Выставка "Запретное искусство" не имела цели оскорбить чувства верующих, заявляют организаторы
Один из организаторов выставки "Запретное искусство", бывший заведующий отделом новейших течений Третьяковской галереи Андрей Ерофеев назвал судебный процесс над устроителями экспозиции политически мотивированным
Москва. 8 июля. ИНТЕРФАКС - "Это политически сфабрикованное дело, которое не имеет ничего общего с демократическим правосудием", - заявил А.Ерофеев на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса" в четверг.
По его словам, у организаторов выставки не было цели оскорбить чувства верующих. "Обвиняют устроителей выставки "Запретное искусство" в том, что были оскорблены чувства верующих, и эта диспозиция абсолютно ложная", - сказал А.Ерофеев.
Со своей стороны, экс-директор музея и общественного центра имени Сахарова Юрий Самодуров заявил, что выставка подняла важный вопрос: "Нужно было отстоять право показывать те работы, которые сами кураторы считают настоящими, независимо от любых внешних оценок".
"Объективно для религиозного сознания такой художественный язык - это кощунственно и оскорбительно. Но в каком смысле: для мусульман оскорбительно, что у бога есть сын, для атеистов, что есть бог", - отметил он.
"Этот конфликт, в который мы попали, имеет более глубокую и сложную природу. Судья находится под очень большим государственным и церковным давлением", - утверждал Ю.Самодуров.
"Суть конфликта сглаживается. Этого суда не было бы, но все последние годы у нас происходит полудобровольное принуждение к православию как индикатору патриотизма. Главная политическая функция православной церкви - легитимация существующей власти. Люди привыкают, что церковь должна быть везде",- отметил он.
"Язык современного искусства, который принципиально основан на совмещении в одном пространстве того, что существует в разных (пространствах), с точки зрения церкви, является кощунством. Конфликт религиозного и светского - в культуре это должно быть разведено. Людей, которые ходят на суд, раньше не интересовало то, что происходит в музеях",- добавил Ю.Самодуров.
По его словам, приговор суда не поставит точку в конфликте: "Никакой приговор не устроит массу людей".
"Я никогда не был борцом с религией. Религиозное и нерелигиозное сознания вечны, они дополняют друг друга. Задача суда сделать так, чтобы между носителями религиозного и нерелигиозного меньше искрило",- сказал он.
"Если А.Ерофеев будет осужден, это сделает невозможным проведение в нашей стране биенале, к нам никто не приедет", - отметил Ю.Самодуров.
Художник Дмитрий Врубель согласился с мнением, что в судебном разбирательстве есть идеологическая подоплека. "На мой взгляд, происходящее - идеологический или эстетический спор. И есть одна эстетическая позиция, есть другая эстетическая позиция, так же, как есть одна идеологическая (позиция), и есть другая", - сказал Д.Врубель.
Участвовавший в пресс-конференции драматург Марк Розовский с иронией заметил, что наказание, которое требует гособвинение, слишком гуманное. "Три года - это мало. Нужно от восьми до 15 лет, а лучше расстрелять, повесить. Самодурова на костер, Ерофеева распять. Это по- нашему, по-христиански", - сказал М.Розовский.
Таганский суд Москвы 12 июля огласит приговор Ю.Самодурову и А.Ерофееву. Прокуратура попросила для фигурантов дела реальных сроков заключения - каждому по три года лишения свободы. А.Ерофеев и Ю.Самодуров своей вины в инкриминируемых деяниях не признали, защита фигурантов просила их оправдать.
В связи с организацией и проведением в марте 2007 года в Общественном центре имени А.Сахарова выставки "Запретное искусство-2006" было возбуждено уголовное дело по статье 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды). Согласно обвинительному заключению, Ю.Самодуров и А.Ерофеев организовали выставку "Запретное искусство-2006" 7-31 марта 2007 года в общественном центре им. Сахарова, "где демонстрировались произведения, содержащие унизительные и оскорбительные изображения в отношении христианской религии и верующих".
В пресс-службе прокуратуры Москвы сообщили, что Ю.Самодуров уже привлекался к уголовной ответственности за совершение аналогичного преступления и был приговорен Таганским районным судом Москвы в 2005 году по пункту "б" части 2 статьи 282 УК РФ к штрафу в 100 тыс. рублей. Сейчас эта судимость погашена.