Почему в СИЗО умирают люди?
Правозащитники считают, что идет "откровенный саботаж" указания президента об освобождении тяжелобольных подследственных
Москва. 21 октября. ИНТЕРФАКС - Глава Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Москвы Валерий Борщев считает, что распоряжение президента РФ об освобождении из СИЗО тяжелобольных задержанных саботируется.
"Идет откровенный саботаж указания президента об освобождении тяжелобольных подследственных", - заявил В.Борщев в пятницу на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса".
При этом правозащитник подчеркнул, что к содержащимся в СИЗО должен быть особый подход к точки зрения охраны здоровья. "Условия в следственных изоляторах тяжелее, чем в колонии. Там воздуха меньше, там движений меньше", - сказал В.Борщев.
При этом в целом по России, освобождаются из СИЗО менее трети тяжелобольных, сообщил он. "В целом по стране только 30% по этому постановлению освобождаются. Еще 4 года назад это было 50 %. Динамика очевидна. Резкое сокращение", - сказал В.Борщев.
Он также сообщил, что официальная статистика смертности тяжелобольных, которым отказано в освобождении, отсутствует. "Мы спросили, а вообще ведется ли какой-нибудь учет во ФСИН, сколько человек умерло из тех, кому отказано в освобождении. Узнали, что этого учета нет. Это никак не учитывается", - заявил правозащитник.
Касаясь вопроса о смерти в СИЗО юриста фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского, В.Борщев сказал, что отношение власти к этому делу изменилось.
"Они изменили позицию и признали, что государство несет ответственность за смерть Магнитского. Государство виновно в его смерти, какие конкретно органы - это другой вопрос. Важен факт того, что уже признали", - отметил глава комиссии.
По его мнению, список, ответственных за С.Магнитского, должен быть расширен.
"Для меня вопрос, почему в списке ответственных нету врача Гаус. Необходимо привлечь к ответственности врача Гаус, которая видела его в последний час жизни, но дала распоряжение заковать его в наручники", - заявил В.Борщев.
По его словам, врачи признали, что у С.Магнитского был острый приступ, после чего была вызвана психиатрическая помощь.
Юрист фонда Hermitage Capital С.Магнитский, обвинявшийся по ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов), умер в московском следственном изоляторе 16 ноября 2009 года. Его смерть вызвала большой общественный резонанс, в том числе за рубежом.
Правозащитники заявили, что в смерти С.Магнитского виноваты врачи и силовики. По их мнению, несмотря на отставки в Федеральной службе исполнения наказаний, настоящего расследования смерти С.Магнитского не было.
4 июля 2011 года Следственный комитет России сообщил о завершении дополнительной медэкспертизы. В итоге были предъявлены обвинения лечащим врачам С.Магнитского: замначальника СИЗО "Бутырка" по лечебно-профилактической работе Дмитрию Кратову (ст.293 УК РФ "халатность") и врачу-лаборанту ФБУ ИЗ-77/2 (СИЗО "Бутырка") Ларисе Литвиновой (ст. 109 УК РФ "причинение смерти по неосторожности").
Кроме того, 2 августа Генпрокуратура РФ возобновила расследование уголовного дела о неуплате налогов в отношении С.Магнитского. Мать скончавшегося юриста через суд потребовала отменить это решение.
По сообщениям Совета президента РФ по правам человека, последней С.Магнитского видела в живых врач Александра Гаус.
"В больнице врач А.Гаус вместо принятия оперативных мер, расценив поведение больного как неадекватное (так как Магнитский заявлял, что его хотят убить), вызвала психиатрическую бригаду и бригаду усиления со спецсредствами в составе восьми человек, которые, применив наручники, отвели Магнитского в бокс. Бригада "Скорой медицинской помощи" не была допущена к больному, что не помешало врачу Гаус дать ложную информацию о том, что Магнитскому проводились реанимационные мероприятия сотрудниками "Скорой помощи", ими не подтвержденные", - заявляли в президентском совете. А.Гаус не фигурирует в списке обвиняемых.
Затрагивая на пресс-конференции дело другого заключенного - президента некоммерческой благотворительной организации "Фонд "Отчизна" Станислава Канкиия, В.Борщев сообщил, что мера его пресечения будет изменена.
"В понедельник должен быть суд, и ему (С.Канкия - ИФ) изменят меру пресечения и переведут в обычную больницу", - сказал В.Борщев, отметив, что представители комиссии общались по поводу С.Канкия с руководством тюрьмы.
"Мы разговаривали с руководством тюрьмы, и оно вроде бы настроено так, чтобы отпустить его. Его состояние не очень хорошее, давление 180 на 120", - добавил В.Борщев.
Ранее он побывал в "Матросской тишине", чтобы проверить состоянии С.Канкии - родственники жаловались, что его состояние критическое. "Он (С.Канкия) произвел на нас довольно тяжелое впечатление. В таком состоянии ему опасно пребывать в следственном изоляторе, его болезнь будет резко прогрессировать и это может привести к летальному исходу", - сказал В.Борщев "Интерфаксу" в минувший понедельник.
Супруга С.Канкии рассказала на прошлой неделе радиостанции "Эхо Москвы", что муж за последние полгода перенес уже четвертый инсульт, теряет память и перестал узнавать адвоката.
"Последствия инсульта видны невооруженным глазом. У него нарушена речь. Он слепнет на один глаз, у него неадекватные проявления. Это подтверждают сокамерники, это признает заместитель начальника изолятора и врачи "Матросской тишины", - сказал В.Борщев.
Правозащитники неоднократно выражали обеспокоенность тем, что в московских следственных изоляторах регулярно умирают люди. Они полагают, что, несмотря на скандал, который произошел после смерти в московском СИЗО юриста фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского, радикальных изменений к лучшему в правоохранительной и пенитенциарных системах России не произошло, а медицина в изоляторах и колониях по-прежнему подчинена тюремному начальству.
Об аресте и возбуждении уголовного дела в отношении С.Канкии стало известно в июне 2010 года. Как сообщила тогда "Интерфаксу" официальный представитель Главного следственного управления при ГУВД Москвы Ольга Думалкина, С.Канкия обвиняется в мошеннических действиях и присвоении бюджетных средств (часть 4 статьи 159 УК РФ).