Россияне реагируют на финансовый кризис отказом от покупок и поиском подработок
Основные стратегии поведения россиян в условиях финансового кризиса - отказ от покупки дорогих продуктов и товаров, поиск возможности подработать, выяснили социологи.
Москва. 19 ноября. ИНТЕРФАКС - Основные стратегии поведения россиян в условиях финансового кризиса - отказ от покупки дорогих продуктов и товаров, поиск возможности подработать, выяснили социологи.
Треть россиян (33%) в условиях повышения цен отказываются от покупки дорогих продуктов и товаров в поисках более дешевых, еще трети (32%) приходится вообще отказаться от употребления некоторых продуктов и товаров, сообщил в среду на пресс-конференции в "Интерфаксе" генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров по результатам всероссийских исследований.
По данным социологов, каждый четвертый (25%) сейчас ищет возможности подработать, а повышение заработной платы у работодателя потребовали 8% наших сограждан. Еще 8% респондентов в ходе опросов сообщили о сокращении их накоплений за счет увеличения трат на продукты и товары широкого спроса. Только 6% респондентов в настоящее время приобретают товары длительного пользования.
Последствия кризиса в виде задержек зарплаты уже испытали на себе 7% работающих россиян, выяснили ученые ВЦИОМ.
Однако, по их данным, половина опрощенных считают вероятность задержек заработных плат для них либо очень низкой (27%), либо ее вообще не ждут (22%). При этом более четверти граждан (28%) полагают, что в ближайшие 2-3 месяца возможны задержки выплаты заработной платы, а 6% уверены, что они будут.
Как выяснили социологи ВЦИОМ, хранить свои сбережения наши сограждане сейчас предпочитают в рублях (41% против 51% - в 2006 г.), нежели в долларах (1% и 4% соответственно) или евро (по 1% в обоих годах).
Причем с 2006 года на 16% выросло число тех, у кого вообще нет сбережений (с 39% до 51%), показывают исследования социологов.
Между тем покупку недвижимости наши граждане по-прежнему считают самым надежным способом вложения денег, однако за месяц число приверженцев подобной стратегии сократилось с 51% до 48%, выяснили социологи ВЦИОМ.
Комментируя ситуацию на рынке жилья другой участник на пресс-конференции Никита Чулочников, генеральный директор исследовательской компании R3 (Russian Realty Research), отметил, что большинство россиян по прежнему уверены, что приобрести квартиру в собственность они не смогут никогда и ни при каких условиях, вне зависимости от ценовых колебаний на рынке.
По данным исследований компании, за месяц на 11% сократилась доля россиян, у которых в планах стояла покупка жилья в течение ближайшего года (с 34% до 23%), при этом более половины граждан (57%) уверены, что несмотря на кризис, недвижимость будет расти в цене.
По сравнению с прошлым годом стало значительно больше (51% против 35%) тех россиян, которые не планирует и в ближайшие семь лет улучшать свои жилищные условия, так как в этом, по словам респондентов, нет необходимости. 33% опрошенных в качестве причины отказа от покупки жилья назвали полное отсутствие возможностей, хотя в 2007 году таковых было больше на 10%. Лишь 13% сейчас выражают уверенность, что в ближайшие годы планируют покупку недвижимости в собственность.
Большее всего планов покупки жилья в ближайшее время у жителей Уральского (40%) и Сибирского (35%) федеральных округов, выяснилось в ходе опроса.