"Сейчас все убедились, что ЕГЭ - это объективная оценка"

Министр образования РФ Андрей Фурсенко рассказал "Интерфаксу" о том, что нас ждет в новом учебном году и каков будет мониторинг результатов ЕГЭ

"Сейчас все убедились, что ЕГЭ - это объективная оценка"
"Сейчас все убедились, что ЕГЭ - это объективная оценка"
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 1 сентября. INTERFAX.RU - ЕГЭ-2009 миновал, вузы пополнились новыми студентами, каникулы закончились и начался новый учебный год. О том, грядут ли новые изменения в системе образования, ждать ли школьникам и педагогам сюрпризов от ЕГЭ в этом новом году и вернется ли в школу выпускное сочинение, корреспонденту "Интерфаксу" Юлии Чучаловой рассказал министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко.

Андрей Александрович, поделитесь, что нас ждет в новом учебном году, будут ли какие-то новые потрясения?

Я надеюсь, что новый учебный год будет проходить планомерно, в рабочем режиме. Нам многое предстоит сделать. Во-первых, мы должны в полной мере учесть и реализовать тот потенциал, который накоплен за счет проведения Единого государственного экзамена в штатном режиме. Ведь теперь мы получили уникальную базу данных, материал, который система образования никогда не имела. Это касается и качества подготовки, и уровня наших учителей, учеников, и анализа системы образования в различных регионах, и профориентации наших школьников на перспективу.

Мы должны не просто обработать этот материал, но и учесть эти результаты для модернизации школы. Инструменты для этого у нас есть – наработки в рамках нацпроекта, новая система оплаты труда, новый подход к стандартам образования, где речь идет и о результатах обучения, и об условиях. Эти новые инструменты должны лечь в основу реализации президентской инициативы "Наша новая школа".

Но это не отдельно взятое действие, это целый процесс. Ведь мы начинаем новый этап, причем несмотря на все экономические трудности и демографический спад. И это неплохой старт, потому что мы сумели получить определенный кредит доверия образовательного сообщества по отношению к власти. Люди поняли, что позитивные изменения в системе образования возможны и что мы нацелены на эти позитивные изменения.

Уже много говорилось о том, что реальные знания выпускников школ этого года и справедливость их результатов ЕГЭ проверят на первом курсе вуза – по итогам зимней сессии. Расскажите подробнее об этом мониторинге?

Эта проверка будет проводиться исключительно по добровольному решению вузов. Уже несколько ректоров высказались с предложениями провести свои акции по проверке знаний. Мы очень заинтересованы в этом мониторинге. Если это будет сделано, то у нас появятся дополнительные материалы, которые подтвердят или опровергнут те результаты, которые ребята получили в рамках ЕГЭ. А значит - подтвердят или опровергнут оценки, которые даны нами региональным системам образования. Если мы будем иметь такой материал, то это даст нам основания для принятия решений о необходимости изменений в организации определенных региональных систем образования.

Вузы, кстати, тоже в этом заинтересованы. И мы, наконец, стали в полной степени союзниками с ними. Раньше, когда ЕГЭ был необязательным, часть вузов считала, что этот эксперимент провалится. А сейчас все убедились, что ЕГЭ - это объективная оценка, которая позволяет отобрать лучших студентов.

Кроме того, нас всех ждет первая сессия. И здесь мы тоже хотим понять, как нам менять систему общего образования, чтобы она в большей степени отвечала на запросы внешнего потребителя.

Какие изменения могут быть внесены в правила приема в вузы следующего года по результатам работы президентской комиссии по оценке итогов ЕГЭ?

Давайте дождемся результатов всестороннего объективного анализа оценки качества подготовки ребят в школе и приёма по итогам этой оценки в вуз, и на его основе будем принимать конкретные решения.

Как вы оцениваете готовность школ к 1 сентября?

Проблемы остаются, но ситуация улучшилась по сравнению с прошлым годом. Уже за неделю до 1 сентября подавляющее большинство школ были готовы к приёму учеников. При этом требования каждый год ужесточаются – и по противопожарной безопасности, по санитарным нормам. И все-таки вложения, которые мы сделали с регионами в обеспеченность школ, дают о себе знать. Сегодня в тех регионах, которые участвуют в реализации комплексного проекта развития региональных систем образования, процентов 70-80 школ имеют современные условия обучения. То есть эти школы в полной мере обеспечены новейшим оборудованием, в помещениях сделан хороший ремонт, дети там нормально питаются и так далее.

Помнится, еще недавно обсуждалась возможность возвращения в школу выпускного сочинения - в дополнение к двум обязательным ЕГЭ. В противном случае, как считают сторонники этой идеи, дети разучатся ясно излагать свои мысли. Чем все-таки закончилась эта дискуссия?

Этот вопрос по-прежнему обсуждается. Среди учителей есть сторонники подхода писать сочинение после 10-го класса, чтобы подготовка к нему не мешала готовиться к выпускным экзаменам в 11 классе. Другие, напротив, утверждают, что в таком случае сочинение не сможет охватить весь школьный курс литературы. Кроме того, пока нет единого мнения, кто будет проверять эти сочинения. Надеюсь, что в течение этого учебного года нам всё-таки удастся выработать общую позицию и приступить к её реализации уже со следующего учебного года.

Что вы пожелаете школьникам в новом учебном году?

Я желаю, чтобы им было хорошо в школе, чтобы там была такая атмосфера, в которой хочется учиться. Чтобы у них были преподаватели, которые учили бы их с удовольствием. Я желаю этого школьникам, их учителям и родителям.

Желаю представителям власти, чтобы все, что мы задумали, получалось. Потому что задумано и предложено очень много, и реализация зависит не только от денег, но и от готовности людей. Я желаю, чтобы у всех работников сферы образования, какие бы проблемы перед ними не стояли, всегда хватало энергии, духа и сил на реализацию всего этого. На них лежит серьезная ответственность - в их руках наше будущее, ведь от именно от них – педагогов, методистов, директоров и ректоров - напрямую зависит то, насколько успешны будут наши дети, в учёбе и в жизни.

Пусть новый учебный год подарит массу новых знаний, пусть будет щедр на открытия. Счастья вам, успехов и профессионального роста. Учитесь и работайте с удовольствием. С праздником, с новым учебным годом!

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений