Законопроект о приземлении зарубежных IT-гигантов - часть международной тенденции, считают российские эксперты

Законопроект об обязательном открытии представительств крупных зарубежных IT-компаний является примером современной международной практики, считает директор АНО "Центр компетенций по глобальной IT-кооперации" Вадим Глущенко.

"На необходимость приземления транснациональных IT-компаний указывает все больше стран. В мире сейчас преобладают два основных подхода к реализации этого требования - это открытие офиса или представительства и взаимодействие с локальными компаниями через представителей, имеющих агентские полномочия", - сказал Глущенко на пресс-конференции, посвященной мировому опыту регулирования глобальных цифровых платформ, прошедшей в четверг в пресс-центре "Интерфакса".

По его словам, все больше государств вводят регулирование деятельности международных IT-компаний, в первую очередь из-за их фактического уклонения от уплаты налогов в странах, где они работают.

Так, в конце 2020 года парламент Турции принял закон, аналогичный внесенной ранее в Госдуму инициативе о "приземлении" интернет-гигантов в России. Согласно введенным нормам, до 95% трафика компаний, не исполняющих местное законодательство, может быть заблокировано на территории Турции.

В то же время представительства на своей территории такие компании обязывает открывать Ирландия. Благодаря наличию полноценных юридических лиц Google, Facebook и Twitter государство способно добиваться от компаний соблюдения национального законодательства, отметил Глущенко.

Глава рабочей группы Общественной палаты РФ по законодательству в сфере Интернет-технологий и цифровизации Вадим Виноградов также подчеркнул необходимость открытия полноценных филиалов зарубежных интернет-гигантов в России - без них привлечение компаний к ответственности крайне затруднено.

"Вы еще попробуйте получить эти штрафы при том, что нет никаких представительств, никаких юридических лиц на территории РФ, и потом вопрос исполнения этих судебных решений, если они будут, не такой очевидный", - сказал Виноградов.

Также, по его словам, подобное регулирование необходимо для создания равных условий работы для российского и иностранного IT бизнеса.

В свою очередь соавтор обсуждаемой инициативы, глава комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн заявил, что в отсутствие законодательного регулирования такие компании просто отказываются взаимодействовать с российскими властями.

"К сожалению, попытки наладить с IT-гигантами какой-то диалог вне рамок правового поля и обязательств, установленных законом, у нас не получается в настоящий момент. Очень показательна ситуация вокруг сети Twitter, которая на протяжении длительного времени не просто отказывалась от исполнения требований Роскомнадзора по удалению запрещенного контента, но вообще не реагировала на какие-либо официально направленные запросы. Более 24 тыс. требований РКН было внесено", - сказал Хинштейн.

Он добавил, что из 20 приглашенных на обсуждение законопроекта в первом чтении, которое должно пройти на заседании комитета уже в пятницу, готовность принять в нем участие подтвердил пока только AliExpress. Депутат напомнил, что инициативу планируется окончательно принять уже до конца текущей сессии.

В то же время, по мнению Хинштейна, законопроект уже в редакции первого чтения не содержит невыполнимых требований к крупному IT-бизнесу.

"В первоначальной редакции там было много других дополнительных требований. Были, например, предложения открытия в обязательном порядке счетов в российских банках, но мы пришли к пониманию, что они заведомо этого не будут делать - им это невыгодно, неудобно. Зачем нам изначально ставить людей в позицию неисполнимости требований?", - подчеркнул Хинштейн.

Участники встречи сошлись во мнении, что наиболее чувствительными санкциями для зарубежных IT-гигантов должны стать не налагаемые на них судами многомиллионные штрафы, а постоянное сокращение прибыли от рекламы, неизбежно следующее за ограничением трафика или прямым запретом на ее размещение.

"Для IT-гигантов наряду с репутационными рисками самые ощутимые - потеря или снижение объема прибыли, которая сегодня только возрастает. Не сомневаюсь в том, что Twitter сменил гнев на милость и снизошел до выполнения требований российской стороны не в силу внезапно проснувшегося самосознания, а по причине замедления трафика, который ударил по объему рекламы. Оно коснулось в первую очередь визуальной составляющей - картинок и видеоконтента. Реклама связана в первую очередь с визуальным эффектом, поэтому, это наши экспертные оценки, нет сомнений, что объем рекламы сократился", - сказал Александр Хинштейн.

Законопроект был внесен в Госдуму 21 мая группой членов комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи во главе с председателем Хинштейном, а также сенатором Алексеем Пушковым.

Документом (1176731-7) предлагается обязать иностранные IT-компании с ежедневной аудиторией в РФ от 500 тыс. человек создавать в России полноценные представительства (филиалы), которые смогут нести ответственность за нарушения технологическими гигантами российского законодательства, взаимодействовать с госструктурами, а также ограничивать распространение в РФ нарушающей российское законодательство информации.

Собственный филиал, отделение или юридическое лицо в России должны будут открыть все зарубежные владельцы сайтов, информационных систем и программ, подпадающие под один из четырех критериев: они распространяют информацию на русском языке или языках народов РФ, ориентированную на россиян рекламу, обрабатывают сведения о пользователях из РФ или получают денежные средства от российских граждан и юрлиц, следует из текста законопроекта.

Также инициатива предполагает ряд "мер понуждения", прежде всего, экономических, за неисполнение компаниями новых норм: маркировка их сайтов в поисковых системах информацией о неисполнении законодательства, исключение из выдачи поисковиков, запрет на рекламу ресурсов-нарушителей в России и на размещение на данных сервисах рекламы, ориентированной на россиян. Среди более жёстких мер - включение в перечень лиц, в пользу которых запрещены переводы денежных средств, прием платежей физических и юридических лиц, а также частичная и полная блокировка ресурсов на территории России.

Эти же меры предлагается применять за нарушение ряда старых требований, для которых в настоящий момент установлены лишь штрафы и возможность блокировки: за цензуру в интернете, неудаление противоправного контента и несоблюдение нормы о локализации персональных данных россиян в РФ.

Пресс-центр

Новости в разделах
В миреПарламент Австралии обсудит запрет соцсетей для пользователей младше 16 летПарламент Австралии обсудит запрет соцсетей для пользователей младше 16 летВсе новости
ЭкономикаГосдума приняла закон о федеральном бюджете на 2025-2027 годыГосдума приняла закон о федеральном бюджете на 2025-2027 годыВсе новости
В РоссииУщерб экологии от разливов нефти в НАО в 2024 году превысил 1,5 млрд рублейУщерб экологии от разливов нефти в НАО в 2024 году превысил 1,5 млрд рублейВсе новости
СпортФедерация тяжелой атлетики России выдвинула Дегтярева на пост главы ОКРФедерация тяжелой атлетики России выдвинула Дегтярева на пост главы ОКРВсе новости
КультураКартина Магритта "Империя света" продана на аукционе за рекордные $121,2 млнКартина Магритта "Империя света" продана на аукционе за рекордные $121,2 млнВсе новости

Фотогалереи