Две трети обеспеченных россиян намерены приобретать страховые услуги
Согласно данным исследования, проведенного фондом "Общественное мнение" (ФОМ), 70% представителей сегмента жителей России с относительно высокими доходами планируют приобретение страховых услуг, сообщил президент фонда Александр Ослон на пресс-конференции в центральном офисе агентства "Интерфакс" в Москве в четверг.
Москва. 13 марта. ИНТЕРФАКС-АФИ - Согласно данным исследования, проведенного фондом "Общественное мнение" (ФОМ), 70% представителей сегмента жителей России с относительно высокими доходами планируют приобретение страховых услуг, сообщил президент фонда Александр Ослон на пресс-конференции в центральном офисе агентства "Интерфакс" в Москве в четверг.
Опрос, проведенный фондом "Общественное мнение" по заказу группы "Ренессанс Страхование", охватил 68 регионов РФ. Объем выборки - 34 тыс. респондентов старше 18 лет. На долю населения регионов, где проводилось исследование, приходится 93% всего населения России.
По словам А.Ослона, "среди обеспеченных участников опроса 50% уже пользуются страховыми услугами". "Число "сегодняшних" клиентов составило 11,5 млн человек. Еще 6,3 млн человек выразили желание приобретать такие услуги в будущем", - добавил он.
"Среди тех, кто уже страхует риски, около 70% используют одну-две услуги, а 30% используют три и больше услуг, в том числе 7% пользователей оплачивают свыше трех услуг страховщика", - отметила исполнительный вице-президент группы Сирма Готовац.
Из числа тех, кто в настоящее время пользуется только одной страховой услугой, 16% большего не хотят, а 84% заявляют, что желали бы расширить число полисов. "Это означает, что работа с существующими клиентами и перекрестные продажи продуктов имеют хорошие перспективы", - считает специалист.
В общем составе участников всероссийского опроса к группе лиц с высокими доходами (в среднем - 10,5 тыс. рублей на члена семьи в месяц) относится 20% респондентов. "Вопрос о доходах оказывается довольно чувствительным, поэтому в дополнение исследователи выясняют уровень доступных расходов, - отметил А.Ослон. - В результате к ней же (к группе лиц с высокими доходами - прим. ИФ-АФИ) мы относим людей, которые не испытывают затруднений с расходами на крупную бытовую технику".
Самое большое количество клиентов, по данным опроса, сосредоточено в секторе ОСАГО - 49%. Это означает, в частности, что не все состоятельные респонденты имеют автомобили.
Второе место по распространению среди действующих клиентов страховщиков остается за добровольным медицинским страхованием (за счет инициативы работодателей по ДМС сотрудников - прим. ИФ-АФИ) - 37%.
Третье место удерживает имущественное страхование физлиц - 21%, далее следуют "автокаско" - 12%, страхование от несчастного случая - 10%, страхование жизни - 5%, добровольное страхование ответственности - 4% и накопительное страхование - 3%.
Самый высокий отложенный спрос, как показало исследование ФОМ, сосредоточен в секторе имущественного страхования. Как заявили нынешние пользователи страховых услуг, 39% из них хотели бы приобрести полисы имущественного страхования, услугами ДМС хотели бы воспользоваться 30% опрошенных, а ОСАГО - 28%.
Высокий отложенный спрос на имущественное страхование физлиц не очевиден и не всеми страховыми компаниями на рынке определяется как ближайший приоритет спроса. Тем не менее С.Готовац заявила, что такие результаты исследования "не удивили представителей "Ренессанс Страхования". "Среди наших клиентов те, кто достиг определенного уровня благополучия и может это ценить", - сказала она.
Более чем в 4 раза может увеличиться потенциально среди нынешних пользователей страховых услуг число приобретателей полисов страхования жизни - до 22%. Почти втрое может увеличиться в перспективе спрос на страхование от несчастного случая - до 27%, и почти вдвое - на страхование "автокаско", до 21%. Вдвое может расшириться группа потребителей услуг по добровольному страхованию гражданской ответственности - до 8%. Желание приобрести полис накопительного страхование жизни выразила группа "сегодняшних" страхователей, в 6,3 раза превышающая число действующих пользователей этой услуги.
Пропорция в будущем спросе на страховые услуги среди тех, кто страхованием пока не пользуется, сложилась следующим образом. Страхованием имущества хотели бы воспользоваться 44% всех опрошенных, страхованием от несчастного случая - 37%, ДМС - 33%. Полисы страхования жизни хотели бы иметь в перспективе 31% всех опрошенных, накопительного страхования - 24%, ОСАГО - 17%, "автокаско" - 13%, добровольного страхования ответственности - 6%.
Наиболее перспективны для страховщиков после Москвы и Московского региона, а также Санкт- Петербурга 4 региона - Свердловская и Челябинская области, Краснодарский край и Татарстан.
Согласно данным исследования, за этой четверкой перспективных регионов следуют Башкирия и Ростовская область. За ними с серьезным отставанием идут по ниспадающей Нижегородская, Кемеровская, Иркутская, Самарская, Тюменская, Волгоградская области, Пермский и Алтайский края, Ленинградская, Новосибирская и Читинская области, Ханты-Мансийский автономный округ, Удмуртия и Красноярский край.
"Если посмотреть по субъектам РФ, то наиболее интересны с точки зрения перспектив Поволжье, Юг России, Сибирь и Урал, где сразу несколько регионов, которые наиболее перспективны для развития страхования", - сказала директор проектов ФОМ Людмила Преснякова в ходе пресс-конференции.
Фонд исходил из того, что перспективными считаются регионы, где находится максимальное количество "сегодняшних" и "завтрашних" пользователей страховых услуг.
Оценивая целевую группу для страховщиков по включенности в рынок и по потенциалу, исследователи определили, что в структуре населения старше 18 лет лица с высоким доходом (средний доход по группе высокодоходных - 10,4 тыс. рублей на человека в месяц) занимают 20%. В структуре этой группы на "сегодняшних" пользователей приходится 53%, "завтрашних" - 29%.
Группа со средним доходом, по оценке исследователей, занимает 32%, с низким - 48%.
Критерии выбора страховой компании клиентами сместились с цены в сторону качества услуг и репутации компании.
Как отметила директор проектов ФОМ Людмила Преснякова, "на первом месте среди критериев выбора страховщика репутация и надежность компании".
Второе место делят цена на услугу и качество обслуживания. "Для нас это было неожиданным, все предполагали, что вопрос цены будет превалирующим, но мы увидели, что фокус внимания смещается с цены на качество", - сказала Л.Преснякова.
При этом она подчеркнула, что и нынешние, и потенциальные клиенты страховых компаний имеют одинаковую иерархию критериев.
Как сообщила исполнительный вице-президент группы "Ренессанс Страхование" Сирма Готовац, исходя из данных исследования, компания сконцентрирует усилия на поддержке репутации бренда. "Мы активно будем вкладывать средства в поддержку бренда, а также в рекламу продуктов", - сказала она.
По словам Л.Пресняковой, согласно исследованию, две трети россиян проявляют желание воспользоваться страховыми услугами.