Россия может снизить ядерный потенциал ниже пределов нового Договора СНВ без ущерба для собственной безопасности
О параметрах нового российско-американского договора по стратегическим наступательным вооружениям и его влиянии на потенциал ядерного сдерживания рассказали на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса" в пятницу директор института США и Канады РАН Сергей Рогов и бывший начальник Главного штаба Ракетных войск стратегического назначения генерал-полковник Виктор Есин.
Москва. 9 апреля. ИНТЕРФАКС-АВН - Задача стратегического ядерного сдерживания может быть решена Россией при меньшем числе носителей и ядерных зарядов, чем указано в новом Договоре по СНВ, считает В.Есин.
"Главная для нашей страны задача - обладать таким потенциалом стратегических ядерных сил, который способен обеспечить гарантированное ядерное сдерживание. А эта задача, как показывают проработки экспертов, успешно выполняется и при дисбалансе с Соединенными Штатами по числу носителей", - сказал В.Есин на пресс-конференции.
Он уточнил, что России "достаточно к концу выполнения нового договора иметь порядка 500 носителей и 1550 зарядов на них, чтобы обладать вполне сопоставимыми боевыми возможностями со стратегическими ядерными силами США".
В.Есин напомнил, что, по официальным данным, на 1 июля 2009 года Россия имела 809 стратегических носителей и порядка 3987 ядерных зарядов, США имели 1188 носителей и 5916 ядерных зарядов.
По данным независимой Федерации американских ученых, на начало марта 2010 года, Россия имела более 560 развернутых носителей и около 2000 боезарядов, а США - примерно, 800 носителей и 2100 боезарядов, сообщил В.Есин.
В связи с этим он отметил, что исходя из существующих уровней стратегических вооружений, России для сохранения паритета с США в стратегических вооружениях предстоит произвести большое количество носителей. Проблема усугубляется для России еще и тем, что в ближайшие годы предстоит массовое списание ракет с истекшим эксплуатационным ресурсом, сказал В.Есин.
"Для США задача существенно проще, им придется иметь дело с проблемой излишнего количества развернутых носителей", - сказал эксперт. "Здесь уместно поставить вопрос: нужно ли России, как говорится, рвать жилы и стремиться к паритету с США по количеству носителей? Я убежден, что России не следует гнаться за Соединенными Штатами", - сказал В.Есин.
По его мнению, достаточно будет иметь паритет с США по количеству боевых блоков ракет. "В конце концов, поражение целей наносят боезаряды, а не носители", - сказал В.Есин.
"Да, безусловно, американцы будут обладать большим возвратным потенциалом, но это не окажет существенного влияния на потенциал ядерного сдерживания российских стратегических ядерных сил", - сказал он.
По мнению В.Есина, гораздо большую опасность для России сегодня представляют планы США по развертыванию глобальной противоракетной обороны. "Ей (России – ИФ-АВН) больше следует опасаться безудержного наращивания возможностей американской глобальной системы ПРО", - сказал он. Эксперт также отметил, что подписанный в Праге в четверг российско-американский Договор снимает дискриминационные для России ограничения в вопросах контроля СНВ. "Россия освободилась от тех обременений, которые договор СНВ-1 накладывал на структуру ее стратегических ядерных сил", - сказал В.Есин.
В частности, отметил он, из нового договора исключено положение СНВ-1, согласно которому Россия не могла иметь более 154 тяжелых ракет-носителей. Кроме того, новый договор СНВ не ограничивает количество ядерных зарядов на мобильных межконтинентальных баллистических ракетах (МБР) 1100 единицами. Это положение СНВ-1 ущемляло интересы России, поскольку в США мобильных наземных стратегических ракетных комплексов нет, а в российских РВСН они составляют основу группировки.
Новое соглашение, в отличие от СНВ-1, не содержит запрет на переоснащение существующих моноблочных МБР на разделяющиеся головные части. "Что очень важно для России", - сказал В.Есин. В то же время, по его мнению, новый Договор не лишен изъянов, в том числе в части учета боезарядов тяжелых бомбардировщиков. В новом договоре по СНВ отметил он, для тяжелых бомбардировщиков введен условный зачет. "За каждым из них засчитывается один ядерный боезаряд. Эту послабляемость следует относить, по крайней мере, я отношу, к изъяну договора", - сказал В.Есин.
Он пояснил, что реальная боевая нагрузка может составлять от 12 до 20 крылатых ракет воздушного базирования большой дальности и более двух десятков ядерных бомб для американских тяжелых бомбардировщиков. Российские тяжелые бомбардировщики Ту-95МС и Ту-160 оснащаются ядерными крылатыми ракетами воздушного базирования.
Сегодня США опережают Россию по числу стратегических бомбардировщиков - 243 против 79.
В свою очередь, директор института США и Канады РАН Сергей Рогов отметил, что президенту США Бараку Обаме будет сложно добиться ратификации договора СНВ. "Будет очень серьезная борьба в сенате, и я считаю, что шансы, что называется, - пятьдесят на пятьдесят", - сказал С.Рогов.
Одной из основных проблем, с которой придется столкнуться администрации Барака Обамы при ратификации договора об СНВ в сенате, по мнению С.Рогова, является то, что для одобрения сенатом нового соглашения Белому дому необходима поддержка, как минимум, восьми сенаторов-республиканцев. Между тем сторонники республиканской партии США во время подготовки договора выдвинули ряд требований, которые не были соблюдены в окончательной редакции соглашения.
"Перетянуть голоса восьми республиканцев будет сложно, - заявил эксперт, - поскольку в декабре прошлого года все республиканцы (в сенате США, - "ИФ") написали Обаме письмо, в котором сформулировали очень жесткие требования к ратификации: договор, согласно их требованиям, должен включать тактическое ядерное оружие, а он не включает; договор не должен содержать никаких увязок с ПРО, а он включает, в политической, туманной форме, но включает, и условием ратификации является создание (США, - "ИФ") новой ядерной боеголовки".
"То есть, эти условия, которые выдвинули республиканцы, в новом договоре не отражены", - резюмировал он.
Вместе с тем, подчеркнул С.Рогов, Б.Обаме необходимо добиться ратификации договора в сенате уже в текущем году.
"Обаме надо будет использовать весь свой политический капитал, чтобы добиться ратификации в этом году, - сказал он. - Почему в этом году? В ноябре состоятся промежуточные выборы в конгресс, где будет избираться треть сенаторов, и, судя по всему, республиканцы пять-шесть мест отыграют, а вообще не исключен такой вариант, когда они вернут себе большинство, и уже тогда Обаме будет требоваться не восемь голосов республиканцев, а 13-15 и так далее".
"А, учитывая, что сейчас республиканскую партию охватили крайне правые экстремистские настроения, новые сенаторы-республиканцы будут еще более консервативны", - подчеркнул эксперт.
В то же время С.Рогов отметил, что у действующей американской администрации "неплохие связи в сенате". По его мнению, сегодня присоединение других ядерных стран к договору СНВ маловероятно. "Я не думаю, что в ближайшем будущем другие государства с ядерным потенциалом присоединятся к новому договору СНВ", - сказал С.Рогов.
По его мнению, у России и США намного больше зарядов, чем у третьих стран обладающих атомным оружием вместе взятых. "Вот когда ядерный потенциал США и России сравняется с количеством ядерных зарядов в третьих ядерных державах, тогда эти страны смогут принять участие в договоре СНВ" - отметил С.Рогов.
При этом он пояснил, что если у других стран возрастет количество ядерного оружия, то Россия и США вряд ли пойдут на дальнейшее радикальное сокращение наступательных потенциалов.
"Фактор третьих стран будет играть очень серьезную роль Мы очень близко подошли к такому уровню, когда без них возможно только минимальное сокращение ядерных вооружений" - подчеркнул С.Рогов.
По его данным, у Франции, Китая, Англии, Индии, Пакистана и Израиля в сумме насчитывается порядка 900-1000 ядерных зарядов. "Я думаю, что Россия и США никогда не сократят свои потенциалы ниже суммарного уровня всех третьих ядерных держав вместе взятых" - считает директор института.