Почему в России исчезают турфирмы?
В России за последний год появилось много новых турагентств. Одновременно растет число спланированных или вынужденных случаев мошенничества в этой сфере. РСТ предлагает свой рецепт урегулирования ситуации
Москва. 13 сентября. ИНТЕРФАКС-ТУРИЗМ – После сокращения на 15-25% количества турагентств в разгар экономического кризиса, процесс создания новых компаний резко активизировался, сообщил в понедельник на пресс-конференции в "Интерфаксе" президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергей Шпилько.
Он отметил, что многие из тех, кто создает свои агентства, не имеют необходимого опыта работы и не осознают, насколько тяжело вывести турфирму хотя бы на уровень самоокупаемости.
По его словам, в текущем году в России не было ни одного месяца, когда бы не поступали сообщения об очередном вынужденном или умышленном уходе с рынка турагентств. "Большая часть случаев ухода турфирм с рынка происходит без больших потерь для клиентов, то есть компании частично или полностью расплачиваются с клиентами, - сообщил С.Шпилько. – Однако в последнее время, особенно этим летом, участились случаи, когда компании исчезают, не заплатив клиентам денег. Участились случаи нецивилизованного ухода с рынка. Эта тенденция вызывает озабоченность".
Он сообщил, что ситуация начала обостряться с 2009 года. "В кризис обанкротилось или в той или иной степени прекратило работать примерно 20% турагентств, однако уже в конце прошлого года начался активный рост новых агентств, связанный с тем, что в турбизнес шли разорившиеся из-за кризиса представители других отраслей", - подчеркнул президент РСТ.
По словам С.Шпилько, появление большого количества новичков и непрофессионалов на рынке привело к тому, что компании не справлялись с объемами и вынужденно или умышленно уходили.
Как заметил президент РСТ, опасность такой ситуации была очевидна еще в 2007 году, когда было отменено лицензирование туристкой деятельности.
"Лицензирование было отменено с 1 января 2007 года, однако для туроператоров были введены финансовые гарантии, а для турагентств – нет. Мы еще в 2003 году, когда только готовились поправки в закон "Об основах туристской деятельности в РФ", предупреждали, что опасно оставлять турагентства без специального механизма госрегулирования. Поэтому вплоть до 2007 года во многом усилиями РСТ сдерживалась отмена лицензирования туроператорской и турагентской деятельности", - подчеркнул С.Шпилько.
В 2007 году, закладывая основы саморегулирования агентского рынка, РСТ совместно с юридическим агентством "Персона Грата" и издательским домом "Тонкости продаж" учредил Общероссийский генеральный реестр туристических агентств, где турфирмы могут регистрироваться в заявительном порядке. На сегодняшний день в реестр вошли 7935 компаний, что, по оценкам РСТ, составляет более двух третей участников агентского рынка. Сверка реестра на предмет актуальности происходит каждые полгода.
Следующим шагом в этой работе станет содействие в создании агентской саморегулируемой организации. Такая работа сейчас ведется. Но для изменения ситуации, сложившейся сегодня на агентском рынке, этих усилий может оказаться недостаточно.
Руководитель юридической комиссии РСТ Георгий Мохов со своей стороны сообщил, что действующее российское законодательство позволяет владельцам турагентств в случае финансовых проблем закрыть свою фирму, нежели расплачиваться с клиентами по долгам.
По его словам, многие бизнесмены сейчас выбирают туризм, так как в этом бизнесе почти нулевой порог вступления. "Уставной капитал новых турагентств обычно не превышает 10 тыс. рублей, что говорит о том, что для открытия турагентства в России нужен минимум средств, - рассказал Г.Мохов. – Однако стоит заметить, что туризм – один из наиболее рисковых видов бизнеса, что часто приводит новичков к краху".
Он сообщил, что очень часто при возникновении больших проблем с ведением бизнеса турфирмы просто закрываются, так как этот бизнес легче просто бросить, чем пытаться справиться с возникшей ситуацией.
"Учредители турагентств, бросая бизнес, почти не несут никакой ответственности. Их уставной капитал составляет 10 тыс. рублей, а долгов при этом может быть на несколько сотен тысяч. Судебные приставы обычно прекращают дело в связи с отсутствием средств у должника", - рассказал руководитель юридической комиссии РСТ.
Эта ситуация, по его словам, позволяет предпринимателям довольно безбедно существовать на туристическом рынке.
"Как юрист я сталкивался со случаями, когда один и тот же предприниматель фактически на одном и том же месте в одном городе несколько раз создавал новые фирмы, только меняя что-то в их названии и обманывая при этом сотни новых клиентов", - рассказал Г.Мохов.
Он подчеркнул, что в таком случае можно завести дело о мошенничестве в крупном размере (более 250 тыс. руб.) и предприниматель может понести уголовную ответственность, вплоть до лишения свободы, но при этом необходимо доказать умысел в его действиях, а сделать это довольно сложно.
"Уголовные дела во всех остальных случаях также прекращаются, так как считается, что человек просто не справился с бизнесом, - сообщил представитель РСТ. – С точки зрения и гражданского и уголовного права недобросовестные владельцы турфирм сейчас могут чувствовать себя достаточно спокойно".
По данным РСТ, с середины июля до середины августа 2010 года в Общероссийском генеральном реестре турагентств зарегистрировалось 289 компаний – рекордный показатель, такого не было за все время существования проекта. За август в реестре зарегистрировалось 151 турагентство. Больше всего – Москва (27), Санкт-Петербург (15), Пермь (8), Уфа (6). По 5 агентств – Новосибирск и Саратов. По 4 – Набережные Челны, Тверь, Тюмень.
В 13 городах в реестре зарегистрировалось по 3 агентства, в 12 – по 2, в 46 – по 1. В начале 2009 года в Красноярске, например, (население 964,7 тыс.) было 130 турагентств, сейчас – 300. Аналогичная ситуация в Ижевске (население более 600 тыс.): на начало 2009 года, по экспертным оценкам, реально существующих фирм было 130. Сейчас, по данным местного управления Роспотребнадзора, порядка 300.
Как заметила пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина, туристский бизнес считается среди многих предпринимателей легким и доступным.
"Действительно, для того, чтобы открыть турфирму, можно обойтись минимальными финансовыми средствами. Не нужны и какие-то специальные знания. Однако новички не знают, что турбизнес сопряжен с большими рисками. Турфирма отвечает за многое - перелет, трансфер, размещение - своих клиентов, но при этом практически ничего не контролирует. Ей трудно повлиять на авиакомпанию, которая задержала рейс. Она не виновата, что трансфер опоздал, однако за все эти сбои в отдыхе туристов она несет ответственность. Объем этой ответственности оказывается для многих новичков, решивших поиграть в туризм, непомерной", - заметила она.
Наряду со случаями, когда руководители не справились с управлением бизнесом, растет число спланированных или вынужденных случаев мошенничества в этой сфере, когда фирма, собрав с туристов деньги, исчезает. Это создает проблемы и туроператорам, подрывает доверие к турбизнесу. Случаев, когда турагентства вместо оплаты забронированных туров, шлют туроператорам гарантийные письма, а то и поддельные платежки – сотни. Поэтому туроператоры либо устанавливают крайний срок оплаты забронированного тура, либо не выдают агентствам авиабилеты и ваучеры на размещение, если к моменту отъезда клиента путевка не оплачена полностью.
Положение усугубляется обострением конкуренции, что привело к массовому демпингу: агентства предлагают клиентам необоснованно и порой подозрительно завышенные скидки. Стандартная комиссия, которую туроператоры дают своим агентствам – 10-12%. Стремясь завлечь клиентов, многие агентства, особенно новички, предлагают туристам скидки 7-10%. А оставшейся доли комиссионного вознаграждения просто не хватает, чтобы обеспечить работу офиса. Клиенты же, в свою очередь, ведутся на заманчивые предложения, не понимая, что это зачастую признак повышенных предпринимательских рисков, которые берет на себя турагентство. А значит, рискует и сам турист, покупая тур в этой фирме.
Региональные отделения РСТ и входящие в союз туристические ассоциации стараются противостоять негативным процессам на агентском рынке. Например, компании, входящие в Удмуртское отделение РСТ, ввели платный подбор туров: предлагают заключить договор и заплатить хотя бы 1000 рублей, которые, в случае покупки тура, включаются в его стоимость. Так они хотя бы отсеивают тех, кто пришел турфирму "использовать". А для того, чтобы сориентировать потребительский рынок в смысле добросовестности турфирм, ижевские компании дают коллективную рекламу членов РСТ.
Тверское отделение совместно с областным органом управления туризма приступили к созданию регионального реестра турагентств. Кстати, по этому пути идет все больше регионов.
Члены входящего в РСТ Южно-Кузбасского объединения туриндустрии подписали "Соглашение об установлении максимально допустимой скидки на продажу турпродукта". К нему присоединилось 44 турагентства Новокузнецка. Благодаря этому удалось остановить массовые рекламные публикации о предоставлении скидок по принципу "кто больше".
Известны случаи, когда московские туроператоры отключают от системы он-лайн бронирования региональные агентства, которые предлагают туристам необоснованно завышенные скидки.
Но, как уже сказано, только инициативой снизу проблему не решить. По мнению РСТ, в частности, стоит рассмотреть вопрос о включении турагентской деятельности в перечень видов, упомянутых в постановлении правительства РФ N584 от 16 июля 2009 г. "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности".
РСТ предлагает подумать о запрете доступа на рынок в качестве учредителей новых компаний тех лиц, которые ответственны за неисполнение судебных решений по обязательствам турагентств перед клиентами. Можно рассмотреть вопрос о введении обязательного минимального размера уставного капитала для юридических лиц, осуществляющих турагентскую деятельность. Существуют и другие инструменты регулирования этого рынка.
РСТ приглашает заинтересованные предпринимательские объединения, органы управления туризмом и участников рынка открыто обсудить эти проблемы на очередном заседании правления и регионального совета РСТ, которое состоится 23 сентября в рамках выставки "Отдых 2010".