Pussy Riot: суд да дело
Судьи Мосгорсуда на пресс-конференции в "Интерфаксе" рассказали, что участницы панк-группы Pussy Riot могли бы получить по 7 лет тюрьмы, если бы не дети, а Самуцевич отпустили, потому что она не успела крикнуть в храме
Москва. 11 октября. ИНТЕРФАКС - Наличие у двух участниц панк-группы Pussy Riot детей было учтено еще при вынесении им приговора судом первой инстанции, сообщила председатель коллегии по уголовным делам Мосгорсуда Лариса Полякова на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса".
"Наличие детей у Марии Алехиной и Надежды Толоконниковой было учтено как смягчающее обстоятельство еще судом первой инстанции, однако в совокупности со всеми обстоятельствами дела судья посчитала, что их исправление возможно только в условиях изоляции от общества", - сказала Л.Полякова.
Она отметила, что кассационная инстанция обязательно бы учла это обстоятельство в случае, если бы этого не сделал районный суд.
Судья-докладчик Юрий Пасюнин также подтвердил, что данное обстоятельство было учтено судом. "Согласно статье, по которой обвинялись девушки, максимальное наказание за их деяние - 7 лет лишения свободы, именно с учетом смягчающих обстоятельств они были осуждены на два года", - пояснил Ю.Пасюнин.
В тоже время, решение участницы Pussy Riot Екатерины Самуцевич о смене защитников не повлияло на мнение Мосгорсуда о необходимости заменить ей наказание на условное. "Нет, не повлияло никаким образом", - сказала Л.Полякова.
Ее коллега Ю.Пасюнин при этом сообщил, что новый адвокат Е.Самуцевич принес дополнительные доводы к кассационной жалобе - "только и всего". "Естественно, мы их изучили, проверили по материалам дела и приняли решение", - сказал судья.
Ю.Пасюнин добавил, что кассационная инстанция проверила материалы дела полностью, поэтому даже при старом защитнике Е.Самуцевич решение было бы таким же. "Если есть нарушения, допущенные в ходе слушаний или при вынесении приговора, мы бы могли принять решение об изменении в лучшую сторону даже в отношении того, кто не обжаловал", - заявил судья.
По словам Ю.Пасюнина, Мосгорсуд оценил степень участия в акции в храме Христа Спасителя каждой девушки из Pussy Riot: Е.Самуцевич в храме не кричала, поэтому ее освободили.
"Самуцевич как и остальные надела шапку, расчехлила гитару, вступила в противоборство с охранником, отняла у него рацию, противодействуя тому, чтобы их вывели. Другие в это время уже начинали кричать, шуметь, выражать свои эмоции. Самуцевич просто не успела крикнуть, ее вывели", - сказал Ю.Пасюнин.
Что же касается самого процесса судебного заседания, то судьи заявили, что давления на кассационную инстанцию со стороны власти не оказывалось. "Никакого давления на нас никто никогда не оказывал", - сказала Л.Полякова, подчеркнув, что решение по делу Pussy Riot было принято тройкой судей в совещательной комнате после рассмотрения кассационных жалоб адвокатов девушек.
При этом она отметила, что высказываний поэтому делу было очень много и в прессе, и по телевидению. "Высказывания мы слышали, но решение принимали сами", - добавила судья.
Л.Полякова сообщила, что при рассмотрении жалоб участниц Pussy Riot суд не учитывал общественный резонанс данного дела. "Мы учитывали только закон. По уголовному делу учитывается, согласно закону, конкретные обстоятельства, данные о личности подсудимых или осужденных и те факты, которые заслуживают внимания относительно назначения наказания", - объяснила судья.
Она подчеркнула, что "уверена в вынесенном решении".
Ю.Пасюнин добавил, что если вышестоящая инстанция посчитает, что решение было несправедливым, то она его исправит. "Если мы не правы - нас поправят, но уже вышестоящая инстанция. Мы считаем, что поступили в соответствии с законом", - сказал он.
Ю.Пасюнин также рассказал, что узнал мнение президента РФ о приговоре первой инстанции лишь в ходе прений сторон. "Я откровенно говорю: не залез в интернет послушать, что об этом (приговор Pussy Riot - ИФ) говорил Путин. Услышал только в прениях об этом", - сказал Ю.Пасюнин.
Он отметил: "У нас столько подобных дел, что если все слушать (что говорится в прессе - ИФ), не останется времени для изучения материалов дела".
7 октября президент РФ Владимир Путин в специальном фильме программы "Центральное телевидение" на НТВ прокомментировал приговор Хамовнического суда Москвы от 17 августа, согласно которому три участницы панк-группы Pussy Riot получили два года колонии за хулиганство, совершенное по мотивам вражды и ненависти к верующим.
"На самом деле правильно, что их арестовали, и правильно сделали, что суд у нас такое решение принял. Потому что нельзя подрывать основы морали, нравственности, разрушать страну" - сказал В.Путин.
Защита осужденных участниц Pussy Riot расценила высказывания президента РФ о справедливости приговора их подзащитным давлением на суд. В ходе судебного заседания 10 октября адвокат Марк Фейгин призвал Мосгорсуд вынести частное определение в отношении президента РФ В.Путина в связи с его высказыванием по данному делу.
По словам судей, политические высказывания осужденных участниц панк-группы Pussy Riot, сделанные ими в ходе заседания кассационной инстанции, также не повлияли на решение, принятое накануне Мосгорсудом.
"Это никак не повлияло на окончательное решение, ни в коем случае", - заявила Л.Полякова, отметив, что судьи не ограничивали высказывания девушек в том случае, если они касались существа дела.
"Это их право выступить, дополнить, высказать свое мнение, просить о каких-то моментах", - сказала Л.Полякова.
"Самуцевич построила свою речь таким образом: она выступила коротко, а другие посчитали, что их дополнения будут более объемные. Но вы видели, что мы выслушали те дополнения, которые касались существа дела и Самуцевич, и Алехиной, и Толоконниковой", - заявила судья.
Судьи также сообщили, что они не видят необходимости в обеспечении их охраны.
"Я просто об этом даже не думаю, потому что если кто-то что-то захочет, никуда не спрячешься. Если люди что-то спланируют, то тут не скроешься, а постоянно охрану с собой водить - это, конечно, не выход", - заявил Ю.Пасюнин, отметив, что отказался также от ношения служебного оружия, ношение которого ему разрешено по закону.
"У нас законом предусмотрено ношение служебного оружия, но мы его не носим. Был у меня пистолет, но я его сдал просто, да и никогда особо не носил даже. Просто при желании ты даже не успеешь им воспользоваться", - сказал Ю.Пасюнин.
Л.Полякова заявила, что также не видит необходимости в предоставлении ей госзащиты. "Это наша работа. Мы ее выбрали, делаем эту работу и никогда о таких вещах не задумывались", - сказала она.