Епископа Диомида используют силы, пытающиеся создать альтернативу Русской Церкви
Представители Московского патриархата сравнивают Чукотского епископа с попом Гапоном и Геростратом, а предлагаемую им идеологию - с винегретом
Москва. 10 июля. ИНТЕРФАКС - Чукотский епископ Диомид является инструментом в руках неких сил, пытающихся создать в России альтернативу Русской православной церкви, считает представитель Московского патриархата при европейских организациях епископ Венский и Австрийский Иларион.
"Просто мы имеем дело с каким-то проектом, который кем-то раскручивается. И владыка Диомид используется как личность, с которой этот проект мог бы ассоциироваться. Собственно, цель проекта - создать очередную альтернативу Русской православной церкви с каким-нибудь похожим названием", - заявил владыка Иларион в четверг на пресс- конференции в "Интерфаксе".
Однако уже существующие структуры такого рода, по его словам, слишком "маргинальны и малочисленны" и создают впечатление "виртуальных церквей", чьи епископы "носят титулы и панагии", но неизвестно, есть ли у них паства.
Владыка Иларион сравнил епископа Диомида с "попом Гапоном, который пытается вокруг себя сплотить народ, вдохновив его идеями борьбы неизвестно с чем и неизвестно за что".
"Весь тот винегрет, который он предлагает нам в качестве идеологии, то есть борьба с так называемой ересью экуменизма, верность соборным клятвам 1613 года, отказ от мобильных телефонов и тому подобное - едва ли кто-то из нормальных людей может в полном объеме воспринять все эти бредовые идеи", - считает представитель Московского патриархата.
В то же время он выразил надежду, что чукотский архиерей еще раскается в своих действиях в течение нескольких дней, оставшихся до заседания Священного Синода, который рассмотрит эту ситуацию. В случае отказа епископа Диомида признать свою неправоту решение Архиерейского Собора о лишении его сана вступит в силу, напомнил владыка Иларион.
"Епископ Диомид, конечно, не согласится с таким решением, скажет, что "Церковь - это не они, это я". Уже сейчас Архиерейский Собор он называет "волчьим собором". Потом он может присвоить себе какой-либо титул, объявить себя патриархом всея Руси, экзархом Нидерландов или митрополитом Ирландским. Все это в истории уже бывало, к сожалению", - отметил епископ Иларион.
Русской православной церкви, по словам ее представителя, очень важно внятно разъяснять свою позицию по ситуациям подобного рода. Сегодня, однако, многие священнослужители не решаются вступать в открытую полемику со своими оппонентами, зная, что те "обязательно обольют грязью каждого, кто на них будет покушаться".
"Всякий раз, когда меня просят прокомментировать какие-то действия епископа Диомида, я знаю, что в качестве ответного удара на каком-нибудь гаденьком портале появится какая-нибудь гаденькая статья. Такова реальность сегодняшней жизни - каждый может сказать что угодно, доказательств не требуется", - заявил владыка Иларион.
В свою очередь глава Издательского совета Московского патриархата протоиерей Владимир Силовьев на той же пресс-конференции сравнил епископа Диомида с Геростратом - греком, который ради увековечения собственного имени сжег храм Артемиды Эфесской, одно из чудес света.
"Достаточно заявить, что патриарх - еретик, потому что он поклонился величайшей христианской святыне в Нотр-Даме Терновому венцу (Христа - ИФ), чтобы о тебе заговорили. Такой геростратов подвиг очень показателен, когда о нем так много говорит российская пресса", - заявил отец Владимир.
Тем самым он напомнил про одно из открытых писем епископа Диомида, в котором тот раскритиковал патриарха Московского и всея Руси Алексия II за молебен перед Терновым венцом Спасителя, хранящемся в соборе Парижской Богоматери.
Отец Владимир выразил сожаление в связи с тем, что СМИ сегодня практически не уделяют внимания жизни монастырей, христианскому подвигу, подвижническим усилиям многих людей, их восстанавливающих. Между тем, по его словам, "достаточно было маленькой группе зарыться в землю в Пензенской губернии, чтобы о них заговорила вся страна".
Он также подчеркнул, что епископа Диомида в свое время отправляли в Чукотскую епархию, одну из самых новых и самых маленьких епархий Русской православной церкви, "для подвижничества, для труда и молитвы".
"Но, как мы знаем, большой труд - это всегда огромная, сложная задача, а молитва - это вообще самое трудное дело в мире. Гораздо проще отказаться и от первого, и от второго и заявить что-нибудь очень странное, как это и сделал владыка Диомид", - отметил отец Владимир.
В результате, по его словам, из чукотского архиерея и получился не подвижник, а "раскольник, внимание к которому приковано со стороны всех медиа-средств".
/Интерфакс/