МЧС России успешно реализует реформу контрольно-надзорной деятельности
В ведомстве выстраивают работу инспекторов по системе "умного контроля", отказываясь от сплошных проверок объектов и излишнего административного давления, а представители бизнес-сообществ отмечают уход МЧС от карательной системы к профилактике нарушений
Москва. 6 декабря. ИНТЕРФАКС - МЧС полностью отказалось от "палочной" системы в работе инспекторов пожарного надзора, заявил директор департамента надзорной деятельности и профилактической работы чрезвычайного ведомства России Ринат Еникеев.
"За последние три года работа инспектора МЧС очень изменилась. Появились новые приоритеты. Сломана и перестала функционировать "палочная" система. Инспектор сегодня ориентирован на конечный результат, он перестал отчитываться о количестве составленных протоколов, возбужденных уголовных дел и т. д.", - сказал Р.Еникеев в ходе "круглого стола" "Основные цели и параметры программы реформирования контрольно-надзорной деятельности МЧС России до 2025 года" в центральном офисе "Интерфакса" в среду.
По его словам, на сегодня основными показателями работы пожарных инспекторов считаются снижение оперативных событий, связанных с пожарами, чрезвычайными ситуациями, погибшими, пострадавшими, суммой причиненного вреда.
"По сути, мы выстраиваем систему "умного контроля". Уйти от сплошных проверок и работать надзорными механизмами "там, где болит". Зачем проверять палатки, ларьки, объекты, которые не представляют угрозы? Внедрив этот подход, мы категорировали все объекты по пяти классам. Первые два класса - больницы, школы, критически важные для национальной безопасности страны объекты проверяются раз в три-четыре года соответственно. Объекты третьего и четвертого класса - раз в семь-десять лет. Мы полностью отказались от плановых проверок объектов пятого класса", - сказал Р.Еникеев, отметив, что в случае поступления жалоб, предполагаемые проверки согласовываются с органами прокурорского надзора.
Касаясь противопожарного надзора на объектах малого и среднего бизнеса, Р.Еникеев отметил, что это категория меньшего риска.
"Мы малый бизнес сегодня вообще не проверяем, ушли от плановых и внеплановых проверок малых предприятий. Внеплановые проверки проводятся исключительно в случаях, если на объекте есть неустраненные нарушения, представляющие непосредственную угрозу жизни и здоровья людей", - сказал представитель МЧС.
Он отметил, что работа инспекторов пожарного надзора оценивается в настоящее время по новой системе - эффективности и результативности.
"Полностью изменилась шкала и методы при административных наказаниях. Мы значительно сократили суровость административных санкций в отношении всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", - сказал Р.Еникеев.
По его словам, если ранее инспектор мог прийти на объект и вынести решение о наложении штрафа в размере более 450 тыс. рублей, то теперь за впервые совершенное нарушение он обязан составить предупреждение, а привлекать к более суровой ответственности только в случае невыполнения этого предписания.
"Также закон предоставляет инспектору возможность, не вынося предупреждения, объявить устное замечание, если нарушение является малозначительным и не влечет угрозы жизни и здоровья людей", - сказал представитель МЧС.
"Результаты нашей работы позволили в этом году сократить количество пожаров и гибели людей на 4% и 5% соответственно", - сказал Р.Еникеев.
Со своей стороны вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" Марина Блудян заявила, что МЧС России является лидером среди российских ведомств по реализации реформы контрольно-надзорной деятельности.
"МЧС - лидер по реализации этой реформы. Кто бы ни имел отношение к этой реформе, даже те, кто ее жестко критикуют, это подтверждают", - сказала М.Блудян.
Она отметила, что это стало возможно благодаря тому, что МЧС семь лет занималось ревизией обязательных требований и объединило 25 тысяч действующих документов в единый действующий регламент, что позволило сделать требования простыми и понятными.
По ее словам, другие контрольно-надзорные органы задерживают реализацию этой реформы, так как еще не составили чек-листы проверок, или эти чек-листы слишком усложнены. "МЧС составляет эти чек-листы с легкостью, и в них включается 10 вопросов максимум. И мы с вами видим чек-листы Ростехнадзора - 7 тысяч вопросов или Роспотребнадзора - 190 вопросов", - подчеркнула вице-президент "Опоры России".
Она отметила, что МЧС является единственным контрольно-надзорным ведомством, которое успешно согласует графики внеплановых проверок.
"МЧС существенно снизил количество проверок, сегодня это уже не номер один по объему проверок, лидером стал Роспотребнадзор", - добавила М.Блудян.
В свою очередь руководитель экспертного центра при уполномоченном при президенте РФ по защите прав предпринимателей Анастасия Алехнович предложила создать единый перечень требований надзорных органов в связи с тем, что более 50 процентов опрошенных предпринимателей столкнулись с требованиями, о которых им не было известно.
"По нашим опросам, почти 50 процентов (опрошенных предпринимателей. - ИФ) говорят, что в ходе проверок проверялись требования, о которых им не было известно", - сказала А.Алехнович.
По ее словам, необходимо создать единый открытый перечень таких требований.
"Мы хотели бы рассчитывать, что МЧС России тут будет впереди планеты всей и может быть создаст кодифицированный открытый перечень", - сказала она.
А.Алехнович также отметила позитивную роль МЧС в совершенствовании надзора за бизнесом.
"Мы хотели бы подтвердить, что единственный, кто осуществил переход от карательной системы на профилактику нарушений - это МЧС. У МЧС 38,5 процентов предупреждений, не штрафов, не других санкций, а предупреждений", - сказала она.
Еще один участник "круглого стола", вице-президент "Национального института системных исследований проблем предпринимательства" Владимир Буев также отметил, что МЧС России как надзорный орган понизило свой негативный рейтинг в глазах предпринимателей, уступив первые места налоговикам и Роспотребнадзору.
"Данные наших исследований в разных регионах показывают, что субъективное восприятие малым бизнесом министерства по чрезвычайным ситуациям как института административного давления ушло на какие-то дальние места", - сказал В.Буев.
По его словам, "на первое место вышло налоговое администрирование, а на второе - Роспотребнадзор".
В то же время, отметил В.Буев, официальные данные министерства экономического развития свидетельствуют, "что в 2015 году МЧС по количеству проверок как занимало, так и занимает первое место по всем объектам контроля (крупный, средний и малый бизнес)".
По словам В.Буева, пять-семь лет назад "по всем вопросам малый бизнес просто криком кричал и был лидером по объему и уровню административного давления".
Между тем исполнительный директор "Российского топливного союза" (РТС) Григорий Сергиенко считает, что контрольные проверки бизнеса должны носить внезапный характер.
"Тот принцип, который закреплен в 294-м законе (о защите прав предпринимателей при осуществлении госконтроля), применительно к проверке продукции нам представляется не совсем правильным, потому что он мешает защите прав потребителей, и этим пользуются (недобросовестные предприниматели. - ИФ)", - сказал Г.Сергиенко.
По его мнению, "проверка продукции должна проводиться внезапно, без предупреждения".
Представитель РТС привел в пример ситуацию в топливо-заправочном бизнесе, контроль над которым осуществляет Росстандарт.
"Представьте, чтобы проверить заправку, нужно предупредить владельца за три дня. Понятно, что любой здравомыслящий человек, который владеет АЗС, естественно подготовится к тому, чтобы проверяющий ничего (нарушающего закон. - ИФ) не нашел", - сказал Г.Сергиенко.
По действующему законодательству, напомнил он, внезапную проверку можно провести только по конкретной жалобе потребителя, "который заправился непонятно чем на этой станции".