Панфилова: происходящее вокруг Магнитского вне здравого смысла
Правозащитники планируют встретиться с президентом РФ, чтобы обсудить с ним тему умершего в СИЗО Магнитского
Москва. 17 января. ИНТЕРФАКС - Члены президентского Совета по правам человека в ходе предстоящей встречи с Дмитрием Медведевым намерены обсудить ситуацию вокруг умершего в СИЗО сотрудника фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского.
"По поводу встречи с президентом могу уже сейчас сказать, что она назначена, что она будет. Когда она будет - не вполне понятно. Она будет в течение каких-то недель, наверное. И разумеется, к этой теме (Магнитского-ИФ) придется возвращаться", - заявила глава российского отделения Transparency International, член президентского правозащитного совета Елена Панфилова на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса" в Москве.
Она добавила, что происходящие вокруг Магнитского события выходят за пределы здравого смысла.
"Помимо правовой и моральной стороны вопроса есть еще сторона здравого смысла. Но то, что происходит, просто вываливается за всякий здравый смысл", - подчеркнула она.
Е.Панфилова назвала аморальным вызов на допрос матери С.Магнитского.
"Эти все действия нервические по поводу вызова на допрос мамы Сергея Магнитского, заявления о том, что каких-то государственных адвокатов назначат, это все вне права и вне морали, и вне здравого смысла", - заявила Е.Панфилова. По ее мнению, "это все признаки защиты людей, находящихся в состоянии паники".
При этом она уверена, что вызовы матери С.Магнитского на допрос в расследовании дела никак не помогут: "Следственный департамент МВД занял жесткую и непонятную позицию. Вызовами на допрос родственников Сергея Магнитского дела расследовать не удастся", - сказала Е.Панфилова.
По ее словам, правозащитники планируют встретиться с представителями следственного департамента МВД по этому вопросу.
"Следователи приглашают маму и супругу С.Магнитского на допрос постоянно, хотя они и так находятся в посттравматическом состоянии. Непонятно, чего этими вызовами в следственном департаменте добиваются", - сказала Е.Панфилова.
Со своей стороны участвовавший пресс-конференции председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов считает, что следственный департамент занял позицию "глухой защиты".
"Мы не говорим о виновности или невиновности С.Магнитского, мы говорим о факте его смерти, но нас, похоже, не слышат", - сказал К.Кабанов.
Тем не менее, по его словам, российские суды подчас без убедительных ,оснований легализуют незаконные решения о заключении под стражу.
"Наши суды легализовывают незаконные решения о заключении под стражу, как было и по делу Магнитского. Не виноват господин Сильченко (Олег Сильченко, ранее расследовавший уголовное дело в отношении сотрудника фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского - ИФ), его неправомерное решение о заключении под стражу Магнитского легализовал Тверской суд", - отметил К.Кабанов, добавив, что роль О.Сильченко свелась к тому, чтобы представить в суд необходимые документы.
"А вот судья, рассмотрев, приняла решение. А судья говорит: извините, господа, я изучила все документы, видела, что у господина Магнитского изъят загранпаспорт, у меня было другое убеждение, что он может скрыться. А может, у господина Магнитского 10 иностранных паспортов. И вот эта ссылка на внутреннее убеждение, оно является у нас порой определяющим, что касается судебных решений", - подчеркнул он.
Следователь Следственного департамента МВД РФ О.Сильченко, расследовавший уголовное дело С.Магнитского, ранее заявлял, что у него были все основания добиваться ареста подозреваемого.
"В ходе расследования было получено достаточно оснований полагать, что С.Магнитский может оказать давление на свидетелей (некоторые из которых находились под госзащитой) и возможностью скрыться от органов следствия и суда", - сказал О.Сильченко.
Так он ответил на вопрос, насколько обоснованным он считает решение о заключении С.Магнитского под стражу.
С.Магнитский, обвинявшийся по статье 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов), умер в московском следственном изоляторе 16 ноября 2009 года. Причиной его смерти была названа острая сердечно-сосудистая недостаточность.
При этом сообщалось, что С.Магнитский не раз жаловался на состояние здоровья и просил провести медицинское обследование. Его смерть вызвала большой общественный резонанс, в том числе за рубежом.
Правозащитники заявили, что в смерти С.Магнитского виноваты врачи, силовики и чиновники. По их мнению, несмотря на отставки в Федеральной службе исполнения наказаний, настоящего расследования обстоятельств смерти С.Магнитского не было.
5 июля 2011 года президентский совет по правам человека передал Д.Медведеву результаты независимого расследования смерти С.Магнитского.
Между тем участники пресс-конференции обнародовали доклад Национального антикоррупционного комитета, в котором высказаны предложения по расширению списка заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
"Достаточно оперативно правительство утвердило перечень заболеваний и порядок медосвидетельствования спецконтингента. На наш взгляд, этот перечень усеченный, подлежит пересмотру в сторону увеличения количества заболеваний, препятствующих содержанию под стражей", - говорится в докладе.
При этом в докладе утверждается, что в СИЗО, несмотря на инициативу президента РФ Дмитрия Медведева по либерализации уголовного закона, продолжают оставаться подследственные, которым в должной мере не оказывается медицинская помощь.
"Ярким примером служит уголовное дело в отношении А.Сорокина, возбужденное о клевете в отношении прокурора Владивостока и мошенничестве. У А.Сорокина, согласно медицинским заключениям, сахарный диабет второго типа средней степени тяжести, состояние ухудшается, возможно развитие сосудистых осложнений. За время пребывания под стражей зафиксировано резкое ухудшение зрения", - говорится в докладе.
Также в документе приводится пример уголовного дела в отношении Т.Мхитаряна, возбужденного по ч. 3 ст. 163 УК РФ, расследующееся в Северо-Западном Федеральном округе.
Согласно медзаключениям, он имеет ишемию, гемодинамически значимое атеросклеротическое поражение коронарных артерий, рекомендовано два хирургических вмешательства, определена вторая группу инвалидности, существует высокий риск инфаркта и летального исхода, поясняется в документе.
Другая часть доклада посвящена рейдерству в банковской сфере. В ней, в частности, говорится, что в Национальном антикоррупционном комитете не довольны действиями ряда сотрудников правоохранительных органов, игнорирующих антирейдерские инициативы президента РФ.
"Так, за последний год сформировалась практика обхода норм о неприменении меры пресечения в виде заключения под стражу к лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью. Следователи придерживаются мнения, что любые экономические преступления не являются как таковой предпринимательской деятельностью. Это значит, что если в действиях лица наличествует состав экономического преступления, то он занимался противоправной, а не предпринимательской деятельностью, что является чистой казуистикой", - говорится в докладе.
К.Кабанов сообщил на пресс-конференции, что в Следственном комитете РФ создана специальная группа, которая будет оперативно реагировать на информацию о рейдерстве в банковской сфере, поступающую в президентский Совет по правам человека.
"В состав группы вошли, в частности, старший следователь по особо важным делам при председателе, люди, которые занимаются расследованием "дела Политковской", - сообщил К.Кабанов.
По его данным, согласно 90% заявлений о рейдерстве в банковской сфере, поступающих в Совет при президенте, "основными исполнителями силового давления через уголовные дела являются представители следствия МВД".
Также К.Кабанов отметил, что поправки в Уголовный кодекс, инициированные президентом РФ, - так называемый "антирейдерский пакет" практически не работают. "Причина одна - это слишком серьезный сектор коррупционного рынка для силовиков", - сказал представитель президентского Совета.
В свою очередь, Е.Панфилова сказала, что меры руководства страны по борьбе с коррупцией в госкомпаниях правильные, но недостаточные.
"Те меры, которые предложены, они, конечно, хорошие: прозрачность - всегда хорошо. Но этого, безусловного, недостаточно", - сказала Е.Панфилова.
Ранее президент РФ Дмитрий Медведев потребовал, чтобы руководители госкомпаний к 1 апреля представили сведения о своих и своей семьи доходах и имуществе за минувший год, а глава правительства Владимир Путин поручил профильным ведомствам совместно с правоохранительными органами проверить все компании с госучастием на предмет наличия коррупционных схем и связи с оффшорами.
По мнению Е.Панфиловой, эти меры для многих корпораций "стали шоком, потому что они не привыкли к подобной прозрачности".
Кроме того, такие инициативы руководства страны, как считает член Совета, могут быть связаны с предвыборной кампанией. "У нас предвыборный сезон, и борьба с коррупцией резко активизируется во всех ее формах. Борьба с коррупцией для любого кандидата - беспроигрышная тема", - сказала она.
По мнению Е.Панфиловой, пока рано давать какие-либо оценки этим инициативам, необходимо дождаться, к каким результатам они приведут.
Более того, по ее словам, объектом финансовых атак в России в последнее время становится не только бизнес, но и простые граждане.
"Если раньше пытались зарейдерить что-то крупное, действительно ценное и стоящее, то сейчас предметом захвата являются квартиры, земельные участки, имущество отдельных граждан. Злоумышленники уже гребут и то, что раньше не могло их соблазнить", - сказала Е. Панфилова.
Она отметила, что рейдеры для достижения своих целей оказывают серьезное давление на граждан.
"На граждан оказывается серьезное давление, но если это не помогает, то пытаются влиять через родственников", - добавила Е. Панфилова.