Электронные успехи России
Россиянам больше не придется быть курьерами - письмоносцами: госорганам с 1 октября запрещено требовать от населения всякого рода справки, которые есть в информационных банках других ведомств. Гражданам это сэкономит огромное количество времени, а ведомствам - миллиарды рублей
Москва. 29 сентября. ИНТЕРФАКС - Федеральные ведомства с 1 октября переходят на электронную форму межведомственного взаимодействия при оказании услуг гражданам и организациям, сообщил руководитель аппарата правительства РФ Вячеслав Володин.
"С 1 октября все федеральные органы власти переходят на новый порядок работы, электронное межведомственное взаимодействие по предоставлению государственных услуг. Обращения в госорганы должно стать гораздо удобнее и комфортнее для граждан и юридических лиц", - заявил В.Володин в четверг на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса".
Он подчеркнул, что этап работы на уровне электронного взаимодействия является первым в модернизации системы оказания госуслуг.
"Это первый этап. В чем смысл изменения в работе органов власти? Вступают в силу нормы закона, в соответствии с которыми госорганам будет запрещено требовать с 1 октября от граждан всякого рода справки, которые есть в информационных банках других ведомств", - сказал В.Володин.
По его словам, в межведомственном взаимодействии принимает участие 61 федеральный орган власти. "На федеральном уровне основными участниками взаимодействия являются пять ведомств", - сказал В.Володин.
Он отметил, что в первую очередь речь идет о Федеральной налоговой службе, Федеральном казначействе, Росреестре, Федеральной миграционной службе, Пенсионном фонде. "Именно они обеспечивают основной поток информационного обмена при оказании услуг. Из 337 услуг, требующих обмена информацией между ведомствами, 304 услуги требуют ту или иную информацию из пяти указанных ведомств", - сказал В.Володин.
Он также подчеркнул, что с 1 июля 2012 года наступает второй этап модернизации системы межведомственного взаимодействия. "С 1 июля 2012 года на электронное межведомственное взаимодействие должны перейти все регионы и муниципалитеты", - сообщил В.Володин.
Руководитель аппарата правительства отметил, что федеральный центр будет стимулировать работу на региональном уровне. "В правительстве РФ будет проходить постоянный мониторинг ситуации в регионах, выявление отстающих территорий и лидеров. Такие рейтинги будем публиковать, чтобы на местах чувствовали свою ответственность и понимали, что их работа оценивается", - заявил В.Володин.
С внедрением электронной системы межведомственного взаимодействия россияне перестанут быть курьерами между различными госучреждениями, заявил руководитель аппарата правительства.
"Людям фактически не придется быть курьерами между различными государственными ведомствами, самим собирать большое количество документов, тратить время и нервы на стояние в очередях", - отметил вице-премьер.
При этом он привел следующие цифры: в среднем в год набирается до 81 млн обращений граждан в различные ведомства за государственными и муниципальными услугами. "При этом заявители самостоятельно должны обращаться в госорганы шесть - семь раз, то есть в целом по стране 560 млн обращений, и это касается каждого из нас, всех наших граждан", - заметил В.Володин.
Теперь же, по его словам, все будет по-другому. "Какие бумаги надо собрать - это уже головная боль государства, федеральных органов исполнительной власти", - подчеркнул вице-премьер.
Министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев, принявший участие в пресс-конференции, заявил, что выстраиваемая система ориентирована на прием максимального количества обращений.
"За год - 560 млн обращений в разные органы власти. Система выдерживает 2 млн ежесуточных обращений", - сказал И.Щеголев.
При этом, по словам министра, система способна принимать почти в четыре раза больше обращений. "Наша система в короткие сроки может быть доведена до такого уровня, когда она будет выдерживать до 2 млрд обращений", - сообщил глава Минсвязи.
Он сообщил, что специально проводились стресс-тестирования, результаты которых показали, что система такие запросы выдерживает.
Полезно и экономно
Переход на электронный документооборот существенно упростит регистрацию и ведение малого бизнеса, заявила другая участница пресс-конференции, глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина.
"Сегодня многие ведомства требуют от малого бизнеса выписки из Единого государственного реестра юридических лиц или из Единого реестра индивидуальных предпринимателей. Теперь эти справки не будут требовать от предприятий, а ФНС будет предоставлять их сама", - сказала Э.Набиуллина.
По ее словам, перевод в режим межведомственного взаимодействия затронет около 70 услуг, а в общей сложности 231 государственную услугу. "Это такие массовые услуги для бизнеса, как выдача карантинных и фитосанитарных сертификатов, или получение нормативов на выбросы вредных веществ", - отметила глава Минэкономразвития.
По ее словам, введение системы "электронного правительства" позволит экономить каждому ведомству не менее одного миллиарда рублей в год. "Мы делали оценки по ряду услуг, и я могу сказать по услугам Росреестра, который находится в ведомстве Минэкономразвития, по тем выпискам из реестра прав на недвижимость и сделок с ним, по нашей оценке, это в год не менее миллиарда рублей может быть сэкономлено для граждан и для бизнеса", - сообщила Э.Набиуллина.
По другим ведомствам, добавила она, скорее всего, такие же оценки. При этом глава Минэкономразвития отметила, что оценки экономии в прямом финансовом смысле делать сложно. "Сколько граждане тратят на поездки, на стояние в очереди, это тоже экономия, экономия не просто в финансовом смысле, стоимостном, но экономия с точки зрения затрат людей и их времени", - отметила Э.Набиуллина.
В свою очередь, глава Минсвязи России Игорь Щеголев, говоря о защите сведений в системе, сказал, что новая структура не будет подменять собой базы данных различных ведомств. "Те ведомства, которые данные хранили, и будут хранить", - сказал И.Щеголев, добавив, что невозможно будет собрать все сведения сразу, зайдя в систему электронного правительства.
По его словам, обмен данными будет производиться между ведомствами, что будет служить одним из способов защиты. "Кроме того, для этого (защиты данных) построены специальные защищенные каналы. И для того, чтобы воспользоваться самыми сложными данными, где затрагиваются имущественные права и так далее, понадобиться электронная цифровая подпись. Она тоже очень надежная и этот механизм позволяет в значительной степени права наших граждан и их персональные данные защитить", - сказал И.Щеголев.
Кроме того, по его словам, с ведомствами ведется работа с тем, чтобы они улучшали защиту своих информационных систем, вводили ответственность сотрудников за утерю и хищение данных.
За плохие госуслуги - в суд
С первого же октября будет запущена "горячая линия" для сообщений граждан о возможных сбоях в системе электронного документооборота.
"Мы понимаем, что при переводе с бумажных носителей на электронные возможно, могут появляться так называемые "грязные данные". Поэтому мы считаем правильным с первого октября открыть "горячую линию" и в течении десяти дней мониторить детально, как заработает система с тем, чтобы в случае ее сбоев оперативно реагировать", - сказал В.Володин.
По его словам, в правительстве не исключают, что при формировании электронных баз данных могут быть определенные накладки, например, неправильно указанные фамилии, либо не соответствующие действительности сведения.
"Хотелось бы, чтобы, с одной стороны, органы власти повнимательнее к этому отнеслись, с другой стороны, чтобы граждане, когда видят, что есть неточности, через горячую линию уведомляли соответствующие органы власти с тем, чтобы база данных была почищена и чтобы данные соответствовали действительности", - отметил В.Володин.
Он напомнил, что проект по переходу на электронный документооборот стартует с первого октября. На первом его этапе в этой работе будут участвовать федеральные ведомства, второй этап будет закончен до первого июля 2012 года в регионах. Однако в правительстве считают, что субъекты РФ могут завершить процесс перехода на электронный документооборот гораздо раньше. "Мы 26 октября будем говорить со всеми регионами об этом, чтобы они форсировали работу", - сказал В.Володин.
Как отметил В.Володин, реализация проекта электронного межведомственного взаимодействия "одновременно решает вопросы борьбы с коррупцией, волокитой, бюрократией".
Главный механизм исполнения данного проекта, пояснил вице-премьер, "это как раз электронное взаимодействие, а не бумажная переписка между ведомствами". "Иногда подменяются понятия госуслуги и межведомственного взаимодействия как механизма, через который решается задача ухода от сбора всевозможных справок, необходимых для получения госуслуги", - сказал В.Володин.
По его словам, "теперь ведомства, отвечающие за предоставление конкретных государственных услуг, будут самостоятельно получать информацию от других госорганов, причем не в бумажном виде, как раньше, а по электронным каналам связи".
Руководитель аппарата правительства сослался при этом на результаты анализа, проведенного министерством экономического развития. "Выяснилось, что очень многие справки запрашиваются необоснованно. Поэтому при реализации проекта мы подчистим некоторые дополнительные требования, которые не имели ничего общего со справкой", - сказал В.Володин.
Касаясь скорости предоставления госуслуг и обмена между ведомствами, вице-премьер РФ сообщил, что в соответствии с проектом установлен пятидневный срок. "Как следствие, люди смогут более оперативно получать госуслугу и будет утверждена ответственность чиновников за неисполнение своих функций в рамках межведомственного обмена", - добавил В.Володин. По его словам, в ближайшее время будут внесены соответствующие поправки в действующее законодательство.
В свою очередь Э.Набиуллина сообщила, что Генпрокуратура будет представлять интересы граждан в судах при ненадлежащем предоставлении им государственных услуг. "Сейчас в Госдуму внесен законопроект, который вводит ответственность чиновников за нарушение правил предоставления госуслуг. Мы надеемся его быстро принять", - сказала министр.
По ее словам, в законопроекте, кроме уровня ответственности, вводится и механизм ответственности. "Гражданину не надо будет ходить в суд и доказывать, что нарушены его права. От имени гражданина это будет делать Генпрокуратура", - отметила она. "Гражданин подает жалобу и уже Генпрокуратура будет в суде от имени гражданина защищать его права, если нарушена процедура предоставления госуслуг", - пояснила министр.
Э.Набиуллина также сообщила, что на официальном сайте "Интерфакса" уже в течение месяца в режиме онлайн можно увидеть свидетельства результативности перехода федеральных ведомств на уровень электронного взаимодействия при оказании госуслуг населению.
"Хотела бы подчеркнуть, что эту систему мы выстраиваем с самого начала на принципах открытости. И уже месяц в сети Интернет на сайте "Интерфакса" раскрываются результаты текущего мониторинга перехода на межведомственное согласование в режиме реального времени", - сказал министр.
Она пояснила, что эта опция позволяет любому человеку "посмотреть, как то или иное ведомство готово к 1 октября (дата начала перехода на электронное взаимодействие - ИФ)". "Там также можно узнать имена заместителей руководителей органов власти, которые персонально отвечают за переход на межведомственное взаимодействие", - сказала Э.Набиуллина.