Что важнее: здоровье нации или сверхприбыли компаний
Начальник Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генпрокуратуры РФ Анатолий Паламарчук рассказал "Интерфаксу" о проблемах в сфере ценообразования на лекарства и о работе органов прокуратуры в этой области
Москва. 10 сентября. INTERFAX.RU - Начальник Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры России Анатолий Паламарчук о работе органов прокуратуры по надзору за исполнением законодательства о ценообразовании на лекарственные средства
Анатолий Владимирович, Генеральная прокуратура России провела проверка исполнения законодательства о ценообразовании на лекарственные средства. О чем свидетельствуют ее результаты, какие проблемы имеются в этой сфере
Основной проблемой, негативно влияющей на ситуацию в сфере ценообразования на лекарственные средства, является возможность органов исполнительной власти субъектов РФ самостоятельно и зачастую произвольно устанавливать предельные оптовые и розничные надбавки к ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства. До сих пор отсутствует единая методика ценообразования на лекарства для всех субъектов Федерации, что приводит к значительным различиям цен в регионах.
Но это не главное. В регионах, где власть понимает, что здоровье нации важнее сверхприбылей торговцев и производителей лекарств, торговая надбавка низкая. Так, розничная надбавка на жизненно необходимые и важнейшие лекарства в зависимости от закупочной цены в Алтайском крае составляет 5 %.
Между тем, в иных регионах, где властные структуры считают, что сверхприбыли компании важнее здоровья нации совсем иная ситуация. В 10 субъектах Федерации региональные органы исполнительной власти установили ничем не обоснованные предельные оптовые и розничные надбавки на лекарственные средства в размере от 50 до 100 % от их фактической стоимости, в 34 регионах - от 30 до 50 %. Только вдумайтесь в эти цифры, это означает, что лекарства доходят до прилавка в аптеках в 1,5-2 раза дороже, чем их реальная стоимость. Видимо власть в таких регионах действует не в интересах людей, пенсионеров и малоимущих граждан, а заботится о пополнении финансовых ресурсов поставщиков лекарств.
А есть регионы, где власть действительно думает о народе?
Лишь в некоторых субъектах федерации предельные надбавки установлены в размере 30% и ниже. Это республики Бурятия, Мордовия, Татарстан, Брянская, Московская, Свердловская, Ульяновская области. Но такие регионы можно перечислить по пальцам.
Неужели эта проблема только в нерадивости региональных властей
В целом это так. Но практически во всех субъектах Российской Федерации прокурорами выявлены многочисленные случаи превышения участниками фармацевтического рынка предельных оптовых и розничных надбавок на лекарственные препараты, и без того завышенных региональными органами исполнительной власти. Кроме того, сфера поставок лекарственных препаратов привлекает значительное количество посредников, каждый из которых при реализации лекарств применяет оптовые надбавки, установленные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Неоднократное их применение в результате приводит к значительному удорожанию лекарств.
Факты применения завышенных оптовых надбавок поставщиками лекарственных средств установлены прокурорами Забайкальского, Краснодарского, Красноярского, Пермского, Приморского краев, Пензенской, Свердловской, Ростовской, Оренбургской областей, г. Москвы и др. Так, прокуратурой Республики Бурятия выявлены нарушения законодательства в деятельности филиала ЗАО "Шрея корпорейшн", которым установлены надбавки на лекарственные препараты до 42 % вместо положенных 15-20%.
Генеральной прокуратурой Российской Федерации руководителям крупнейших фармацевтических компаний - Центр внедрения "ПРОТЕК", "Биотек", СИА Интернейшнл ЛТД объявлены предостережения о недопустимости нарушений закона. В результате принятых мер реагирования оптовые надбавки были снижены указанными компаниями до размеров, установленных действующим законодательством.
Зачастую цены на лекарства растут в аптеках одновременно, точно сговорившись. Выявлялись ли прокурорами факты сговора между поставщиками лекарств?
Да, в действиях отдельных поставщиков выявлены признаки согласованных действий, выразившиеся в неоднократных отказах от участия в аукционах в пользу одного из поставщиков, предлагающего наиболее высокую цену на лекарственный препарат. По фактам нарушений антимонопольного законодательства оптовыми поставщиками лекарственных средств Федеральной антимонопольной службой возбуждены 65 дел об административных правонарушениях в 22 субъектах Российской Федерации.
Как обстоят дела в аптечных учреждениях, они более законопослушны
К сожалению, и там ситуация не лучше. В ряде аптечных организаций применяемые розничные надбавки также превышали допустимые пределы, в некоторых случаях в 3-5 раз. По данным Росздравнадзора, принимавшего участие в проверке, в Свердловской области ООО "Торговый дом "Радуга" допущено превышение предельной надбавки в 5,7 раза (применена розничная надбавка 114 % при максимально допустимой - 20%). В Чукотском автономном округе в аптечных учреждениях ООО "Ай-Болит", ООО "Градусник" выявлено превышение розничных надбавок более чем в 3 раза (розничная надбавка составила 328 % при максимально допустимой – 100 %). Аналогичные нарушения в аптечной сети выявлены прокурорами республик Башкортостан, Коми, Удмуртской, Чеченской республик, Иркутской, Костромской, Курской, Липецкой, Мурманской, Новосибирской, Саратовской, Тамбовской областей, г. Москвы и др.
Что грозит нарушителю закона?
Если нарушитель злостно не исполняет закон, против него возбуждается уголовное дело. В таких случаях может грозить наказание вплоть до лишения свободы. Так, прокурором Республики Хакасия установлено, что ОАО "Фармация-Хакасия", не имея лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, осуществляло оптовую поставку лекарств в аптечные и медицинские учреждения республики, получив прибыль свыше 4 млн. руб. По данному факту возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 171 Уголовного кодекса Российской Федерации (незаконное предпринимательство). Всего в ходе проверки возбуждено 5 уголовных дел по 159 (мошенничество), ст. 171 (незаконное предпринимательство), 293 (халатность), 199.1 (неисполнение обязанностей налогового агента).
Сразу в тюрьму? Других рычагов нет?
Есть и другие рычаги устранения выявленных нарушений. Прокуроры могут обратиться в суд, внести представление об устранении нарушений закона, решить вопрос о привлечении к административной ответственности. Всего по результатам проверок прокурорами внесено более 470 представлений об устранении нарушений закона, объявлено более 200 предостережений о недопустимости нарушений закона, направлено 99 заявлений в суд об обязании участников фармацевтической деятельности произвести перерасчет цен на лекарственные препараты. В отношении руководителей организаций, осуществляющих оптовую и розничную торговлю лекарствами, возбуждено более 400 дел об административных правонарушениях.
И какие же меры наиболее эффективны
Как показала проверка, наиболее действенным инструментом борьбы с правонарушениями в этой сфере является применение нормы ст. 14.6 КоАП РФ (нарушение порядка ценообразования), предусматривающей наложение штрафа на юридических лиц в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен. Жаль, что эта норма недостаточно активно используется уполномоченными контролирующими органами.
Кем конкретно?
Рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.6 КоАП РФ, вправе органы Федеральной антимонопольной службы, Роспотребнадзора, а также органы, осуществляющие государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования в субъектах Российской Федерации.
Что-то изменилось после Вашей проверки? Есть ли реальные результаты работы прокуроров?
Безусловно. В результате принятых мер прокурорского реагирования свыше 280 организаций оптовой и розничной торговли лекарственными средствами снизили цены до уровня, установленного законодательством.
Это конечно огромный плюс, но не может одна прокуратура разбираться со всеми проблемами, которые накопились в обществе за последнее время. Есть ли помощь от других правоохранительных органов?
Безусловно, один в поле не воин. Решение таких проблем как рост цен на лекарства возможно только путем принятия совместных действий органами прокуратуры, правоохранительными и контролирующими органами.
К примеру, в Генпрокуратуре и прокуратурах субъектов Федерации состоялись заседания межведомственных рабочих групп по противодействию преступлениям в сфере экономики с участием представителей ФСБ России, МВД России, Росздравнадзора, Федеральной антимонопольной службы, на которых были заслушаны руководители крупных фармацевтических компаний и аптечных сетей о причинах завышения торговых надбавок на лекарственные препараты и мерах по их реальному снижению в условиях финансового кризиса.
Так, по итогам проведенного заседания рабочей группы в прокуратуре г. Москвы крупные аптечные организации (ЗАО "Аптеки 36,6", ООО "Ригла", ОАО "Торговая сеть "Аптечка", ЗАО "Эркафарм (сеть аптек "Доктор Столетов"), ООО "Аптека "ИФК") приняли решения о снижении цен на лекарственные препараты.
Согласны ли вы, что законодательство, регулирующее порядок формирования цен на лекарства, необходимо срочно менять?
Сложившаяся ситуация в сфере ценообразования на лекарственные средства во многом была обусловлена несовершенством правового регулирования. Сейчас правительством РФ предприняты меры, направленные на стабилизацию ситуации в этой сфере. Постановлением правительства России "О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства" даны конкретные поручения уполномоченным федеральным органам исполнительной власти – Минздравсоцразвития, Минэкономразвития России, Федеральной службе по тарифам, Росздравнадзору, Федеральной таможенной службе.
Но, прежде всего, необходимо ускорить разработку и принятие федеральными органами исполнительной власти методики определения отпускных цен производителя на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, а также установления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные средства. В противном случае цены на одни и те же торговые названия лекарственных средств будут отличаются даже в пределах одного региона и населенного пункта, что мы сейчас с Вами и наблюдаем.
Как будет строиться работа прокуратуры в дальнейшем или прокуроры провели проверку и забыли о ней?
Отнюдь. Несмотря на достигнутые результаты, прокуроры сейчас ориентированы на принятие действенных мер к усилению надзора за исполнением законодательства о ценообразовании на лекарственные средства. Пристальное внимание будет уделено процессу реального снижения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных оптовых и розничных надбавок на лекарства, взысканию со всех юридических лиц, допустивших нарушения порядка ценообразования, административных штрафов и неосновательно полученного обогащения вследствие завышения торговых надбавок, выполнению контролирующими органами возложенных на них полномочий в этой сфере.
Беседовал Борис Геворкян
/Интерфакс/