Прием заявок на получение статуса резидента Арктической зоны начнется 28 августа – Трутнев

Пресс-конференция вице-премьера РФ Трутнева и министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Козлова на тему: "Развитие Арктической зоны Российской Федерации: новые преференции для бизнеса" прошла в "Интерфаксе".

АРКТИЧЕСКИЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ В ДЕЙСТВИИ

Прием заявок на получение статуса резидента Арктической зоны начнется 28 августа, сообщил заместитель председателя правительства РФ - полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев, курирующий Арктику.

"Прием заявок на получение статуса резидента Арктической зоны начнется 28 августа. Очевидно, мы будем анализировать, как будет работать созданная система преференций и при необходимости будем ее совершенствовать в целях развития экономики Арктической зоны", - сказал он.

Трутнев напомнил, что полтора года назад президент Российской Федерации Владимир Путин поставил задачу привести систему управления развитием Арктической зоны в соответствии с вызовами, стоящими перед нашей страной. "Когда мы говорим о вызовах, то имеем в виду и внешние вызовы, связанные с ростом конкуренции за экономические возможности Арктики, и внутренние, связанные с оттоком населения, низким качеством жизни, отсутствием инфраструктуры", - сказал Трутнев.

Сейчас система преференций сформирована - соответствующие законы приняты, отметил он.

Ранее вступил в силу закон о льготах для углеводородных проектов в Арктике. Он предполагает НДПИ по добычным нефтяным проектам на континентальном шельфе в 5% в течение 15 лет с момента достижения выработанности 1%; по проектам производства СПГ и газохимии НДПИ на газ 0% в течение 12 лет с поставки первой партии СПГ/газохимии, право субъекта РФ снижать до нуля региональную часть налога; по проектам добычи нефти в новых нефтегазовых провинциях Восточной Арктики (Север Красноярского края, Якутии, Чукотка) - НДПИ 0% в течение 12 лет с момента достижения выработанности 1%, поэтапный выход на полную ставку НДПИ с 13 по 17 год; по проектам добыча нефти не новых нефтяных месторождениях на Таймыре - налоговый вычет из НДПИ Ванкорского кластера (в части, превышающей базовые нефтегазовые доходы бюджета, то есть свыше $42,5 за баррель).

Принятая система преференций для ТПИ предполагает, что льготы получают новые проекты: НДПИ - 0,5 от действующей ставки в отношении ТПИ, добытых на новых месторождениях (степень выработанности 0,01 на 1 января 2021 г.), до 31 декабря 2032 г. Сумма льготы не может превышать объем частных инвестиций в обеспечивающую инфраструктуру, обогатительные и перерабатывающие мощности. Эти льготы для ТПИ вступают в силу с 28 августа.

Арктические преференции также предполагают льготы для недобычных проектов: федеральная часть налога на прибыль - 0% в течение 10 лет; право регионов до 0% снижать региональную часть налога на прибыль; страховые взносы - 7,6% вместо 30% через механизм субсидирования за счет средств федерального бюджета (только в отношении новых рабочих мест). Для любых компаний - НДС 0% на услуги морских перевозок экспортных грузов и их ледокольному обеспечению.

Кроме того, все регионы Арктической зоны подтвердили готовность установить льготы по региональным и местным налогам для резидентов. Проекты соответствующих законов субъектов готовятся и будут приняты в осеннюю сессию работы региональных парламентов.

Принятые федеральные законы предусматривают и неналоговые преференции для резидентов Арктической зоны. В частности, возможность применения на земельном участке резидента таможенной процедуры свободной таможенной зоны (дает право беспошлинного ввоза оборудования и вывоза на экспорт готовой продукции); субсидирование процентной ставки по кредитам на инвестиционную деятельность и возмещение части затрат на выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным в рамках реализации инвестпроектов.

Также арктический резидент праве обратиться в Корпорацию развития Дальнего Востока для представления его интересов в суде в спорах с органами власти. Он имеет право получить земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, без торгов. Предполагается одновременное осуществление экологической экспертизы и государственной экспертизы проектно-сметной документации, что сокращает срок выдачи разрешения на строительство на 60-75 дней.

Новая госпрограмма развития Арктики будет принята в сентябре, сообщил Трутнев. Министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов отметил, что проект новой госпрограммы включает три подпрограммы: "Создание условий для привлечения частных инвестиций и создания новых рабочих мест", "Комплексное развитие территорий" и "Дети Арктики". Действующая госпрограмма развития Арктики утверждена в 2017 г. и неоднократно призвалась Счетной палатой и Минэкономразвития неэффективной.

ШЕЛЬФ И СЕВМОРПУТЬ

Массовых пересмотров инвестпроектов в Арктике на фоне эпидемии коронавируса и снижения цен на энергоносители нет, Трутнев. "Каких-то таких массовых пересмотров планов (из-за пандемии и кризиса - ИФ) мы не видим. В то же самое время сейчас идут переговоры с руководством "НОВАТЭКа" (MOEX: NVTK), которое говорит о том, что может быть некоторая сдвижка планов", - сказал он.

"Естественно, у нас довольно сложная ситуация с "Востокуглем". Там историю все прекрасно знают, пересказывать ее не буду. По "Востокуглю" будет резкое снижение объемов, но проект в целом должен жить. Мы провели уже встречи с представителями компаний. Мы поговорили на тему того, какая государственная поддержка нужна для того, чтобы этот проект состоялся. Но объемы добычи угля, скажем так, будут меньше", - добавил Тртутнев.

Целевой показатель грузоперевозок по Северному морскому пути (СМП) в рамках корректировки национальных целей до 2024 года может быть снижен, сказал Трутнев. "Мы сделали доклад президенту, в котором показали проблемы. Но итоговое решение за президентом", - сказал Трутнев на пресс-конференции в "Интерфаксе" во вторник. В соответствии с майскими указами президента от 2018 года, была поставлена цель по увеличению объема грузоперевозок по Севморпути до 2024 году до 80 млн тонн.

"Юрий Петрович в своем прошлом ответе привел в пример две компании, которые являются опорными нашими грузоотправителями по Севморпути и в развитии этих проектов. И по результатам работы с этими компаниями по сдвижке графиков будет определен уже конечный объем (грузооборота СМП - ИФ)", - сообщил в свою очередь министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов.

"Что касается вопросов, связанных с транзитом (контейнеров по СМП - ИФ), это направление очень привлекательное, но как любую дорогу, которую нужно создать, нужно вложиться. И сейчас в рамках арктической комиссии дано поручение разным ведомствам для того чтобы обеспечить инфраструктурное понимание, что нужно создать, сколько это стоит для того, чтобы эта дорога была безопасна для транзита по Севморпути", - добавил Козлов.

Ведомства почти урегулировали разногласия по законопроекту о либерализации доступа к шельфу Арктики, остались разногласия с Минэнерго и Федеральной антимонопольной службой (ФАС), сообщил Трутнев. "Шельф - это очень насыщенная полезными ископаемы часть РФ. Интересы там большие. В этой связи любые изменения правил игры на шельфе обсуждаются активно с большим количеством участников", - отметил он. "Разногласия по законопроекту о либерализации шельфа фактически урегулированы, остались два разногласия - это Минэнерго и ФАС. С Минэнерго разногласия касаются доли России в консорциумах: Минэнерго предлагает - 50%, мы - 25% +1", - сказал Трутнев. "Мы основывались на мировой практике. Например, на Норвегии, которая нас в разы опережает по освоению шельфа и технологий в этой сфере", - сказал вице-премьер.

Трутнев подчеркнул, что, текущая макроэкономическая ситуация "не является хорошей" для освоения шельфа, но нужно создавать условия для работы: "Это работа на будущее. Если мы сегодня примем изменения в законодательстве, и хотя бы приоткроем дверь для инвестиций в разработку шельфовых проектов, то мы можем надеяться, что возникнет интерес к шельфу РФ. Если мы оставим дверь закрытой, значит, останется все как есть. А как есть - это то, что в течение последних 15 лет нарушаются лицензионные соглашения, не бурятся скважины. И шельф РФ кроме проектов, начатых ранее, большой пользы России не приносит", - подчеркнул Трутнев.

Ранее Минвостокразвития подготовило законопроект о либерализации шельфа, который предусматривает право частных инвесторов на получение неограниченного числа участков недр на шельфе при условии предоставления финансовой гарантии. При этом Фонд развития Дальнего Востока и Арктики наделяется полномочиями по привлечению частных инвесторов на шельф (организация переговоров по формированию консорциума инвесторов или проведение аукционов в случае недостижения договоренности о формировании такого консорциума). Предполагается закрепление за представителем РФ не менее 25,1% в консорциуме, увеличение данной доли до 35,1% в случае открытия месторождения с запасами более 1,4 млрд тонн нефти. Также будет создана правительственная комиссия по развитию шельфа, она будет согласовывать ключевые этапы реализации шельфовых проектов.

ПЛАНЫ И КОМПАНИИ

Трутнев выступил за смягчение правил добычи рыбы для жителей Поморья. На пресс-конференции в "Интерфаксе" ему был задан вопрос от одного из изданий региона на тему смягчения правил добычи рыбы, так как в Поморье рыбалка - "отнюдь не спортивная и любительская, а способ прокормиться". "Думаю, что нужно. Не можно, а нужно. Потому что когда люди живут на достаточно отдаленных территориях, то совершенно очевидно, что им нужно предоставить особый режим использования природных ресурсов", - сказал Трутнев. По его словам, жесткие правила добычи рыбы усложняют жизнь на отдаленных территориях.

Вице-премьер отметил, что не будет навязывать АЛРОСА диверсификацию, хотя обеспокоен будущим рынка алмазов. "Я пока обратную связь компании [в ответ на идею диверсификации] не получил. Я точно не собираюсь навязывать компании какую бы то ни было политику. Я прекрасно понимаю, что с точки зрения оценок на бирже и бизнеса это рискованный вариант", - сказал Трутнев.

"Но мне кажется, что будущее украшений с бриллиантами находится в зоне большого риска в связи с выпуском искусственных алмазов. Мне кажется, что "АЛРОСА" надо задуматься о будущем более детально", - считает Трутнев. "У компании есть руководство, есть совет директоров, который возглавляет Антон Германович Силуанов. Пусть они принимают решение. Но меня беспокоит судьба компании, потому что эта компания образующая для Саха-Якутии, от нее зависит огромная часть бюджета республики, большое количество рабочих мест", - заявил вице-премьер.

"Поэтому мне бы хотелось, чтобы компания устойчиво стояла на ногах, чтобы как можно больший экономический эффект от добываемых алмазов оставался на территории РФ. Поэтому я давно и системно подталкиваю к развитию переработки", - сказал он. Движение в направлении углубления позиций в переработке алмазов началось, отметил вице-премьер: созданы новые центры переработки алмазов во Владивостоке и Якутии.

И НЕМНОГО ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Субсидирование пассажирских перевозок в рамках проекта дальневосточной авиакомпании обойдется примерно в 30 млрд руб., сообщил Трутнев. "Мы вчера проводили большое совещание с (первым вице-премьером - ИФ) Андреем Рэмовичем Белоусовым. Там как история выглядит? На сегодняшний день на Дальнем Востоке перевозится в сезон 1 млн пассажиров, увеличение до 2 млн при условии сохранения доступной для населения стоимости билетов стоит порядка 30 млрд руб. В этом случае мы создаем систему авиасообщения по всем населенным пунктам, которые губернаторы сегодня считают необходимыми, где есть условия для посадки воздушных судов", - сказал он.

О том, что проект региональной авиакомпании, создаваемой по поручению президента Владимира Путина, может получить из бюджета около 30 млрд руб. субсидий, в мае сообщал осведомленный источник "Интерфакса". Такая оценка, по его словам, содержалась в проекте общенационального плана по нормализации экономики. На какие именно цели пойдут средства, собеседник не уточнял, но, по его данным, деньги могут начать выделять с декабря этого года.

Трутнев также перечислил основные проблемы для реализации проекта дальневосточного перевозчика. "Первое - нам надо разобраться со стоимостью топлива, которая на Дальнем Востоке завышена. Второе - нужно где-то эти суда взять, необходимо, чтобы они были все-таки российского производства. При этом судов малого класса в России просто сегодня не выпускается, их выпуск начинается с 2022-23 гг. Поэтому какой-то период времени придется, видимо, выходить за счет лизинга", - отметил чиновник.

Тем не менее, по его словам, если такая модель "будет нормально работать" на Дальнем Востоке, в дельнейшем она будет расширена на Арктический регион.

Проект дальневосточного авиаперевозчика с парком из российских самолетов обсуждается несколько лет. По данным Минтранса РФ, за основу планируется взять авиакомпанию "Аврора". Сначала "Аэрофлот" (MOEX: AFLT) продаст свой контрольный пакет в компании ее второму акционеру - Сахалинской области, затем в ее капитал будет предложено войти остальным субъектам ДФО. В Якутии при этом выступают за создание перевозчика на базе альянса существующих авиакомпаний, включая республиканские "Якутию" и "Полярные авиалинии".

Одной программы "Дальневосточный гектар" мало для улучшения жизни людей в ДФО – так ответил Трутнев ответил на критику программы "Дальневосточный гектар". "В СМИ кто-то говорит о том, что программа выделения одного гектара на Дальнем Востоке не оказала необходимого влияния на отток населения, кто-то еще что-то говорит. Я бы хотел сам на эту тему высказаться. Никогда в голову не приходило, что только предоставление одного гектара может создать замечательные условия для жизни людей на Дальнем Востоке", - сказал он.

По его словам, для повышения уровня жизни дальневосточников необходимо построить целый ряд больниц, фельдшерско-акушерских пунктов, школ, детских садов и дорог. "Все это, так или иначе, упаковано в Национальную программу развития Дальнего Востока. Это процесс, который будет осуществляться точно не один год", - сказал Трутнев. Он добавил, что на сегодняшний день возможностью взять один гектар на Дальнем Востоке воспользовались 83 тыс. человек.

"Мы считаем, что это здорово, что 83 тыс. человек как-то улучшили свою жизнь. А во-вторых мы в этом случае, извините, давали удочку, мы давали средство производства. Люди ставят там пасеки, люди ставят там какие-то охотничьи или рыболовные базы, люди занимаются там дайвингом. Я довольно подробно с этим знакомился. Поэтому мы дали возможность, а уж насколько человек готов этой возможностью воспользоваться, насколько он трудолюбив, насколько готов взяться за что-то новое - это определяет каждый человек", - подчеркнул вице-премьер.

Как сообщалось, программа "Дальневосточный гектар" является частью комплекса мер по развитию Дальнего Востока, инициированных президентом РФ Владимиром Путиным. Она призвана не только решать задачи по улучшению жилищных условий в регионе, но и создавать предпосылки для закрепления населения в ДФО. Федеральный закон о "дальневосточном гектаре" вступил в силу 1 июня 2016 года. Земельный участок предоставляется на 5 лет на основании договора безвозмездного пользования. По истечении этого срока участок можно арендовать или получить в собственность.

Пресс-центр

Новости в разделах
В миреПарламент Австралии обсудит запрет соцсетей для пользователей младше 16 летПарламент Австралии обсудит запрет соцсетей для пользователей младше 16 летВсе новости
ЭкономикаГосдума приняла закон о федеральном бюджете на 2025-2027 годыГосдума приняла закон о федеральном бюджете на 2025-2027 годыВсе новости
В РоссииПервый полет импортозамещенного МС-21 ожидается в марте-апреле 2025 годаПервый полет импортозамещенного МС-21 ожидается в марте-апреле 2025 годаВсе новости
СпортУЕФА присудил сборной Косово техническое поражение за досрочный уход с поляУЕФА присудил сборной Косово техническое поражение за досрочный уход с поляВсе новости
КультураКартина Магритта "Империя света" продана на аукционе за рекордные $121,2 млнКартина Магритта "Империя света" продана на аукционе за рекордные $121,2 млнВсе новости

Фотогалереи