А почему у вас синяя голова?: Comic Con и "Игромир" в Москве
"Интерфакс" отправил на выставку интерактивных развлечений и поп-культуры журналистку, которая ничего не понимает в видеоиграх, и посмотрел, что из это вышло
Москва. 3 октября. INTERFAX.RU - К Крокус Экспо непрерывной толпой идут очень молодые люди - некоторые из них, вероятно, еще не получили первый паспорт (ретроспективно представляю, какой же в первый день была очередь на вход). У многих разноцветные волосы, различные ушки, хвосты, у некоторых даже рога. Это и есть посетители сдвоенной выставки "Игормир" и Comic Con, которая уже третий год проходит в Москве. Первая выставка, посвященная интерактивным развлечениям, то есть видеоиграм и компьютерам играм, и вовсе устраивается в российской столице 2006 года. Вторая, по типу американского Comic Con в Сан-Диего, посвящена в первую очередь комиксам, в том числе японской манге, а также фильмам, мультфильмам и сериалам.
"Comic Con Russia - это яркое шоу для всех, кому не чужда современная поп-культура в любых ее проявлениях" - говорится на сайте выставки. Поп-культура не чужда и мне (в отличие от компьютерных игр), поэтому иду на выставку в радостном предвкушении.
Comic Con
Изнутри Comic Con и "Игромир" – выставки проходят в смежных павильонах – это два ангара, в которых установлены различные по виду и размеру стенды и сцены. На Comic Con в этом году есть, например, стенд "Звездных войн" с коллекционными фигурками и моделью спидера (на подобном летали штурмовики на Эндоре). К спидеру, сидя на котором можно сфотографироваться, выстроилась очередь. "Максим, давай куртку, залезай", - говорит измученный, увешанный пакетами папа. За ними своей очереди ждут другие родители с детьми. Вокруг разместились стенды Nitendo (на нем можно сфотографироваться с Марио), телеканала 2х2, Marvel и площадка выходящего в декабре российского блокбастера "Викинг", представлять который на Comic Con приезжал Константин Эрнст. Площадка представляет собой деревянную конструкцию с засыпанным соломой полом, рядом с которой размещен двор за чем-то типа плетня. В нем люди из шкур предлагают разные конкурсы, например, традиционную забаву Киевской Руси скакалку. Рядом с этим странным объектом находится стенд, на котором продают розовых набивных лам, покемонов и подушки с героями аниме. И никто не в обиде.
Comic Con позиционируется как фестиваль комиксов, и они необходимым образом присутствуют и в Москве. Кроме стендов магазинов, на которых в большом разнообразии представлены различные издания, есть на выставке и "аллея авторов" - за столами здесь сидят сами художники, отрисовавшие тот или иной комикс, у них же можно приобрести их произведения и закрепить сделку автографом. Такая простота в обращении не должна вызывать подозрений в качестве их рисунков: рынок комиксов в России не очень велик, во многом он создан одними энтузиастами для других энтузиастов, и такая вовлеченность сразу ограничивает его объемы. Очень многие представленные на стендах комиксы российских авторов нарисованы очень профессионально, некоторые – настоящие шедевры. В этом году на Comic Con и сидели авторы сборника "Российскому комиксу быть!", созданного на президентский грант и при участии российского издательства Bubble Артема Габрелянова.
На выставке можно не только смотреть, но и покупать. На стендах разложен всякий мерч (сокращенное от "мерчендайз", сувениры или одежда с атрибутикой популярных музыкальных групп, компьютерных игр ит.д.) и лут (в компьютерных играх – предметы, выпавшие из убитого врага) - из самого насущного это карточки для настольных игр, наклейки с культовыми героями, пластмассовые мечи, значки с покемонами, чашки с Дартом Вейдром, клепанные стимпанковские очки, подушки-ламы и селфи-палки.
"Игромир"
Следуя за людским потоком, незаметно перемещаюсь в зону "Игромира". Первое существенное отличие от Comic Con: здесь гораздо громче. На стендах различных компаний - производителей игр или компьютерной техники - проходят соревнования геймеров: выполнит быстрее задание, обыграет противника. Для поднятия звучат громогласные призывы ведущих наподобие: "Завали этого орка".
Впрочем, сыграть в игры можно и просто, не на время и скорость: на всех стендах стоят компьютеры и приставки, на которых можно попробовать – или, как здесь говорят, потестить – любую игру. Мне почти все названия не говорят ничего – исключения составляют Tomb Raider, Resident Evil и Dota.
- Так она же старая! – говорят я продавцу про Dota.
- Нет, она новая! - категорично заявляет он.
Пытаясь разобраться, что тут происходит, подхожу к одному из стендов, который, как выясняется, принадлежит Sega. На нем стоят несколько сотрудников, которым задаю свой вопрос и получаю в ответ отказ говорить на диктофон.
- А что такое Sega? Это приставка?
- Нет, это компания, – односложно отвечает сотрудник стенда. Ок, двигаюсь дальше.
Впрочем, самые популярные игры определить не сложно – к ним стоят самые длинные очереди, некоторые огибают стенд едва ли не в два раза. Рекордсмены по длине - очереди к стендам с VR, очкам виртуальной реальности. Те, которые удалось потестить мне, выпущены Play Station и еще не продаются в России, в магазинах они появятся в середине октября. Надеваю. Несмотря на довольно старую графику игрушки, которая мне попалось, это действительно очень впечатляет. То, что тебя окружает игра, ты не видишь своего тела, а также опоры, на которой стоишь - это настоящий аттракцион, необычный мультимедийный опыт, который годится для музеев современного искусства. Но цвета очень яркие и странное ощущение невесомости вызывают головокружение. С радостью снимаю очки, попутно припомнив все слухи о том, что их ношение может вызвать эпилептический припадок.
Comic Con и "Игромир" – это не только возможность поиграть в новую игру или посмотреть комиксы. Это площадка для презентации (этим в первую очередь и славится американский Comic Con, где часто показывают первые трейлеры или даже отрывки из выходящих фильмов). На выставке в Москве, кроме уже упомянутого "Викинга", были представлены еще несколько российских картин: "Притяжение" Федора Бондарчука про пришельцев в Чертаново, экшен про советских супергероев "Защитники", монофильм с Константином Хабенским "Коллектор", картина "Салют-7. История одного подвига" про космонавтов и фильм "Майор Гром", снятый по комиксам. Кроме того, в кинозале Comic Con, отобрав у всех пришедших телефоны, прокатчики показали и отрывки из фильмов "Стражи Галактики", "Доктор Стрэндж" и "Изгой-один", которые, по их словам, почти никому в мире не демонстрировались.
Кроме множества развлекательных мероприятий, на Comic Con организуют и встречи со звездами. В этом году в Россию приехали актер Натан Филлион из сериала "Светлячок", Себастьян Роше, игравший в "Дневниках Вампиров" и "Первородных", Майкл Кудлиц из сериала "Ходячие мертвецы", косплейщица ЛиАнна Вамп, а также различные художники комиксов, незнакомые мне (и не только мне, слава Богу!).
Пока я хожу по выставке в поисках активностей по-активнее, замечаю двух человек с бейджами VIP. На вид розовощекие подростки в бумажных коронах выглядят предельно далекими от VIP, их лица также не кажутся знакомыми (впрочем, на Comic Con - это не показатель для меня). На всякий случай решаю уточнить, кто они. Оказывается, что VIP может стать любой человек, готовый заплатить за три дня выставки и один дополнительных 7 тысяч рублей. Кроме того, в подарок дают рюкзак. Ну что ж, если рюкзак, то выгодно.
Кстати, выставка для всех открывается в пятницу, что работающему человеку вроде меня кажется каким-то нонсенсом, но посетителей, среди которых много школьников, видимо, мало смущает.
Косплей
Еще одна из обязательных составляющих подобных выставок и одно из главных ее развлечений – косплей. По сути это переодевание в какого-либо персонажа (косплей - сокращение от английского costume play), но часто люди, которые в нем участвуют, знают о своем герое практически все. Некоторые даже вживляют себе клыки или рога.
Поскольку в играх я разбираюсь мало, среди персонажей косплейшиков мне известны меньше половины. Опознав двух охотниц за привидениями, усталого взрослого Гарри Поттера, полторы дюжины джедаев и, кажется, Доктора Кто, и не опознав всех остальных, в приступе отчаяния решаю подойти к посетителям в латах с мечами и арбалетами и спросить, кто они.
Первый герой – мужчина в доспехах и шрамами на лице.
- Извините, а вы кто?
- Я ведьмак Геральд из Ривии.
- Ривия? Это где-то на Ближнем Востоке?
- Нет, это из книги.
- А чем вы занимаетесь?
- Я ведьмак, истребляю монстров. Я мутант. Могу гипнотизировать, ставить магический щит, отодвигать предметы с помощью телекинеза.
- А вы хороший персонаж?
- Я нейтральный. Я старюсь не вмешиваться в политику, дела людей.
С людьми с мечами что-то стало ясно. Следующим подхожу к юноше в длинной мантии и с посохом. Вопрос все тот же.
- Скажите, а вы кто? Почему у вас зеленый кончик носа?
- Медив, последний хранитель Тирисфаля. А кончик носа зеленый, потому что Гарона, моя девушка, пачкает меня собой.
Гарона обнаруживается рядом, это девушка с зеленой кожей и клыками. Предположительно орк.
- Она из вашей вселенной?
- Да, из вселенной Варкрафт.
- Понятно. А чем вы еще занимаетесь?
- Я защищаю Легион. Я также открыл черный портал.
- Подождите, я смотрела фильм! Вас же, кажется, убили!
- Меня сначала убили, потом я воскрес, потом я снова умер. Долгая история.
- А почему вы выбрали такого персонажа? У него же спорная мораль.
- Все гораздо проще. Мы сначала сделали Гарону, а потом, когда зашел вопрос о втором костюме, мы сделали Медива, который ее молодой человек по сюжету.
Когда прошу Медива сфотографироваться с нами, он обращается к Гароне, которая куда-то собиралась отойти: "Мань, ну давай!"
Дальше мужчина в восточных одеждах в чем-то наподобие вьетнамской шляпы с неестественно светящимися глазами.
- А что у вас с глазами?
- Это линзы, которые отражают ультрафиолет. А ультрафиолетовые излучатели у меня в шляпе.
- А кто вы?
- Я бог грома. Это единственное, что я помню, потому что, когда я оказываюсь в царстве Земли, я всегда все забываю.
- А царство Земли – это где?
- Это из игры Mortal Kombat, файтинга.
- А вы добрый персонаж?
- Да, я охраняю мир Земли, людей, присматриваю за ним. Но мне нельзя вмешиваться, хотя я иногда пытаюсь.
В это время мимо проходят две девушки в доспехах.
- Скажите, а вы с ними в каких отношениях?
- С ними? Абсолютно ни в каких. Тут есть люди из моей вселенной, не из моей вселенной, из вселенных, которые я вообще не знаю. Надо будет просветиться. Вот они не со мной. Когда я встречаю своих, мы обмениваемся приветствиями, играем сценки, в общем импровизируем.
Мимо проходит юноша с золотыми крыльями на голове, который говорит по сотовому.
Спрашиваю у его спутницы, кто он, и узнаю, что это Зевс. Решаю на всякий случай не гневить громовержца и не отвлекать его от беседы и обращаюсь к девушкам-косплейщицам, которых много на выставке.
- Кто вы?
- Я хищница! Из фильма "Хищник" 90-х годов.
- Но хищник был мужчиной.
- Я его дитя!
- А это ваша подруга? Она тоже хищница?
- Я охотница.
- А вы же не можете дружить, у вас же вражда!
- Можем! Мы из разных вселенных. Я из игры Skyrim, - говорит охотница.
- А что вы там делаете?
- Я оборотень. Я член клана. А еще умею превращаться в волка.
- А можете показать?
В это время рядом проходит волк с синей головой, но я не успеваю остановить его и спросить, почему голова синяя (то, что это волк, уже кажется нормальным).
Походив между магами, принцессами, войнами, оборотнями и покемонами ("пика-пика"), прихожу к в равной степени удивительному и логичному выводу: Comic Con - это территория творческого выражения и свободы, открытости ко всему: не важно из какой-ты игры, какого ты цвета и сколько на тебе одежды (как правило, мало), никто не будет против. Поэтому, наверное, необходимо Comic Con – это такая штука для своих, междусобойчик на 160 тысяч человек (столько, по оценкам организаторов, посетили его в этом году). И те, кто в теме, снова придут на эту выставку в следующем году, а тем, кто не отличит ведьмака от Медива, в общем-то и не надо.
Катя Загвоздкина