - Необходимо создание повестки (ESG) в целом со стороны государства".
По мнению гендиректора Национального ESG-Альянса Андрея Шаронова, такую повестку государство может задать как раз через институт госзакупок (включая закупки госкомпаний - ИФ)
"Государство через госзакупки может создать стимулы, которые подтолкнут более широкий круг игроков к движению в этом направлении, - сказал он. - Надо задать вектор, что "зеленая" продукция будет приветствоваться на всех уровнях".
При этом Шаронов подчеркнул, что сейчас бизнес прорабатывает, создает и использует собственные ESG-стандарты, критерии. По его мнению, сейчас необходима единая стандартизация ESG-требований.
В сфере госзакупок вопрос ESG-тематики активно обсуждается последние два года. Так, например, еще в конце 2021 года некоторые участники рынка госзакупок полагали, что в скором времени "зеленость" закупок и "зеленость" поставщиков, будет отрейтингована и внесена в определенные реестры.
Впрочем, тогда же эксперты отмечали, что с принятием и распространением в стране ESG-стандартов есть определенные трудности.
"Принципы ESG детально не прописаны, и сегодня в мире существует около 500 центров, которые занимаются сертификацией соответствия компаний принципам ESG, - говорил в декабре 2021 года начальника департамента сводного планирования и организации закупочной деятельности ПАО "Россети" (MOEX: FEES) Юрий Зафесов. - Однако каждый из этих центров понимает и трактует ESG по-разному, что снижает ценность их сертификатов".
Зафесов отмечал также, что в случае с закупками вопрос использования принципов ESG еще более сложен: дело в том, что в закупках требования "зелености" можно применять как к товарам, так и к поставщикам.
Шаронов уточнил "Интерфаксу", что сейчас вопрос единого ESG-стандарта стоит остро не только в России, но и в мире.
"ESG-тематика слишком обширна, чтобы ее можно было бы свести к одному стандарту без потери качества, - сказал он. - Причем в России эта проблема стоит более остро, поскольку многие крупные компании использовали в своей ESG-практике стандарты и методологии, прописанные на международном уровне. Сейчас они с нашего рынка ушли, а на национальном уровне вся эта тема никак не описана, не зафиксирована".
По словам Шаронова, сейчас некоторые элементы ESG-тематики постепенно проникают в те или иные национальные или отраслевые стандарты.
"В ESG-Альянсе один из комитетов занимается вопросами стандартизации, - рассказал он. - В частности, с осени прошлого года ведется работа по созданию ESG-атласа, в котором планируется описать роли (несколько десятков) участников ESG-процесса - их взаимосвязи, функции и т.п. Например, верификаторов. Рассчитываем, что к III кварталу текущего года эта работа будет завершена".
При этом Шаронов отметил, что в тех же закупках все должно быть максимально просто, на уровне "знака" или "сертификата", который бы подтверждал, что продукция (или производитель) в такой-то степени удовлетворяет принципам ESG.
Как сообщалось, с начала 2023 года действуют правила, согласно которым государственные заказчики должны требовать от поставщиков указывать долю вторичного сырья при закупках бумажных изделий, тротуарной плитки, мягкой кровли, органических удобрений и некоторых других товаров. Однако, согласно данным аналитической системы "МАРКЕР-Интерфакс" за январь-февраль, при закупках товаров из этого списка до половины российских регионов так и не начали применять новые требования.