От политики ядерного сдерживания к созданию совместной ПРО
После новых инициатив Вашингтона в области противоракетной обороны и отказа от размещения элементов ПРО в Чехии и Польше, Россия и США могли бы пойти на создание совместной ПРО, считают военные эксперты.
Москва. 21сентября. ИНТЕРФАКС-АВН - Угроза (безопасности России, - "ИФ-АВН") сохранится в том случае, если у нас будут сохраняться элементы конфронтации с США и НАТО; если мы будем по-прежнему находиться в состоянии стратегического ядерного сдерживания, которое не имеет никакого политического и военного смысла; если мы не договоримся, в конце концов, о том, чтобы совместно развивать, развертывать и использовать противоракетную оборону", - заявил в понедельник на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса" главный научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН генерал-майор Владимир Дворкин, который ранее возглавлял 4-й ЦНИИ Минобороны РФ, занимающийся проблемами стратегических вооружений.
По его мнению, совместная разработка ПРО стала бы "более важным шагом", чем даже разработка нового Договора по СНВ.
"Единственный рациональный ответ на это (отказ от развертывания системы ПРО в Восточной Европе, - "ИФ-АВН") - это принятие многократных предложений США о совместной разработке ПРО", - сказал В.Дворкин. Он отметил, что об этом неоднократно заявляли высокопоставленные американские военные.
В свою очередь принявший участие в пресс-конференции бывший начальник Главного штаба РВСН генерал-полковник Виктор Есин отметил, что эта система должна создаваться "не на американских условиях". "Она должна создаваться на общих условиях", - подчеркнул генерал.
При этом он отметил, что технологические возможности США, возможно, больше, "но и у нас есть хороший технологический задел в области ПРО".
По мнению В.Есина, решение президента США от 17 сентября об отказе от размещения элементов ПРО в Восточной Европе открывает окно возможностей для реализации заявлений по ПРО, которые были приняты на июльском саммите в Москве. Тогда, по оценке генерала, было высказано очень важное намерение активизировать работу по созданию совместного Центра обмена данными от систем ракетного предупреждения с уведомлением о пусках ракет.
Если будет создана совместная российско-американская система ПРО, то опасаться, что стороны нанесут друг по другу ядерный удар, "абсолютно невозможно". Все будет прозрачно и транспарентно, и такого решения никто принять не сможет, отметил генерал.
При этом В.Дворкин отметил, что в создании глобальной стратегической системы ПРО должен быть задействован Китай. "Китай на каком-то этапе (создания глобальной ПРО, - "ИФ-АВН") может взбунтоваться. Без Китая это делать опасно", - заявил он.
По мнению военного эксперта, Китай мог бы участвовать на начальном этапе в деятельности центра по обмену данными.
В.Дворкин отметил, что Россия может внести существенный технологический вклад в создание совместной с США и Европой системы ПРО. "Россия может, по существу, с помощью своих ракет-носителей вывести (на орбиту, - "ИФ") всю экспериментальную группировку с информационными системами ПРО", - сказал он.
По словам В.Дворкина, российский конверсионный носитель "Днепр" может выводить на необходимую орбиту сразу по два космических аппарата. Возможно использование для этих целей и других космических носителей.
Кроме этого, подчеркнул В.Дворкин, Россия может предоставить свою экспериментальную базу. "Наконец в России есть опережающий задел по высокоскоростным твердотопливным ракетам", - сказал эксперт.
Характеризуя планы создания новой архитектуры ПРО США к 2020 году, о которых объявили на прошлой неделе американские официальные лица, эксперты отметили, что реализация этих планов способна угрожать стратегическому ядерному потенциалу России. "Когда говорят об угрозе для России к 2020 году, то, в принципе, может быть угроза для потенциала ядерного сдерживания существенно большая, чем от предполагавшегося размещения 10-ти противоракет (ПРО США в Польше, - "ИФ-АВН")", - сказал В.Дворкин.
Он отметил, что объявленная официальными представителями США новая архитектура ПРО и отказ от размещения элементов глобальной ПРО в Чехии и Польше не означают, что американская система ПРО не будет наращиваться.
В.Дворкин пояснил, что новый вариант развития американской ПРО предусматривает четыре этапа. На первом из них к 2011 году предполагается развернуть дополнительные противоракетные системы морского базирования с комплексами "Стандарт-3М". В частности, планируется, что три корабля, оснащенные этими системами, появятся в Северном море и три - в Средиземном. Кроме того, будут развернуты дополнительные комплексы "Пэтриот" и наземные противоракетные системы THAD.
На следующем этапе - к 2015 году предполагается повысить эффективность комплексов "Стандарт-3М", оснастив их перехватчиками с дополнительными возможностями. На третьем этапе - к 2018 году комплексы "Стандарт-3М" планируется оснастить перспективными перехватчиками. "На четвертом этапе - к 2020 году предполагается еще более усовершенствовать противоракетные комплексы морского базирования "Стандарт-3М". В результате этот комплекс сможет перехватывать баллистические цели на дальности около 1,5 тыс. км", - сказал В.Дворкин.
Кроме того, по его словам, к этому времени американские противоракеты морского базирования смогут уничтожать баллистические ракеты не только на высотном участке их полета, но и на участке разгона. Предполагается также создать наземный мобильный противоракетный комплекс.
В этом случае, отметил В.Дворкин, ПРО США к 2020 году может быть опасной для потенциала ядерного сдерживания России, особенно "если это будет массово развиваться, если корабли будут патрулировать северные моря, защищать территорию США". "Кроме того, эффективность (ПРО США, - "ИФ-АВН") значительно повысится, если будут развиваться средства космического эшелона", - сказал В.Дворкин.
По его словам, если сегодня противоракеты США, развернутые на Аляске и в Калифорнии, способны поражать баллистические цели на дальности 2-2,5 тыс. км, то после развертывания космического эшелона ПРО, состоящего из 24-30 спутников, дальность действия противоракет повысится до 4 тыс. км.
В.Дворкин высказал предположение, что новые инициативы США в области ПРО положительно скажутся на ходе российско-американских переговоров по новому договору СНВ, однако не устраняют всех существующих проблем.
"Одна из таких проблем - возвратный (ракетно-ядерный) потенциал США", - сказал он, пояснив, что, по обнародованным параметрам нового договора взамен СНВ-1, действие которого истекает в декабре 2009 года, Россия и США будут иметь по 1100 стратегических носителей. "Это значит, чтобы выдержать квоты по боезарядам (1500-1650), придется, например, более половины боезарядов снимать "с трайдентов", - сказал В.Дворкин.
Он напомнил, что в истории российско-американских соглашений в области стратегических наступательных вооружений (СНВ) пока не удавалось договариваться о контроле уничтожения снятых с баллистических ракет ядерных боезарядов.
Отвечая на вопрос о ракетной угрозе Ирана, В.Дворкин сказал, что Тегеран обладает технологиями производства ракет средней дальности, радиус действия которых позволяет достигать практически всей территории Европы и значительной части России. "Недооценивать эту угрозу, я считаю, неправильно. Поэтому переориентация (администрации США) на защиту от ракет средней дальности в новом проекте Обамы достаточно оправдана", - сказал В.Дворкин.
Он заявил, что иранская ракета "Шихаб-3М" обладает дальностью более 2000 км. "Идет активная работа над новыми системами, которые вполне будут покрывать диапазон ракет средней дальности", - сказал эксперт. Он напомнил, что Иран запустил спутник весом в 27 кг. "Вот если приспособить верхнюю ступень под боевую часть, то, как показывают оценки, дальность этой ракеты составит 4000 км", - сказал В.Дворкин.
Кроме того, по его словам, в Иране "активно ведутся разработки того, о чем мы ранее и не представляли: разработка и производство твердотопливных ракет". "Это - новая для нас информация. Поэтому все разговоры, в том числе нашего Генштаба о том, что Иран обладает только технологиями ракет "Скад" с дальностью не более 1000 км - все это разговоры неадекватные, потому что считать, что Иран не может освоить те технологии, которые Советский Союз освоил в конце 50-х годов, это очень наивно", - сказал эксперт.
Отвечая на вопросы, В.Дворкин сказал, что решение о поставках Ирану российских зенитных ракетных систем С-300 находится в политической плоскости. "Если бы я принимал это решение, я бы не поставлял комплексы С-300 (Ирану)", - сказал он.