Качественных улучшений в ЖКХ пока нет - Степашин
Представители Фонда содействия реформированию ЖКХ рассказали о проблемах и перспективах развития ЖКХ
Москва. 12 февраля. INTERFAX.RU - Рыночные отношения в сфере ЖКХ пока не привели к качественным преобразованиям в системе, а активное вовлечение коммерческих организаций при низком уровне контроля может способствовать нецелевому расходованию средств, считает председатель наблюдательного совета госкорпорации "Фонд содействия реформированию ЖКХ" Сергей Степашин.
"Развитие рыночных отношений в сфере ЖКХ пока не привело к качественным преобразованиям, жилой фонд имеет высокую степень износа в нашей стране, что способствует избыточному потреблению энергоресурсов, финансовое состояние организаций ЖКХ крайне неустойчивое", - заявил С. Степашин на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса" в среду.
По мнению С. Степашина, необходимо усилить контроль за деятельностью коммерческих организаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства. "Эта сфера должна быть предельно прозрачной, понятной, в том числе через призму нормативно-законодательного регулирования", - подчеркнул он.
Глава набсовета госкорпорации заявил, что "активное вовлечение в эту сферу коммерческих организаций при ограниченных возможностях контроля за их финансово-хозяйственной деятельностью создает предпосылки для нецелевого и неэффективного расходования средств".
Опасения главы набсовета вызывает и контроль за лицензированием управляющих компаний в сфере ЖКХ. "Здесь задача и министерства, и фонда, и в целом правительства - создание методик и контроль за этим лицензированием. Потому что лицензировать эти компании будут местные власти, и я, честно говоря, очень переживаю за то, как бы не было сговора у этих местных властей с теми самыми компаниями", - подчеркнул С. Степашин, заметив, что качество экзаменаторов также вызывает вопросы.
"А вообще я за конкуренцию этих управляющих компаний. Не срабатывает управляющая компания - давайте тогда брать непосредственно в руки муниципалитета и органов власти управление", - предложил он.
Говоря о дальнейшем развитии фонда, С. Степашин отметил три ключевые проблемы: стимулирование регионов к досрочному выполнению программ по ликвидации аварийного жилья, использование при переселении граждан из аварийного жилья для некоторых категорий механизмов некоммерческого найма, предоставление финансовой поддержки муниципальным образованиям с населением до 50 тыс. человек на условиях возвратности.
Речь идет о предоставлении средств "на 30 лет с уплатой процента по ставке не более 3% годовых". "Это наш первый эксперимент, и мы надеемся, что он сработает", - добавил С. Степашин.
По мнению главы набсовета фонда, необходимо уделить внимание порядку софинансирования при переселении граждан. "Сегодня попытка переложить финансовую нагрузку только на регионы, на мой взгляд, тупиковая. Должна быть дифференциация. Хорошо работающие регионы должны быть простимулированы. Надо смотреть возможности финансовой базы, потому что, к сожалению, 42 региона не смогли включиться в программу, вернули деньги в бюджет", - отметил С. Степашин.
Проблема, по его словам, заключается в том, что у регионов нет средств. "И гнать эту проблему, загонять ее в угол и делать умный вид - вы выполняйте как хотите, тем более это указ президента о переселении из аварийного жилья, и люди будут отвечать должностями - нельзя", - подчеркнул он, заметив, что "цена вопроса - 30 млрд рублей".
При этом самый неблагополучный регион России с точки зрения ЖКХ и переселения из ветхого аварийного жилья, по словам С. Степашина, - Забайкалье.
"Есть вопросы по Забайкалью - это один из самых тяжелых наших регионов. Практически все войска, укрепрайоны были в свое время выведены, потом был ликвидирован Забайкальский военный округ. Там огромное количество брошенных домов, в которых живут люди, - тема военных городков. Это самый тяжелый регион в нашей стране", - сказал С. Степашин.
По его словам, также среди неблагополучных с точки зрения ЖКХ регионов Карелия, Бурятия, Ульяновская и Ивановская области,
"К сожалению, Карелия не участвует в нашей программе, ссылаясь на нехватку бюджетных средств. Серьезные проблемы в Ульяновской области - 20 февраля мы специально туда вылетаем. Вопросы были в Бурятии - там недавно закончилась проверка. В Ивановской области были вопросы - мы губернатору рекомендовали навести порядок в этой сфере. Там возбужден ряд уголовных дел, надо отдать должное губернатору, он активно включался в эту тему", - сказал С. Степашин.
Кроме того, по его словам, проблемным регионом является Владимирская область.
"Так что регионов проблемных много, но связано это с системой управления, работой местных руководителей и проблемами софинансирования", - сказал С. Степашин.
"Если брать по округам, как ни странно, я считаю, что основная проблема в Центральном федеральном округе. Это Россия. Мы о ней забывали при советской власти, развивая наши национальные окраины, которые теперь нам майданами грозят", - отметил он.
С. Степашин отметил, что в программу активно включились Чечня и Ингушетия.
"Нам очень приятно, что в эту программу включилась Чечня, первый дом они построили. В Ингушетии построены дома. Кстати, ингуши тоже хорошие строители. Вот потенциал, который надо развивать. Люди меньше по лесам будут бегать - будут строить эти дома", - подчеркнул он.
С. Степашин отметил, что себестоимость квадратного метра в Ингушетии составляет 20 тыс. рублей, в то время как по стране - 35 тыс. рублей, а в Москве - "за сотню". "И они в два раза меньше платят за ЖКХ", - подчеркнул он.
В свою очередь, гендиректор Фонда содействия реформированию ЖКХ Константин Цицин сообщил, что у фонда есть право возврата денег за неосуществленные программы, нарушения и временные задержки.
"В основном финансирование со стороны фонда приостанавливается по итогам годовых отчетов. По итогам 2011 года финансирование приостановлено из-за невыполнения условий и сроков программ в 42 субъектах - это половина субъектов, в 2012 году - в 38 субъектах. По предварительной информации, по итогам 2013 года финансирование будет приостановлено в 21 субъекте", - сказал он.
"За все это время более 6 млрд рублей было возвращено субъектами в фонд за невыполненные программы", - сказал К. Цицин, отметив, что деньги, которые возвращаются регионами-нарушителями, запускаются по новому циклу, но уже в других субъектах РФ.
"У нас около четырех тысяч муниципалитетов из 23 тысяч участвуют. Сложно: география разная, бюджетная обеспеченность муниципалитетов разная. Но мы видим определенную тенденцию. Есть понимание у регионов, а самое главное - у жителей, что эта проблема начала решаться и она решается", - заключил К. Цицин.
По словам С. Степашина, почти 18 млн человек смогли улучшить свои жилищные условия с участием Фонда содействия реформирования ЖКХ.
"С участием фонда отремонтировано почти 150 тысяч домов, это помогло улучшить бытовые жилищные условия почти 18 млн человек. Это почти среднеевропейская страна - они смогли сегодня жить в более-менее приличных условиях после капремонта", - сказал С. Степашин.
По его словам, с 2008 по 2014 год по программе переселения из аварийного жилья в общей сложности будут переселены полмиллиона человек.
"С 2008 по 2013 год из аварийного жилья переселилось около 340 тысяч человек. За 2013 - 2014 год - еще около 160. Таким образом, мы полагаем, что к концу этого года полмиллиона человек выйдут из страшных домов-бараков, в которых они проживали долгие годы, в том числе советской власти", - подчеркнул С. Степашин, отметив, что такой программы не было при советской власти.
По словам главы председателя наблюдательного совета фонда, помимо переселения граждан из аварийных домов и капремонта фонд занялся задачей утилизации твердых бытовых отходов.
"Я даже не ожидал, насколько интересной оказалась эта тема, в том числе и для крупных инвесторов в нашей стране", - сказал С. Степашин.
К. Цицин сообщил, что программа переселения граждан из ветхого аварийного жилья 2013 года на данный момент выполнена более чем на 50%.
"2013 год получился для нас годом раскачки, и справедливо абсолютно президент нас критиковал. Но по концу года показатели улучшились, так как шел массовый ввод домов, как это бывает к концу года. Поэтому на сегодня процент выполнения программы 2013 года перевалил за 51%, и я думаю, что в ближайшие два-три месяца подойдет к 70%", - сказал К. Цицин.
По его словам, "если за пять последних лет было переселено почти 500 тысяч человек и расселено почти 5,5 млн квадратных метров жилья, то в следующие четыре года стоит задача сделать в два раза больше".
В свою очередь, замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис сообщил, что Московская область может получить дополнительные бонусы из Фонда содействия реформированию ЖКХ за досрочное решение проблемы расселения аварийного жилья.
"Мы обсуждали (вопрос) о том, чтобы тем субъектам-передовикам, которые возьмут на себя повышенные обязательства и решат проблему своего аварийного жилищного фонда, который был у них по состоянию на 1 января 2012 года, не до сентября 2017 года по поручению президента, а до конца 2015 года, дать соответствующие дополнительные бонусы из Фонда ЖКХ", - сказал А. Чибис.
Он отметил, что по программам расселения аварийного жилья губернатор Московской области Андрей Воробьев ставит задачу подчиненным решить задачу расселения из аварийного жилья не до 2017 года, а до 2015 года.
По словам А. Чибиса, Московская область наращивает темпы по решению проблемы расселения из аварийного жилья, ставит задачу на привлечение инвестиций, в том числе в решение проблемы бытовых отходов.
Отвечая на вопрос одного из журналистов о ситуации по решению проблемы аварийного жилья в подмосковном Клину, С. Степашин сказал: "Давайте выдвинемся, посмотрим этот Клин и поможем новому губернатору разобраться в этой тематике. Мы его (Клин. - ИФ) смотрели по линии Счетной палаты, прокуратуры, ФСБ".
Взять под контроль
Выступая на пресс-конференции, С. Степашин также потребовал взять под жесткий контроль вопрос лицензирования управляющих компаний в сфере ЖКХ.
"Решение принято, лицензированием управляющих компаний в сфере ЖКХ будут заниматься местные органы власти. Поэтому задача и нашего фонда, и министерства, и Дмитрия Николаевича Козака - он курирует эту отрасль в правительстве - сегодня такая: выработать методики, по которым будут приниматься экзамены, и установить жесткий контроль", - сообщил С. Степашин.
Он уточнил, что уже договорился с генпрокурором РФ Юрием Чайкой и руководством ФСБ о взятии на контроль "всего, что касается лицензирования в этой сфере". Он сказал, что важно также защитить добропорядочные компании.
Накануне депутаты от партии "Единая Россия" внесли на рассмотрение Госдумы РФ законопроект, который вводит механизм лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами. Согласно законопроекту, все лица, занимающиеся управлением многоквартирными домами, должны до 1 мая 2015 года получить лицензию и квалификационный аттестат. Законопроект предусматривает изменение в КОаП РФ. В частности, за управление многоквартирными домами без лицензии предусмотрен максимальный штраф в размере полумиллиона рублей.
А. Чибис, в свою очередь, сообщил, что в случае введения системы лицензирования управляющих компаний в сфере ЖКХ лишиться лицензии они могут только по решению суда.
"Задача лицензирования очень простая: если ты системно нарушаешь законодательство, если эти нарушения установлены судом, то ты уходишь с рынка. Этот принцип заложен в законопроекте", - сказал А. Чибис.
Он пояснил, что на каждую выданную лицензию есть реестр домов. Если есть два административных взыскания по дому, вынесенные в судебном порядке, то компания лишается управления этим домом. Если таких домов, к примеру, стало 15% от всего объема управления, "ты, как компания, лишаешься этой лицензии в судебном порядке и ты, как недобросовестный руководитель, попадаешь на три года в федеральный реестр, что тебе запрещено этой деятельностью заниматься", сказал замминистра.
Говоря о ситуации в столице, А. Чибис рассказал, что в Москве в отличие от других российских регионов большая часть жилищного фонда управляется государственными управляющими компаниями.
"В Москве ситуация отличается от всей страны в части того, что почти 80% жилищного фонда управляется государственными управляющими компаниями, так называемыми ДЕЗами", - сказал А. Чибис.
По его словам, в рамках сложившейся системы правительство Москвы просто координирует или пытается консолидировать фактически те подряды, которые "разные ГУПы у себя на местах заказывают".
"Москва пошла по пути, что фактически вся подрядная часть от управляющих организаций будет консолидироваться в государственном бюджетном учреждении", - подчеркнул А. Чибис.
Он полагает, что после введения механизма лицензирования управляющих компаний у Москвы появится возможность развивать конкуренцию на рынке услуг ЖКХ.
"Сегодня исторически так сложилось, что Москва не отдавала частным управляющим компаниям жилищный фонд, всячески административно это сдерживала, в том числе потому, что "управы" на управляющие компании просто не было. Мы убеждены, что с введением механизма лицензирования развивать конкуренцию, в том числе в Москве, станет возможным", - заявил А. Чибис.
А. Чибис также рассказал, что в ближайшие годы российская система ЖКХ перейдет на долгосрочное тарифное регулирование, будут внедряться новейшие технологии.
"Ключевая задача Минстроя - обеспечение технологического перевооружения, модернизации ЖКХ и всей инфраструктуры", - заявил А. Чибис.
По его словам, "ключевая задача - чтобы в эту сферу (ЖКХ) пришли новые технологии вместе с новыми кадрами и с деньгами".
А. Чибис сообщил, что в настоящее время завершается подготовка необходимой нормативной базы, которая должна обеспечить "некий прорыв в жилищно-коммунальном хозяйстве: мы перейдем на долгосрочные параметры тарифного регулирования в течение ближайших двух лет".
По словам замглавы Минстроя, "это обеспечит мотивацию тех, кто в рынке работает, вкладывать в сокращение потерь, в повышение энергоэффективности, в развитие инфраструктуры". А. Чибис отметил, что это является ключевой задачей.
"Начиная с 2014 года, 2015 год и 2016 год вся страна перейдет на долгосрочное тарифное регулирование, где тариф будет устанавливаться исключительно с четкими целевыми показателями - что, в какой период времени, в каком году должна сделать та или иная компания, которая получает деньги", - заявил замминистра.
А. Чибис сообщил, что соответствующие документы Минстроем уже подготовлены, будут опубликованы до конца февраля, зарегистрированы в Минюсте и начнется переход к долгосрочному тарифному регулированию.
"На самом деле это единственный путь привлечь в сферу ЖКХ современных игроков, современных менеджеров и новые технологии. Мы должны в ближайшие три года обеспечить запуск технологического прорыва, технологической революции в сфере ЖКХ", - заявил А. Чибис.
Другой участник пресс-конференции К. Цицин рассказал, что внедрение технологии строительства энергоэффективных домов должно сопровождаться разъяснительной работой, наглядно показывающей собственникам преимущества такого вида жилья.
"Любые новые технологии прививаются очень сложно. Людям надо в первую очередь доказать, что это им во благо, а благо действительно большое", - сказал К. Цицин.
Он отметил, что технологии энергоэффективных домов дают ряд преимуществ при эксплуатации жилья собственникам, вплоть до регулирования температуры в помещениях при помощи мобильных устройств.
По словам гендиректора фонда, за рубежом в энергоэффективных зданиях живут хорошо обеспеченные люди. При этом в России программу внедрения энергоэффективного жилья возможно было совместить со строительством энергоэффективных домов.
"Люди, которых переселяют из аварийного жилья - это люди с небольшим достатком. Задача стоит - переселить их в новое жилье, но надо думать, сколько они будут платить, поэтому одной из основных целей применения этого проекта в первую очередь должно быть снижение платежей, а в таких домах на 50% платят меньше (за услуги ЖКХ. - ИФ)", - отметил К. Цицин.
Он добавил, что при грамотном использовании систем отопления размер платежей можно уменьшить еще.
Глава госкорпорации признал, что в настоящее время в России построено недостаточно подобных домов - 52 здания, при этом в Европе подобное жилье "строится кварталами".
"Но в эти дома в Европе переезжают в основном достаточно богатые люди, мы пошли немножко другим путем: у нас социальное государство, мы в первую очередь должны обеспечить людей новым жильем, и чтобы они меньше платили", - отметил К. Цицин.
В свою очередь, замминистра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис заявил, что реализация проекта строительства энергоэффективных домов станет наглядным примером для организаций, занимающихся капремонтом жилья.
"Задача фонда, строя такие дома, показать на примере, сколько можно сэкономить при последующей эксплуатации. Когда мы запускаем сегодня региональные системы капитального ремонта, где вкладывают деньги и государство, и собственник, задача стоит максимально использовать энергоэффективные технологии", - сказал А. Чибис.
Говоря о нововведениях, С. Степашин также рассказал, что в России разработаны и в ближайшее время будут внедрены уникальные плазменные технологии переработки твердых бытовых отходов.
"У нас есть очень хорошие, уникальные разработки плазменного уничтожения твердых бытовых отходов. Разработала это наша Академия наук, которую только ленивый в последнее время не пинает за то, что она ничего не разрабатывает", - заявил С. Степашин.
По его словам, эти разработки запатентованы, есть желающие приобрести эти разработки за рубежом.
С. Степашин сказал, что в настоящее время в Смоленске реализуется пилотный проект.
"Полагаю, что в течение двух-трех месяцев должна быть сформирована с учетом этого экспериментального проекта программа. И Сбербанк, и ВТБ, и ВЭБ заинтересованы как инвесторы в реализации этой программы. Она будет запущена. Это одна из самых серьезных программ, которая может быть реально реализована в нашей стране", - заявил С. Степашин.
Он сообщил, что оборонные предприятия России готовы производить плазменную продукцию.
С. Степашин отметил, что преимущество новой технологии уничтожения твердых бытовых отходов состоит еще и в том, что на ликвидации отходов можно получать повторный продукт, на чем можно зарабатывать.
"Я в первый раз увидел банкиров, которые с удовольствием хотят вкладывать свои деньги (в программу)", - подчеркнул он.
Гендиректор Фонда содействия реформированию ЖКХ Константин Ципин уточнил, что в конце первого квартала этого года планируется начало работы завода в Смоленске.
В свою очередь, А. Чибис назвал проблему решения утилизации бытовых отходов одной из самых привлекательных и перспективных.