Запрет Египта - тяжелый удар для турбизнеса, но отрасль справится
Запрет полетов в Египет - тяжелое решение для турбизнеса, но постепенно острота ситуации снижается, как и число звонков от недовольных туристов в различные инстанции, сообщила на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса" в среду исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе.
По ее словам, если в выходные в правовую службу АТОР поступило более 500 звонков, то сейчас их число снизилось до десятков. Туроператоры подсчитывают потери, а турагентства работают с клиентами, предлагая им три варианта: отказаться от тура, перебронировать его на другое направление или "заморозить" деньги у туроператора до возобновления сообщения с Египтом.
Кто в выигрыше
"Выиграют, прежде всего, зимние направления, в первую очередь, Арабские Эмираты. Ведь с точки зрения полетной программы, качества отдыха этот продукт не уступает Египту и даже, возможно, в чем-то превосходит его. Также туристы выбирают Таиланд. И уже затем идет ряд летних направлений, которые в ноябре получили дополнительно поток туристов - это Турция и Кипр", - рассказал журналистам президент группы компаний "Натали Турс" Владимир Воробьев.
Комментируя заявления чиновников о возможности российских курортов принять всех туристов, не полетевших в Египет, Майя Ломидзе заявила, что предложения по внутреннему туризму нельзя считать альтернативой Египту. "Можно понять чиновников, их задача - продвигать внутренний туризм. Но надо понимать, что по опыту 2011 и 2013 годов, когда направление также закрывали, альтернативы Египту не нашлось на всем земном шаре, не то что в нашей северной стране. Любое другое зарубежное направление будет дороже. Переориентироваться на внутренний туризм можно, конечно, но это будет совсем другой отдых. В первую очередь, экскурсионные поездки - Золотое кольцо, Казань, Санкт-Петербург. Что касается курортов, то в Крыму море уже холодное. Вот в Сочи хотя бы можно организовать экскурсионные туры по олимпийским объектам и т.д.", - заявила М. Ломидзе.
Цены выросли, но временно
Цены на направления, заменившие туристам Египет, выросли, признал В. Воробьев. "Рост обусловлен тем, что на ближайшие вылеты у туроператоров завершилась блок-чартерная перевозка. И те предложения, которые мы даем сейчас, основаны уже на более дорогой регулярной перевозке", - пояснил он.
Но, по его словам, повышение цен будет носить краткосрочный характер. "С начала этой недели большинство туроператоров озадачились постановкой дополнительных чартерных рейсов и берут дополнительные перевозки. По нашему прогнозу, с 20-х чисел ноября цены стабилизируются", - считает эксперт.
Запрет или не запрет
Сколько продлится запрет на полеты в Египет, неясно, отмечают в АТОР. А вот появившиеся высказывания о возможных запретах на других направлениях не имеют под собой почвы.
"Чтобы делать заявления о запрете полетов, должны быть серьезные основания. Никаких предпосылок для этого сейчас нет. И подобные высказывания можно рассматривать только как спекуляции на пустом месте, направленные на создание паники", - заявила М. Ломидзе.
Многие туристы, не желающие отказываться от отдыха на полюбившихся курортах Египта, начинают искать альтернативные пути добраться до Шарм-эль-шейха или Хургады. "Популярность Египта объясняется в первую очередь его доступностью. Перелеты со стыковками, варианты добраться через Эйлат и так далее по стоимости оказываются гораздо выше. Да, есть туристы, которые собираются лететь через Белоруссию и т.д. Формально российские туроператоры не получали рекомендаций МИД о непосещении туристами Египта. Но с другой стороны, если внимательно почитать указ президента, там слово "безопасность" встречается чаще, чем в любой рекомендации МИД.
Мне кажется, указ президента - вполне исчерпывающий документ", - отметила М. Ломидзе.
Турбизнес настроен оптимистично
По словам М.Ломидзе, запрет полетов в Египет уже стоил российским туркомпаниям 1,5 млрд. рублей, и может принести еще столько же убытков, если продлится хотя бы два-три месяца, однако готовность государства оказать поддержку внушает представителям туротрасли оптимизм.
"За последние несколько лет полеты в Египет запрещали не раз. Но впервые правовое основание для этого - указ президента. И впервые же на правительственном уровне озаботились потерями турбизнеса от подобного решения. Это важно, ведь Египет даже в условиях экономической нестабильности остается лидирующим, самым доступным направлением морского отдых. К тому же это круглогодичное направление. И сейчас турбизнесу прямо задан вопрос о том, сколько они потеряли из-за прекращения полетов", - заявила М. Ломидзе.
По ее словам, механизмы поддержки турбизнеса, пострадавшего от запрета полетов в Египет, будут формироваться к началу следующей недели. "До сих пор не было ни одной программы поддержки турбизнеса в сфере выездного туризма, и пока непонятно, как это будет происходить", - отметила М. Ломидзе.
Как рассказал президент группы компаний "Натали Турс" Владимир Воробьев, туроператоры в первую очередь нуждаются в возмещении сумм, уже перечисленных авиакомпаниям за перевозку. По данным АТОР, совокупный ущерб девяти туроператоров, обеспечивающих 99% турпотока в Египет, составил около 1,5 млрд руб.
"Компании, возможно, справились бы с этой ситуацией и сами, но с огромными потерями. То, что государство обратило внимание на туротрасль и заговорило о поддержке, является сильным моральным фактором, который позволяет с оптимизмом смотреть в завтрашний день", - заявил В. Воробьев.
Оба эксперта считают, что отрасль с этой ситуацией справится.
Президент Владимир Путин своим указом временно запретил с 6 ноября воздушные перевозки между Россией и Египтом. Туроператорам и турагентствам рекомендовано приостановить продажу туров. Это решение было принято после того, как одной из основных версий крушения самолета А321 авиакомпании "Когалымавиа" 31 октября на Синайском полуострове стал взрыв бомбы на борту. Как сообщалось ранее, туроператоры продали около 140 тыс. путевок в Египет до марта 2016 года. На момент остановки авиасообщения в Египте находились около 80 тыс. туристов, сейчас их число быстро уменьшается, так как самолеты летят в Египет пустыми и только вывозят россиян.