Экологии Москвы угрожают со 101-го километра
Строительство экологически опасных производств вдали от столицы не спасет Москву от вредных выбросов, полагают в московском правительстве. Эксперты же сожалеют, что граждане полностью исключены из процесса принятия решений о строительстве промышленных объектов
Москва. 31 июля. ИНТЕРФАКС - Строительство металлургического завода в промзоне "Ворсино" Калужской области угрожает экологии Москвы, Подмосковья и других регионов Центрального федерального округа, заявил руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды столицы Леонид Бочин.
"Нам стало известно о строительстве металлургического завода в Калужской области, на 101-м километре от Москвы. Строительство завода по переработке отходов черных металлов нанесет ущерб экологии столицы", - сказал Л.Бочин в четверг на пресс-конференции в центральном офисе агентства "Интерфакс".
По его словам, проект не прошел обязательную государственную экологическую экспертизу.
"Мы отправили запрос в министерство природных ресурсов России, также эта информация проверяется со стороны правительства Москвы, департамента и общественных организаций", - сообщил Л.Бочин.
Он подчеркнул, что строительство данного металлургического завода несет угрозу не только Москве и Подмосковью, но также Калужской, Тульской и Ивановской областям.
"Помимо этого, нам стало известно о том, что в 2009 году планируется строительство металлургического завода в Кашире, позднее - в Шатуре, Ивановской и Тверской областях. Таким образом, Москва и Московская область оказываются в кольце заводов по переработке черных металлов", - подчеркнул Л.Бочин.
Он отметил, что в департаменте проанализировали "розу ветров". "Частота юго-западного направления ветров достаточно высока, и мы не застрахованы от тех бед, которые эти заводы могут нам принести", - сказал Л.Бочин.
Он отметил, что ранее при Госплане был совет, без согласования которого невозможно было строительство и размещение производств. "Сейчас этот совет превратился, к сожалению, в научно-консультативный орган, который не влияет на принятие решений", - посетовал Л.Бочин.
Он также высказал мнение, что создание кольца металлургических заводов вокруг Москвы приведет не только к экологическим, но и к социальным проблемам. По данным Л.Бочина, в частности, на заводе, который предполагается построить в промзоне "Ворсино" в Калужской области, будут работать 2 тыс. рабочих. "При отсутствии сырья заводы будут простаивать, что приведет к недовольству рабочих и прочим социальным "радостям", - считает чиновник.
Л.Бочин заявил, что большие заводы, переплавляющие черные металлы, не могут полностью подавить вредные выбросы, какие бы современные фильтры они не ставили. И 101-й километр в Калужской области, по его словам, не является защитой для москвичей.
Глава департамента выразил надежду, что мэр Москвы обратится к премьер-министру России по вопросу строительства вокруг столицы кольца металлургических заводов. Что касается департамента природопользования, "мы сделали запрос в министерство природных ресурсов по этому вопросу", - сказал Л.Бочин.
Представитель московского правительства также сообщил, что ужесточаются требования к уровню выбросов на мусоросжигательных заводах, которые будут построены в Москве. По его словам, эти требования будут намного жестче, чем в других ведущих мировых городах.
"Пока еще даже не объявлены конкурсы на строительство заводов, но уровень выбросов на них будет контролироваться намного жестче, чем на заводах в современных ведущих мировых городах - в центре Токио, в центре Вены, в Сеуле и многих других ", - сказал Л.Бочин.
По его словам, на трех действующих сейчас в Москве мусоросжигательных заводах уровень выбросов соответствует европейским. Так, мусоросжигательный завод, построенный по австрийской технологии на улице Подольских курсантов, имеет на трубах специальные датчики, которые в автоматическом режиме подают информацию о выбросах в Мосэкомониторинг, и "эта информация доступна для москвичей, средств массовой информации".
Л.Бочин сообщил, что Рудненский завод имеет современные технологии мусоросжигания, а также большой корпус для сортировки отходов перед их сжиганием либо отправкой на вторичную переработку.
"Третий завод, построенный около пяти лет назад, работает по французской технологии. Мы также проверяем там уровень выбросов", - отметил Л.Бочин.
При этом он выступил за принятие в России закона о залоговой стоимости. "В нашей стране отсутствует закон о таре и упаковке, который дает финансовые механизмы стимулирования переработки отходов. Это так называемая залоговая стоимость. Предприятие, которое выпускает продукцию и ее упаковку, платит деньги тем, кто затем переработает отходы от этой продукции и ее упаковки", - рассказал Л.Бочин.
"Если наши автопредприятия вдруг каким-то образом будут экспортировать автомобили в Германию, то они будут обязаны уплатить "упаковочный налог" за будущую утилизацию автомобиля в Германии. У нас пока ни за что не платят", - сказал он.
Л.Бочин добавил, что в настоящее время объемы отходов в Москве ежегодно составляют более 5 млн тонн и продолжают расти.
В свою очередь глава российского отделения Всемирного фонда дикой природы Игорь Честин заявил журналистам, что на данный момент в России отсутствуют механизмы принятия решений по размещению промышленных производств, а также использованию новых технологий.
"В 2006 году в Российской Федерации была отменена государственная экологическая экспертиза, таким образом, на данный момент отсутствуют механизмы принятия решения по месту размещения промышленных производств и использованию технологий новых производств", - сказал И.Честин.
При этом он отметил, что согласно действующему законодательству, сейчас в центре города можно построить атомную электростанцию и это будет совершенно законно, для этого достаточно только решение субъекта Федерации.
"И то, что сейчас происходит в стране, когда происходит строительство промышленных заводов - соответствует законодательству. Никто не нарушает законодательство, другое дело, что оно нас не защищает", - сказал И.Честин.
Он отметил, что на данный момент человек, приобретая жилье по чрезвычайно высоким ценам в Москве, не защищен оттого, что потом возле его окон построят производство и его жилье упадет в цене.
"Он (человек - ИФ) никак не может влиять на эту ситуацию", - добавил И.Честин.
По его словам, в последние годы законодательство РФ изменялось таким образом, что люди полностью исключены из процесса принятия решений в вопросе строительства промышленных объектов.
"Государственная экспертиза была единственным органом, который предполагал общественные слушания", - заметил И.Честин.
Он также сообщил, что с 2007 года неоднократно участвовал в совещаниях в правительстве РФ и ставил вопрос о возврате экологической экспертизы в российское законодательство.
"Недавно этот вопрос был также поднят на высоком уровне и даже было принято решение по возврату этого органа, однако на данный момент эта проблема по-прежнему не решена", - сказал И.Честин.
Он добавил, что любое промышленное производство, которое является потенциально опасным, должно проходить обязательную государственную экологическую экспертизу, так как это единственный механизм, который может обеспечить экологическую безопасность.
Со своей стороны, Л.Бочин, говоря об экологии города, затронул тему автомобильных выбросов. Так, по его словам, после стимулирования покупки малолитражных автомобилей московские власти ищут механизмы поощрения жителей города на приобретение машин с гибридными двигателями.
"На данный момент целый ряд западных дилеров выходит на рынок Москвы с так называемыми автомобилями-гибридами. Мы прорабатываем сейчас решение по стимулированию наших жителей к покупке гибридных автомобилей", - сказал Л.Бочин.
Он пояснил, что гибридный двигатель работает на бензине и электромоторе. "При помощи бензина заряжается электромотор и далее этот автомобиль ездит на электричестве", - уточнил Л.Бочин.
Он подчеркнул, что данный вид транспорта очень эффективен в городе.
"На 100 км он потребляет 5 литров бензина. На трассе потребление бензина практически не отличается от бензиновых автомобилей, но в городе он является реальным решением проблемы", - сказал Л.Бочин.
Вместе с тем, по его словам, существует ряд проблем, из-за которых внедрение этого автомобиля в самое ближайшее время пока невозможно.
"На сегодняшний день у нас сертифицирован только один автомобиль с гибридным двигателем - "Лексус", а он стоит 90 тыс. американских "рублей". Однако существует автомобиль "Тойота-Приус", который не сертифицирован у нас, и его невозможно купить - только подержанным, на него даже в США очередь на год вперед", - отметил Л.Бочин.
Он также сказал, что заключен договор с "Тойотой", и город примет первые пять гибридных автомобилей.
"Пока у нас есть единственный рычаг, при помощи которого мы можем стимулировать москвичей на покупку того или иного автомобиля - это транспортный налог, а он не позволяет серьезно простимулировать их на это. Но мы будем думать и найдем решение", - пообещал Л.Бочин.
Глава столичного департамента природопользования также рассказал о намерении московских властей добиться сноса всех строений в поселках Речник и Огородник, расположенных на территории природно-исторического парка "Москворецкий" на западе города.
"Намерения правительства Москвы остались неизменными, эту тему мы "дотрем", - заявил Л.Бочин.
По его словам, сейчас многие жилые дома в этих поселках становятся бесхозными. Всего там расположено около 400 строений.
"Довольно много людей закрывают свои "времяночки" стоимостью 3 млн долларов и не появляются там", - отметил Л.Бочин.
Он сообщил, что городские власти выиграли около 70 судебных исков о сносе строений как бесхозных. "Сейчас мы ожидаем процесса сноса этих не самых крупных особняков", - сказал Л.Бочин.
Он также опроверг информацию о том, что якобы на площади 3 га на территории Серебряного Бора планируется строительство 30 тыс. кв. метров элитного жилья, стоимость которого может превысить 500 млн долларов.
Л.Бочин сказал, что речь идет исключительно о реконструкции семи существующих деревянных строений, принадлежащих МВД России. Проект реконструкции предусматривает ряд требований, таких как озеленение не менее 80% территории, высота коттеджей не более двух этажей и плотность застройки не более 5 тыс. кв. метров на гектар. При этом проверки инспекторов департамента природопользования показали, что сейчас растения посажены на 87-90% территории, а плотность застройки составляет всего 0,9 тыс. кв. метров на гектар.