Ассоциация круизных операторов защитит от мошенников
В России создана Ассоциация круизных операторов (АКО), сообщила в среду на пресс-конференции в "Интерфаксе" пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина.
Москва. 19 ноября. ИНТЕРФАКС-ТУРИЗМ - В России создана Ассоциация круизных операторов (АКО), сообщила в среду на пресс-конференции в "Интерфаксе" пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина.
Одной из задач Ассоциации станет защита туристов от мошенников и выявление недобросовестной работы организаций, которые продают круизы.
По данным АКО, до 20% российских туристов покупают круизы зарубежных туроператоров в Интернете, рискуя нарваться на недобросовестных посредников или мошенников.
"Например, прошедшим летом компания "Роял Каравелла" рекламировала круиз по Черному морю с заходом в российские порты и Крым. Как мы выяснили, заходы лайнера Gemini, который рекламировала эта компания, не значились в расписании сочинского порта. Сама компания была зарегистрирована в штате Делавэр, а на сайте был указан украинский мобильный телефон ее владельца. В итоге круизы не состоялись", - рассказал журналистам президент АКО Валентин Елисеев.
Другой случай произошел с россиянином, который купил круиз американской компании в Интернете через агентство, которое также было зарегистрировано в США. По местным законам в круиз могут отправляться только граждане или резиденты США, поэтому российский турист был фиктивно зарегистрирован как житель Нью-Йорка. Круиз был перенесен, и компания согласилась бесплатно переоформить туристов на другие направления или забронировать другие даты путешествия. Российский турист этим правом воспользоваться не смог и потерял деньги.
"Когда вы бронируете круизы через Интернет, видите цены ниже, чем заявлены у официального круизного оператора, это вовсе не значит, что вас обманут. Просто есть масса нюансов, связанных с визами, условиями отправления, странами пребывания, форс-мажорными обстоятельствами. А поскольку сайт, на котором вы бронируете круиз, может быть зарегистрирован где угодно, вы даже не знаете, в правовом поле какого государства в случае непредвиденной ситуации вы будете находиться", - пояснил В.Елисеев.
Исполнительный директор ассоциации Елена Карманова добавила, что в Интернете часто можно найти выгодные тарифы от круизных компаний, но они рассчитаны на определенные категории пассажиров, которыми российские туристы не являются.
"Один турист купил круиз, который был рассчитан только на жителей штата Флорида с портом отправления Майами. Когда этот человек попытался подняться на борт, у него потребовали подтверждение того, что он является жителем штата Флорида. Когда выяснилось, что он таковым не является, его попросили покинуть борт либо оплатить разницу по сравнению с опубликованным тарифом. Сумма получилась внушительная", - сказала Е.Карманова.
Всех этих ситуаций, отмечают эксперты, можно избежать, если покупать путешествие у официальных представителей круизных компаний в России. Тогда в случае возникновения проблем будет действовать российское законодательство по защите прав потребителя. Кроме того, туроператор может помочь в оперативном решении визовых проблем.
"В круизах по Средиземному морю, как правило, требуется шенгенская виза с правом двух въездов. Однако на практике мы часто сталкиваемся с тем, что у туриста либо однократная виза, либо с ограниченным количеством въездов, которое уже практически исчерпано. В этом случае мы можем договориться с круизной компанией. Туристу либо сократят маршрут таким образом, чтобы он не выезжал за пределы шенгенской зоны. Либо, если окажется, что поблизости находится другой лайнер компании, который не будет выходить за пределы шенгенской зоны, мы договариваемся, чтобы туриста бесплатно переоформили на этот лайнер. Естественно, если человек едет самостоятельно, никто этим заниматься не будет и он просто будет вынужден покинуть борт", - пояснила Е.Карманова.
Пять круизных операторов, официальных представителей круизных компаний, стали учредителями АКО. Однако, по словам И.Тюриной, число участников будет увеличиваться. Ее задачами станут создание цивилизованного рынка морских и речных круизов, продвижение круизов и разъяснительная работа с турагентами и туристами.
По оценкам экспертов, круизный рынок последние 10 лет рос галопирующими темпами, прибавляя по 20-30% ежегодно. Резкое сокращение произошло в 2012 г., тогда спрос на круизы упал на треть. В 2013 г. ситуация стабилизировалась. В 2014 г. в первом полугодии показатели были на уровне прошлогодних, однако по прогнозам во втором полугодии спрос приблизится к уровню неблагополучного 2012 г.
"На фоне общего падения спроса на туры за рубеж, которое составило 30-50%, снижение не столь значительное. С начала 2014 г. оно составило примерно 15-20% по сравнению с 2013 годом. Тем не менее, круизный рынок более стабилен", - сказала И.Тюрина.
О стабильности, по мнению И.Тюриной говорит то, что около 70% туристов, однажды купивших круиз, делают это снова. Общее число пассажиров из России ежегодно стабильно составляет 50-60 тыс.