Эксперты представили новые доказательства общности истории российского и белорусского народов
Актуальность своих исследований авторы обусловили нарастающими в Белоруссии и навязываемыми из-за рубежа националистическими настроениями, которые основываются на искажении исторических фактов
Москва. 19 сентября. ИНТЕРФАКС - Белорусские авторы представили свои новые исторические работы, доказывающие общность истории российского народа и его партнера по Союзному государству.
По словам гендиректора Международной мониторинговой организации CIS-EMO Алексея Кочеткова, актуальность вышедших работ обусловлена нарастающими в Белоруссии навязываемыми из-за рубежа националистическими настроениями, которые основываются на искажении исторических фактов. Для участия в проекте, который должен способствовать интеграции двух народов, рассказал А.Кочетков, были приглашены белорусские историки и журналисты.
Со своей стороны доктор исторических наук Александр Бендин рассказал о своей монографии о графе Михаиле Муравьеве-Виленском, руководившем подавлением восстания 1863 года на западе Российской империи.
"Для того чтобы написать эту книгу, мне потребовалось достаточно большое введение, потому что и для белорусского читателя, и для российского не совсем понятно, в чьих интересах появился этот миф о Муравьеве, почему этот миф работал и в советской, и в постсоветской историографии. Мне пришлось сделать довольно большое вступление и показать, что в этой мифологии заинтересован белорусский национализм", - рассказал А.Бендин.
По словам историка, в своей книге он попытался выяснить, "как же действовал Михаил Николаевич Муравьев при подавлении восстания, почему это восстание 1863 года являлось попыткой колониального реванша польского меньшинства над православным русским большинством". "Именно с этого времени (1863 года) начинается формирование осмысленного этнического самосознания, и белорусы осознают себя как русский народ. Эти попытки и западной экспансии, и сама попытка восстания, по сути, вызвало реакцию и в самой России, где был сильный подъем самосознания и патриотизма, и также подъем переживала Западная Русь. Используя этот ресурс подъема, Муравьев и осуществил свои реформы, как он писал "в пользу русского народа и православия", - рассказал А.Бендин.
В свою очередь А.Кочетков добавил, что "фигура графа Муравьева для нас является ключевой в противостоянии современной западной мифологии, мы именно с него и начали". "Мы собираемся и дальше продолжать эту тему, исследование его жизни и деятельности. Что касается других выдающихся западных русистов, конечно, в долгосрочной перспективе у нас в планах есть издание литературы и об этих людях", - заявил гендиректор CIS-EMO.
Вместе с тем развитие данного проекта дается нелегко, признался он, так как "недостаточно поддержки со стороны, в том числе, различных негосударственных финансовых структур". "Во-вторых, чтобы донести эту информацию до всех великороссов и до всех белорусов, нужна серьезная информационная поддержка, а зачастую сил и возможностей нашей и дружественных организаций не всегда достаточно, тут вопрос не к нам, а к федеральным каналам и федеральным СМИ. Несмотря на то, что это важная, жизненно важная и ключевая проблема - взаимодействие России и Белоруссии - российские средства массовой информации как-то пытаются ее обходить стороной", - отметил А.Кочетков.
Кроме того, приходится преодолевать препятствия к распространению, добавил А.Кочетков. "Проблемы возникают, потому что существуют уже у белорусского государства новый для нас, совершенно неожиданный взгляд на совместную (с Россией) историю, появляются созвучные переклички с западной концепцией, то есть уже начинают внедрять идею - Белоруссия не Россия, белорусы - не русские", - пояснил он.
Политолог Николай Малишевский в своей книге "Белая гвардия Белой Руси" представил биографии самых ярких уроженцев Белоруссии, принимавших непосредственное участие в истории начала века - Первой мировой, Гражданской войне (в рядах белого движения), а затем и за границей, в эмиграции, где некоторые из них стали зачинщиками и героями Сопротивления во Франции при нацистской оккупации.
"В самых верхах командования Белой гвардии были десятки уроженцев Белоруссии, выдающихся по-своему людей, знаковых, ключевых фигур. И это не преувеличение, возможно, я даже уменьшаю их значимость", - рассказал он.
По его словам, если у Киева и Москвы есть писатель Михаил Булгаков, написавший "Белую гвардию", то у Минска такого литературного гения не нашлось.
"Я надеюсь, что эта книга для будущего минского Михаила Афанасьевича Булгакова станет подспорьем, чтобы отдать дань этим людям", - добавил журналист.
Доктор философских наук Лев Криштапович в своей работе "БСССР и Западная Белоруссия: 1919-1939" прослеживает историю взаимоотношений двух народов в самый бурный исторический период. По его мнению, в настоящее время жителям Белоруссии "навязывается польско-шляхетский взгляд на нашу историю".
"Мы с вами должны понимать, что сейчас в научном сознании и в сознании в какой-то степени официозном присутствует такая тема, что у нас есть своя собственная белорусская история, которая ничего общего не имеет с общерусской историей. А если есть своя якобы история, то вы не выдумаете никакой новой истории, а будете фактически брать ту историю, которая вам будет навязана - история польско-шляхетская", - считает Л.Криштапович.
Ученый посетовал, что инициатива некоторой части белорусской общественности об увековечивании памяти 17 сентября 1939 года(17 сентября 1939 года Красная армия вошла на территорию будущей Западной Белоруссии в соответствии с "пактом Молотова - Риббентропа". - ИФ) пока не претворена в жизнь. "Что может быть более значительным, чем воссоединение двух народов в рамках единого этноса и единого государства? Мы обращались в различные инстанции, чтобы придать этому дню если не статус государственного, национального праздника, то хотя бы внести его как памятную дату Союзного государства. Пока все ответы отрицательные", - посетовал Л.Криштапович.
По его мнению, "единственный вариант - все время стучать в одну и ту же дверь, показывая, что все попытки написания некой собственной независимой истории будут вести к отрицанию собственной белорусской истории".