Угасания коллекторской деятельности после кризиса не будет
Коллекторские агентства после кризиса не останутся без работы, перейдут к более цивилизованным методам сбора просроченной задолженности
Москва. 14 декабря. ИНТЕРФАКС-АФИ - Коллекторские агентства после кризиса не останутся без работы, перейдут к более цивилизованным методам сбора просроченной задолженности, считает президент Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) Александр Морозов.
"Совсем угасания не будет. Розничные кредиты и невозвраты - это как инь и янь, вещи неразделимые. Совсем без работы мы не останемся, но она будет смещаться в сторону более цивилизованного, более технологичного общения с нашими согражданами", - сказал он на пресс-конференции в агентстве "Интерфакс" во вторник.
А.Морозов подчеркнул, что для коллекторов также будет хорошо, если доля просроченной заложенности в целом по банковской системе будет снижаться. "Просрочки станет меньше, она станет качественнее, нам станет легче работать. В период кризиса у коллекторов работы больше, но она сложнее, в периоды нормального экономического цикла ее чуть меньше, но она легче", - добавил он.
В этом году средний размер задолженности и срок кредита выросли, сообщил генеральный директор долгового агентства "Пристав" Артур Александрович. По его словам, средняя сумма долга по потребительскому кредиту в 2009 году составляла 15 тыс. рублей, а в 2010 году достигла 17,25 тыс. рублей. "Существенной частью этой задолженности являются штрафы и пени, это свидетельствует о том, что долги стареют", - подчеркнул он.
Отвечая на вопрос, будет ли происходить консолидация отрасли после кризиса, А.Морозов отметил, что сейчас рано говорить об этом, но какие-то признаки все же наблюдаться будут. По его словам, не смогут выжить некоторые компании, поскольку для развития коллекторского бизнеса требуются достаточно большие вложения денежных средств и технологий.
Также требования к деятельности повысятся, она станет более цивилизованной с принятием закона о коллекторских агентствах, подчеркнул он.
Участники рынка рассчитывают, что соответствующий законопроект будет вынесен на рассмотрение правительства во втором квартале следующего года. "У нас есть основания рассчитывать, что во втором квартале 2011 года законопроект о деятельности по взысканию просроченной задолженности будет вынесен на рассмотрение правительства", - сказала заместитель генерального директора коллекторского агентства "Секвойя Кредит Консолидейшн" Ирина Поддубная.
За законодательное закрепление деятельности коллекторских агентств выступает и население, и банкиры. "Нам нужно развивать в РФ данное направление, и одним из направлений обязательно должна быть инициатива законодательно узаконить деятельность по взысканию просроченной задолженности", - высказал мнение директор по взысканию просроченной задолженности Альфа-банка (РТС: ALFB) Олег Коган. Он отметил, что в настоящее время нет такой профессии, как "взыскатель задолженности". Он добавил, что Альфа-банк работает с 50 коллекторскими агентствами, многие из которых имеют отношение к частным охранным предприятиям.
А.Морозов в свою очередь отметил, что в НАПКА поступают жалобы от граждан на неправомочные действия коллекторов. Как такового "черного списка" коллекторов нет, но жалобы ассоциацией рассматриваются, добавил он.
Опрос, проведенный Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ), показал, что большинство россиян негативно относится к коллекторам. Генеральный директор НАФИ Ольга Кузина сказала, что положительно относятся 7% опрошенных, скорее положительно - еще 20%. "То есть 27% более или менее положительное отношение, а остальные - скорее негативное", - добавила она.
Негативные ассоциации у 32% опрошенных связаны с тем, что коллекторами применяется сила, еще у 16% - с угрозой применения насилия.
Кроме того, население России достаточно плохо информировано о деятельности коллекторских агентств. Впервые слышали об этой деятельности 60% опрошенных. Только 18% четко понимают, кто такие коллекторы, а еще 17% знают о них понаслышке, отметила О.Кузина.
Вместе с тем, большинство граждан (70%) четко понимают, что взять кредит в банке и не вернуть - это преступление, добавила глава НАФИ. По ее словам, в 2010 году на первое место среди причин, по которым не возвращается кредит, вышли внезапно возникшие трудности, например, потеря работы, снижение заработка, болезнь. "Еще год назад первое место занимал ответ о том, что банк сам обманул клиента, не раскрыв полную стоимость кредита, эффективную процентную ставку", - сказала она.