Законопроект об образовании: поправка за поправкой
С каждой версией новый закон об образовании улучшается, но он по-прежнему не отвечает запросам общества, считает депутат
Москва. 17 ноября. ИНТЕРФАКС - Законопроект об образовании не отвечает ожиданиям российского общества, считает заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Виктор Шудегов.
Он напомнил, что новый закон об образовании должен был появиться в РФ еще год назад, однако до сих пор не поступил в Госдуму РФ.
"На сегодняшний день законопроект уже претерпел несколько версий, стал более читабельным, меньше по объему, однако к этому времени и наше общество стало совершенно другим. Это не то, чего общество ждало", - сказал В.Шудегов на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса" в четверг.
Он пояснил, что 85% статей в законопроекте являются декларативными, и если они останутся в том виде, в каком есть сейчас, то просто не будут работать.
"Главный недостаток законопроекта - не прописан источник финансирования и не указан точный процент от ВВП, который пойдет на образование", - отметил В.Шудегов.
Он уточнил, что в настоящее время на образовательный процесс в России тратится не более 4% от ВВП, хотя в европейских странах, в частности, в Финляндии на эти цели идет порядка 20%.
Вместе с тем В.Шудегов пообещал, что будет активно работать с депутатами, и после первого чтения законопроекта намерен внести поправки.
Он считает, что этот состав депутатского корпуса не успеет утвердить этот законопроект.
Отвечая на вопрос о том, сохранится ли в законопроекте норма о том, что дети-сироты не имеют преимуществ при поступлении в вузы, В.Шудегов сказал: "Это сохраняется, они обладают преимуществом только при равных прочих условиях. Я считаю, это неправильно, потому что им по жизни приходится намного сложнее, и они должны иметь те льготы, которые помогут им получить образование".
Член комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям Сергей Миронов в свою очередь сообщил на пресс-конференции, что студенты, преподаватели и другие участники образовательного процесса смогут сообщать о фактах коррупции в сфере высшего образования через портал Zastupnik.org.
"Есть портал "Заступник", куда может обратиться любой человек, который столкнулся с нарушением закона. На этом портале будет создана "горячая линия" для студентов, куда они смогут обратиться, если у них будут вымогать взятки. Включается механизм защиты студентов, о преподавателе будет сообщаться публике, через депутатские запросы будем обращаться в правоохранительные органы", - сказал С.Миронов.
Он также заявил, что для повышения эффективности борьбы с коррупцией необходимо ратифицировать статью 20 Конвенции ООН о противодействии коррупции, усилить статьи в Уголовном кодексе РФ, ввести конфискацию имущества.
"По отражению в СМИ сообщений о коррупционных деяниях сфера образования на третьем месте после чиновников и правоохранительных органов. После введения ЕГЭ объем коррупционных сделок в образовании увеличился в 2,5 раза. Есть спрос на коррупцию: 19% людей старшего возраста спокойно относятся к покупке диплома, среди людей среднего возраста - 33%, среди молодежи - 52%, а 35% принципиально одобряют", - утверждал С.Миронов.
Он заявил, что вместе с В.Шудеговым является "принципиальным противником ЕГЭ".
С.Миронов предложил ввести правило добровольности сдачи ЕГЭ и сделать поступление на бюджетные места в вузы 50% - на основе ЕГЭ, а 50% - на основе обычных вступительных экзаменов.
При этом в перспективе он считает необходимым отменить ЕГЭ. "Из-за тяжелой демографической ситуации количество выпускников школ равно количеству бюджетных мест в вузах, поэтому мы предлагаем ввести поступление без экзаменов, а по итогам первой сессии смотреть, если человек способен учиться - он учится, нет - до свидания", - сказал С.Миронов.