Архив Коминтерна открыт для доступа в интернете
Оцифровку документов Государственного комитета обороны планируется завершить ко Дню Победы, работа с архивом политбюро продолжается, часть его, а также личный архив Сталина уже доступны на сайте документов советской эпохи
Москва. 6 марта. ИНТЕРФАКС - Электронный архив Коминтерна, база данных которого содержит 1,5 млн листов, стал доступным для свободного пользования в интернете, сообщил руководитель Федерального архивного агентства Андрей Артизов.
"Созданный электронный архивный ресурс в соответствии с решением Федерального архивного агентства конвертирован на новой электронной платформе и предоставляется во всеобщее свободное пользование на сайте "Документы советской эпохи", - заявил А.Артизов в пятницу на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса".
Он отметил, что архив Коминтерна, действовавшего с 1919 по 1943 годы, состоит из нескольких документальных комплексов, в частности, документов конгрессов Коминтерна, коммунистических партий, Красного Интернационала профсоюзов и других. В архив Коминтерна входят также документы интернациональных соединений и бригад Республиканской армии Испании.
Как отмечается на сайте ведомства, к настоящему времени в электронной базе находится около 10% всех документов архива Коминтерна.
Между тем Российский государственный архив социально-политической информации (РГАСПИ) к 9 мая должен завершить оцифровку документов Государственного комитета обороны СССР, сообщил на пресс-конференции директор архива Андрей Сорокин.
"В настоящее время происходит оцифровка документов Государственного комитета обороны. Это высший чрезвычайный орган управления страной в годы Великой Отечественной войны. Мы надеемся к 9 мая завершить (оцифровку. - ИФ) и сделать этот комплекс документов доступным для широкой публики", - заявил А.Сорокин.
"В настоящее время продолжается процесс оцифровки документов политбюро, которые оцифрованы за период с 1919 по 1932 год, и эти документы доступны сегодня в онлайн-режиме. Они размещены на сайте документов советской эпохи портала Федерального архивного агентства", - сказал директор РГАСПИ.
А.Сорокин напомнил, что за последние годы был оцифрован личный архив Сталина, который полностью находится в РГАСПИ.
Из этого архива на сегодняшний день рассекречены и доступны почти 95% документов, сообщил со своей стороны А.Артизов.
По его словам, оставшиеся несколько процентов закрыты согласно российскому законодательству о государственной тайне.
"К ним относятся документы, связанные с разведкой, с обеспечением безопасности страны, вопросы, связанные с производством оружия. Есть и международная деятельность, те или и иные решения, которые принимались представителями государств, и по взаимным договоренностям на долгое время закрыты", - рассказал А.Артизов.
Он отметил, что российские нормы по доступу к документам, содержащим персональные данные, даже либеральнее, чем в ряде европейских стран.
"У нас документы рассекречиваются через 75 лет после создания, а в той же Испании они остаются закрытыми пока не умер человек", - уточнил А.Артизов.
Он также сообщил, что документов, свидетельствующих о неестественном характере смерти Иосифа Сталина, нет ни в одном архиве России.
"В архивах Российской Федерации документов, подтверждающих, что вождь народа был отравлен, нет", - сказал глава Росархива.
Он отметил, что в распоряжении федерального партийного архива хранится история болезни и результаты анализов И.Сталина.
А.Артизов также опроверг распространяемые в средствах массовой информации слухи о закрытии доступа к российским архивам.
"Архивы не закрываются. Ничего подобного не происходит",- сказал А.Артизов.
Он отметил, что, напротив, за последние пять лет объем рассекреченных документов увеличился в 2-2,5 раза.
В свою очередь А.Сорокин пояснил, что федеральные архивы, которые представляют он и А.Артизов, не хранят архивно-следственных дел.
"Эти дела в большем объеме сосредоточены в ведомственных архивах. И именно там сосредоточена та личная тайна, к которой существует по-прежнему ограничение доступа. Главным образом потому, что мы сейчас с вами находимся на рубеже как раз того 75-летнего срока охраны личной тайны, если иметь в виду репрессии 37-го и 38-го годов, эпохи "большого террора", - сказал А.Сорокин.
Он отметил, что "документы, содержащие политические решения по поводу всех фаз "большого террора" и всего, что ему предшествовало, абсолютно открыты, и с ними можно работать".