Повышение акцизов на топливо в конечном счете ударит по потребителю - эксперты

Повышение акцизов на бензин и дизельное топливо приведёт к росту цен на топливном рынке и в конечном счёте будет оплачено потребителями, считают участники круглого стола "Налогообложение нефтяной отрасли - большие маневры", состоявшегося в "Интерфаксе".

Повышение акцизов на топливо в конечном счете ударит по потребителю - эксперты

При этом эксперты разошлись во мнениях относительного того, насколько сильно подорожает бензин в текущем году. «Цены вырастут в пределах официальной инфляции, едва ли больше», - высказала мнение Маргарита Козеняшева, советник по экономике «Ассонефть». «Если рост цен окажется выше, то вмешается регулятор. В условиях кризиса правительство не позволит допустить сильный рост цен на бензин, что может привести к сокращению доходной части компаний», - добавила она.

«Я тоже считаю, что рост цен не превысит инфляцию», - сказал директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. «Но это не решит проблему. В нынешней ситуации задача правительства переложить издержки не на население, а на компании. В этом плане рост акцизов является дополнительным изъятием денег у компаний. В очередной раз осуществляется конфискационная мера», - отметил он.

Вместе с тем, участники дискуссии не исключили и более выраженный эффект от повышения акцизов. «Задача ФАС — препятствовать необоснованному росту цен, в том числе вызванному картельными сговорами. Увеличение цены в результате повышения налоговой нагрузки не является манипуляцией рынком и не нарушает правила антимонопольного регулирования. В этом случае ФАС будет непросто найти разумные аргументы чтобы заставить продавцов не повышать цены. В результате роста акцизов к цене на топливо может добавиться около 15%», - высказал мнение эксперт нефтегазового портала «Нефтянка» Денис Захаров. «Акциз в конечном итоге — это то, что снимут с потребителя, потому что акциз включается в цену конечной продукции», - согласилась с ним Маргарита Козеняшева.

Президент "Союза нефтегазопромышленников России" Генадий Шмаль напомнил присутствующим, что изначально в рамках Налогового манёвра предусматривалось снижение акцизов. «В декабре 2014 года, когда Налоговый маневр ещё только обсуждался, но не был принят, представители Минфина убеждали нас в том, что никакого повышения цен на моторное топливо не будет за счёт того, что изменение налогов должно компенсироваться снижением акцизов», - сказал он. Акцизы должны были стать тем инструментом, который сбалансирует изменения налогового законодательства и защитит потребителей топлива от роста цен. Корректировка параметров налогового манёвра делает недостижимыми те цели, которые ставились изначально.

Заместитель председателя Комитета по энергетической политике и энергоэффективности РСПП РФ Юрий Станкевич подтвердил, что повышение акцизов стало незапланированной мерой, и этот шаг не получил безоговорочной поддержки. «Хорошая новость в том, что правительство перестало отрицать, что увеличение налоговой нагрузки приведет к увеличению стоимости на готовый товар. Вторая хорошая новость в том, что депутаты Государственной Думы всех фракций, проголосовав за этот закон (236 человек одобрили закон о повышении акцизов), отметили, что такого рода решение является следствием бессистемной и непоследовательной политики», - отметил он.

Генеральный директор "АссоНефть" Елена Корзун также выступила с резкой критикой системы расчёта налога на добычу полезных ископаемых. "Формула НДПИ превратилась в налоговый «кубик Рубика», который Минфин подстраивает под бюджет. Множество коэффициентов для предоставления льгот делает налог похожим на лоскутное одеяло", - сказала она. "В нынешней ситуации необходимо продолжать работу по внедрению системы налогообложения финансового результата, нужно продолжать работу по конструированию нормальной налоговой системы для нефтяной отрасли ", - отметила Е.Корзун.

Главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов предупредил о том, что излишне высокая налоговая нагрузка на нефтяные компании приведёт к падению производственных показателей. «Установилась устойчивая тенденция на сокращение инвестиций нефтяных компаний. В первую очередь от этого страдает геологоразведка, что неминуемо скажется на перспективах нефтяного бизнеса в России. Причем наиболее чувствительно сокращается геологоразведка, что будет иметь далеко идущие последствия», - отметил он.

Пакет изменений в налоговое законодательство, получивший название «Налоговый манёвр», был принят в ноябре 2014 года и рассчитан на период до 2017 года. В рамках налогового манёвра предусмотрено поэтапное увеличение НДПИ с одновременным снижением экспортных пошлин и акцизов на топливо. Корректировка законодательства должна была привести к перераспределению налоговой нагрузки без существенного изменения суммарного влияния на отрасль. В ходе реализации налогового манёвра по инициативе Минфина было решено отказаться от снижения акцизов (утверждено решение о повышении с ставок с 1 апреля 2016 года). Также обсуждается повышение НДПИ более высокими темпами, чем предусматривалось ранее.

Пресс-центр

Новости в разделах
В миреМинск вновь повысил минимальные экспортные цены на ряд молочных продуктов для РФМинск вновь повысил минимальные экспортные цены на ряд молочных продуктов для РФВсе новости
ЭкономикаВ Японии инфляция в октябре замедлилась до 2,3%, минимума с январяВ Японии инфляция в октябре замедлилась до 2,3%, минимума с январяВсе новости
В РоссииВладимир Путин об атаках западных дальнобойных ракет по территории РФ. ГлавноеВладимир Путин об атаках западных дальнобойных ракет по территории РФ. ГлавноеВсе новости
СпортФедерация тяжелой атлетики России выдвинула Дегтярева на пост главы ОКРФедерация тяжелой атлетики России выдвинула Дегтярева на пост главы ОКРВсе новости
КультураКартина Магритта "Империя света" продана на аукционе за рекордные $121,2 млнКартина Магритта "Империя света" продана на аукционе за рекордные $121,2 млнВсе новости

Фотогалереи