Внедрение экологических критериев в госзаказ сдерживается нехваткой объективных данных и стандартов - эксперты

Заказчики и государство пока не располагают объективными данными и стандартами, которые позволили бы им внедрить экологические критерии в рамках госзаказа (госзакупки и закупки госкомпаний), следует из выступлений участников круглого стола "Новые экологические требования в государственных и корпоративных закупках", организованного Национальным ESG-Альянсом и "Интерфаксом".

"Смотреть надо от производства, от технологий, - заявил в ходе круглого стола заместитель министра финансов Алексей Лавров. - И только когда такие производства реально будут действовать и будет налажен контроль за производством экологической продукции (так называемых, "зеленых" продуктов, тематики ESG в целом - Environmental, Social, Governance - экологические и социальные факторы, а также факторы корпоративного управления), только тогда можно будет говорить об использовании института госзакупок для поддержки или стимулирования таких производств - на третьем, четвертом этапе".

"Сейчас нет правил в рамках специального законодательства, которые задавали бы сами критерии экологичности, обеспечивали измеримость этих критериев, определяли бы порядок администрирования, - добавила заместитель руководителя Федерального казначейства Анна Катамадзе. - Тогда (при наличии таких правил - ИФ) это можно будет использовать в закупочном законодательстве".

По мнению Лаврова, на текущем этапе использование требований экологичности товаров в госзакупках преждевременно. По его словам, предъявление "экологических" требований (согласно правительственному постановлению №1224 госзаказчики могут устанавливать такие требования к некоторым товарам - ИФ) к закупаемым госзаказчикам отдельным видам товаров сейчас неэффективно - достоверность информации об экологичности того или иного товара проверить невозможно.

"Надо бы начать с того, что вся продукция должна соответствовать экологическим требованиям, в том числе товары народного потребления, - считает он. - Надо двигаться в направлении налогового обременения неэкологических или недостаточно экологических товаров".

В свою очередь Катамадзе подчеркнула, что сейчас в стране нет понимания, какие предприятия "зеленые", а какие нет. Также отсутствует реестр таких предприятий, данные которого можно было бы использовать в закупках.

В то же время крупные частные и госкомпании активно изучают вопрос использования принципов ESG, в том числе, в своей закупочной деятельности.

"Мы рейтинговали своих поставщиков по некоторым стандартам ESG, - рассказал директор по устойчивому развитию "СИБУРа" Максим Ремчуков. - Российских поставщиков (второго, третьего уровня в цепочках поставок - ИФ) их еще нужно развивать".

В то же время, по его словам, десятки крупных компаний в России давно сформировали перечень ESG-требований.

По словам директора по снабжению "Металлоинвеста" Марии Коваленко, компания также последние два года активно занимается ESG-тематикой. При этом было проведено анкетирование ключевых поставщиков (около 700 из 3 тыс. компаний, на которые приходится около половины закупочного бюджета), установлены ESG-требования к поставщикам.

"Пока никого не исключаем (отклоняем от участия в закупках - ИФ), но обучаем и консультируем по вопросу использования ESG-критериев для организации и оптимизации их бизнеса, - сказала Коваленко. - Необходимо создание повестки (ESG) в целом со стороны государства".

По мнению гендиректора Национального ESG-Альянса Андрея Шаронова, такую повестку государство может задать как раз через институт госзакупок (включая закупки госкомпаний - ИФ)

"Государство через госзакупки может создать стимулы, которые подтолкнут более широкий круг игроков к движению в этом направлении, - сказал он. - Надо задать вектор, что "зеленая" продукция будет приветствоваться на всех уровнях".

При этом Шаронов подчеркнул, что сейчас бизнес прорабатывает, создает и использует собственные ESG-стандарты, критерии. По его мнению, сейчас необходима единая стандартизация ESG-требований.

В сфере госзакупок вопрос ESG-тематики активно обсуждается последние два года. Так, например, еще в конце 2021 года некоторые участники рынка госзакупок полагали, что в скором времени "зеленость" закупок и "зеленость" поставщиков, будет отрейтингована и внесена в определенные реестры.

Впрочем, тогда же эксперты отмечали, что с принятием и распространением в стране ESG-стандартов есть определенные трудности.

"Принципы ESG детально не прописаны, и сегодня в мире существует около 500 центров, которые занимаются сертификацией соответствия компаний принципам ESG, - говорил в декабре 2021 года начальника департамента сводного планирования и организации закупочной деятельности ПАО "Россети" (MOEX: FEES) Юрий Зафесов. - Однако каждый из этих центров понимает и трактует ESG по-разному, что снижает ценность их сертификатов".

Зафесов отмечал также, что в случае с закупками вопрос использования принципов ESG еще более сложен: дело в том, что в закупках требования "зелености" можно применять как к товарам, так и к поставщикам.

Шаронов уточнил "Интерфаксу", что сейчас вопрос единого ESG-стандарта стоит остро не только в России, но и в мире.

"ESG-тематика слишком обширна, чтобы ее можно было бы свести к одному стандарту без потери качества, - сказал он. - Причем в России эта проблема стоит более остро, поскольку многие крупные компании использовали в своей ESG-практике стандарты и методологии, прописанные на международном уровне. Сейчас они с нашего рынка ушли, а на национальном уровне вся эта тема никак не описана, не зафиксирована".

По словам Шаронова, сейчас некоторые элементы ESG-тематики постепенно проникают в те или иные национальные или отраслевые стандарты.

"В ESG-Альянсе один из комитетов занимается вопросами стандартизации, - рассказал он. - В частности, с осени прошлого года ведется работа по созданию ESG-атласа, в котором планируется описать роли (несколько десятков) участников ESG-процесса - их взаимосвязи, функции и т.п. Например, верификаторов. Рассчитываем, что к III кварталу текущего года эта работа будет завершена".

При этом Шаронов отметил, что в тех же закупках все должно быть максимально просто, на уровне "знака" или "сертификата", который бы подтверждал, что продукция (или производитель) в такой-то степени удовлетворяет принципам ESG.

Как сообщалось, с начала 2023 года действуют правила, согласно которым государственные заказчики должны требовать от поставщиков указывать долю вторичного сырья при закупках бумажных изделий, тротуарной плитки, мягкой кровли, органических удобрений и некоторых других товаров. Однако, согласно данным аналитической системы "МАРКЕР-Интерфакс" за январь-февраль, при закупках товаров из этого списка до половины российских регионов так и не начали применять новые требования.

Пресс-центр

Новости в разделах
В миреВ Исландии вулкан Сундхнукур начал извержение седьмой раз за годВ Исландии вулкан Сундхнукур начал извержение седьмой раз за годВсе новости
ЭкономикаВладельцы всех выпусков облигаций Росбанка получили право требовать погашения бондовВладельцы всех выпусков облигаций Росбанка получили право требовать погашения бондовВсе новости
В РоссииКликер, мемкоин, флоатер, маркетплейс вошли в список претендентов на слово года в сфере финансовКликер, мемкоин, флоатер, маркетплейс вошли в список претендентов на слово года в сфере финансовВсе новости
СпортУЕФА присудил сборной Косово техническое поражение за досрочный уход с поляУЕФА присудил сборной Косово техническое поражение за досрочный уход с поляВсе новости
КультураКартина Магритта "Империя света" продана на аукционе за рекордные $121,2 млнКартина Магритта "Империя света" продана на аукционе за рекордные $121,2 млнВсе новости

Фотогалереи