Глава СПЧ обсудит с министром юстиции концепцию обновленного законодательства об НКО
В президентском Совете по правам человека обеспокоены возможным сокращением господдержки НКО, нарастанием агрессии в российском обществе, а также предлагают создать механизм контроля за соблюдением следователями прав фигурантов уголовных дел
Москва. 12 марта. ИНТЕРФАКС - Глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов надеется в ближайшее время встретиться с главой Минюста Александром Коноваловым, чтобы обсудить новый проект закона, который будет касаться всех НКО - от казаков до политических партий.
"Мы выходим сейчас на определенный документ, концепция законодательства об НКО. Я надеюсь, на следующей неделе он будет уже готов, и мы его обсудим с министром юстиции Коноваловым", - сказал М.Федотов на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса" в четверг.
По его словам, в связи с изменениями в Гражданском кодексе РФ в любом случае понадобится вносить поправки в закон об НКО. Но, по мнению М.Федотова, необходимы не "мелкие поправки" - назрела необходимость создать два рамочных закона, которые будут касаться всех НКО: новый закон о некоммерческих организациях и закон о праве граждан на объединение.
"Выстраивается довольно логичная система, когда два рамочных закона, об НКО и о праве на объединение, создают базу для специальных законов - о политических партиях, о религиозных организациях, о казачьих обществах, потребительских кооперативах и так далее", - сказал М.Федотов.
Между тем в СПЧ обеспокоены предложением Минфина радикально сократить уровень господдержки социально ориентированных НКО, поскольку его реализация уничтожит всю инфраструктуру некоммерческих организаций.
"Гражданское общество крайне обеспокоено предложением министерства финансов о сокращении программы поддержки социально ориентированных НКО. Сейчас в Минфине готовят поправки в закон о бюджете. Все программы секвестрируются на 10%. И эта программа попадает по предложению Минфина под секвестр. Но не 10%, а в полном объеме. По сути, предлагается эту программу ликвидировать", - заявила член СПЧ Елена Тополева-Солдунова.
По ее словам, правозащитники и члены совета предпринимают пока безуспешные попытки найти поддержку у отдельных членов правительства по данной проблеме.
"Конечно, те, кто живет в социальных сетях и наблюдает за рассылками НКО, может увидеть, насколько все взбудоражены и обеспокоены. Мы написали обращение и в общественный совет Минфина, и лично обращались ко всем, кого мы знаем - и к Голодец, и к Дворковичу, и к Абызову, и к другим министрам и вице-премьерам. Насколько мы знаем, все в курсе, но пока ничего не сделано", - сказала Е.Тополева-Солдунова.
При этом меры по господдержке НКО обходятся федеральному бюджету весьма недорого, считает она.
"В общем объеме субсидий, которые предоставляются НКО из бюджета, это какая-то совсем маленькая доля. Меньше 1 млрд. рублей в год. Сумма реально незначительная. Эффект от нее огромный. Если она будет сокращена, некоммерческий сектор будет отброшен как минимум на 10 лет назад. Будут разрушены инфраструктуры", - сказала член СПЧ.
"Альтернатива сегодня - только иностранные деньги. Что получается? НКО хотят лишить федеральных субсидий, и при этом, если они получают иностранные деньги, их объявляют иностранными агентами. Не говоря уже о том, что это противоречит тому, что говорилось в последнее время и президентом, и премьер-министром о необходимости увеличения средств, выделяемых на поддержку социально ориентированных НКО и развития этой программы", - заявила Е.Тополева-Солдунова.
При этом член СПЧ Даниил Дондурей со своей стороны добавил, что за год проверок российских НКО с целью выявления среди них иностранных агентов прокуратуре удалось выявить лишь 41 организацию, подпадающую под это понятие, заявил член СПЧ Даниил Дондурей.
"После огромнейшей работы они смогли найти 41 организацию из 2 тыс., которые как-то подпадали под это словосочетание "иностранный агент", - сказал Д.Дондурей на пресс-конференции.
Он отметил, что в России насчитывается около 220 тыс. некоммерческих организаций, из них 2 тыс. получают зарубежное финансирование. Прокуратура проверяла чуть более 1 тыс. таких НКО.
"41 из 220 тыс. НКО. Этим занимались сотни людей, и зачем это было сделано?" - недоумевает член совета. Он считает некорректным сравнивать российский термин "иностранный агент" с аналогичным обозначением в США.
"Когда нам рассказывают о том, что так в США определяются те организации, которые официально лоббируют интересы других стран, мы прекрасно понимаем, что в США не живут в русском языке, в русских коннотациях, в русских смыслах. В российских смысловых коннотациях иностранный агент - это враг, вредитель, шпион, предатель", - отметил Д.Дондурей.
В свою очередь член СПЧ Николай Сванидзе сообщил, что нарастание агрессии в российском обществе станет темой специального заседания Совета при президенте РФ по правам человека в конце марта.
"Рост нетерпимости, экстремизма в стране, необходимость им противостоять - этому будет посвящено заседание, которое мы намерены провести в конце текущего месяца с приглашением разных серьезных людей, влияющих на ситуацию", - сказал Н.Сванидзе.
По его словам, "общая атмосфера в стране" представляется ряду правозащитников угрожающей. "Это атмосфера агрессии, натравливания друг на друга социальных групп". С этим Н.Сванидзе связал недавнее убийство оппозиционного политика Бориса Немцова и угрозы, которые получают члены СПЧ.
"Члены совета, мы, лично я получаем", - пояснил Н.Сванидзе.
О растущей агрессии в обществе также свидетельствует категоричность заявлений движения "Антимайдан", закрытие экспозиций, связанных со сталинскими репрессиями, и отношение к войне на юго-востоке Украины, добавил правозащитник.
По мнению Н.Сванидзе, эти вопросы требуют внимания правозащитников и отдельного заседания СПЧ. "Туда (на заседание. - ИФ), естественно, будет приглашена и пресса", - добавил он.
…Правозащитники следят за состоянием Савченко и арестованных по делу об убийстве Немцова
Глава СПЧ Михаил Федотов и член СПЧ Елизавета Глинка планируют снова посетить в СИЗО украинскую летчицу Надежду Савченко.
"Я надеюсь, что как только Елизавета Петровна Глинка, доктор Лиза, член нашего Совета, вернется из Донецкой области, мы с ней снова пойдем встречаться с Надеждой Савченко", - сказал М.Федотов.
В настоящее время, по его данным, Н.Савченко пять раз в день получает разбавленный куриный бульон и принимает нутризон - специальный препарат, который позволяет постепенно выходить из голодовки.
"Процесс выхода из голодовки очень тяжелый, он требует большого внимания со стороны врачей и личного мужества со стороны человека, который столько времени голодал", - отметил глава СПЧ, добавив, что Совет внимательно следит за информацией, поступающей от московского подразделения ФСИН.
М.Федотов также сообщил, что он и член совета Кирилл Кабанов намерены в пятницу посетить фигурантов дела об убийстве Бориса Немцова в столичном изоляторе "Лефортово", запрошено разрешение у следствия.
"Мы намерены посетить изолятор завтра в первой половине дня, но для этого нам нужно получить разрешение следователя. Мы обратились к главе СК, пока ответа нет", - сказал М.Федотов.
Он добавил, что разрешение следствия необходимо, поскольку ни К.Кабанов, ни сам глава СПЧ не являются членами общественной наблюдательной комиссии.
Вместе с тем в ходе пресс-конференции член СПЧ Андрей Бабушкин, ранее допрошенный следствием после посещения "Лефортово", заявил, что из-за его процессуального статуса свидетеля он не сможет посещать изолятор.
"Подписка налагает обязательства, но не препятствует осуществлению общественного контроля. Кроме одного неприятного для меня факта: пока ведется уголовное дело и я являюсь свидетелем, я не могу приходить в "Лефортово" с проверкой", - сказал А.Бабушкин.
Он добавил, что накануне вечером состоялось его общение со следователями.
"Мы очень любезно с ним побеседовали, рассказал им обстоятельства посещения "Лефортова". Как я понимаю, они согласились со мной о том, что все, что мы делали и спрашивали, является неотъемлемой частью предмета общественного контроля", - сказал А.Бабушкин.
По его словам, подозреваемый в причастности к убийству Б.Немцова Заур Дадаев в беседе с членами ОНК заявлял о том, что к нему применялись недозволенные методы воздействия, что повлияло на его показания.
"Он пять раз говорил нам о том, что если бы к нему не применялись недозволенные методы воздействия, то он бы дал другие показания", - сказал А.Бабушкин.
В частности, Д.Дадаев утверждал, что на него надевались кандалы.
А.Бабушкин также сообщил, что у З.Дадаева были обнаружены травмы на запястьях, которые могут свидетельствовать либо о том, что на него слишком жестко были надеты наручники, либо о том, что он висел на наручниках, либо о том, что наручники были надеты нормально, но он сам, двигая руками, мог нанести такие повреждения.
"У него были обнаружены на ногах телесные повреждения в районе лодыжек. Он утверждал, что на него надевались кандалы. Надо сказать, что кандалы были запрещены в нашей стране с 1904 года", - отметил А.Бабушкин.
Кроме того, он сообщил, что у подозреваемого были обнаружены повреждения на верхней поверхности пальцев обоих ног.
"По поводу повреждений на ногах - он нам их показал и сказал, что это следы от проводов. Эти следы действительно характерны для ожогов от оголенных проводов, электротоком", - сказал А.Бабушкин.
Он подчеркнул, что медиком не является, и "окончательные выводы должны сделать специалисты", но рассказал о характере повреждений: "Это, по-моему, четыре пальца каждой ноги, они похожи на маленькие ссадины. По цвету, давности, по форме они очень характерны для ситуации, если бы его ноги были обмотаны проводами".
Правозащитник подчеркнул, что члены ОНК, посетившие З.Дадаева на днях - сам А.Бабушкин и Ева Меркачева, не вступали с З.Дадаевым в разговор о его виновности или невиновности.
А.Бабушкин также высказал мнение, что З.Дадаев не жаловался своему адвокату Андрею Герасимову на пытки, потому что между защитником и его подопечным не было доверия.
"Эти слова Герасимова (о том, что Дадаев не жаловался на побои. - ИФ) говорят о том, что обстановки доверия между ним и подзащитным не было. Он (Дадаев) бы должен был ему (адвокату) сказать, если бы ему доверял", - сказал А.Бабушкин, комментируя заявления адвоката З.Дадаева А.Герасимова.
А.Бабушкин добавил, что работа адвоката вызывает вопросы и может повлечь проверку комиссии по этике Адвокатской палаты.
Кроме того, член СПЧ не исключил, что беседа адвоката с подозреваемым могла происходить под контролем оперативников, поэтому З.Дадаев мог принять решение не открываться защитнику. "Теоретически (это возможно), если Дадаев боялся в этот момент говорить о пытках - а он мог бояться", - сказал А.Бабушкин.
Он добавил, что адвокат мог не заметить следов пыток, поскольку подозреваемый в ходе встречи был в одежде, а никаких повреждений открытых частей рук и лица у З.Дадаева не было.
Со своей стороны М.Федотов призвал к выработке механизма контроля за соблюдением следователями прав фигурантов уголовных дел.
"Нам нужно найти форму общественного контроля за работой следственных органов. Нужно найти некую золотую середину, некий баланс интересов, и наш совет готов сотрудничать в этом вопросе с представителями следственных органов, чтобы была некая общественная проверка той информации, которая предоставляется аудитории о ходе расследования", - сказал М.Федотов.
По его словам, у общества не должно быть подозрений, что следствие действует противозаконными методами.
Вместе с тем глава СПЧ добавил, что пока не может представить конкретный механизм такого контроля. У меня нет готового рецепта", - отметил М.Федотов.