ЕС ни при каких обстоятельствах не признает Южную Осетию и Абхазию

Председатель Совета Европейского союза, министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт дал оценку ситуации на Кавказе после августовского конфликта 2008 года

ЕС ни при каких обстоятельствах не признает Южную Осетию и Абхазию
ЕС ни при каких обстоятельствах не признает Южную Осетию и Абхазию
Фото: Reuters

Москва. 30 июля. INTERFAX.RU - В преддверии годовщины вооруженного конфликта в Грузии председатель Совета Европейского союза, министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт ответил на вопросы корреспондента "Интерфакса" в Брюсселе Александра Минеева о том, как ЕС оценивает ситуацию в регионе.

Господин министр, Вы недавно побывали во главе "тройки" ЕС в Грузии и даже в расположении европейских наблюдателей у границ Южной Осетии. Исполняется год со времени военных действий. Какова была цель поездки и какие выводы из нее следуют?

Европейский союз активно работает над проектом Восточное партнерство, в рамках которого будет развивать сотрудничество со странами Южного Кавказа. В том числе с Грузией. Мы стараемся сделать как можно больше для укрепления связей с ней. В частности, предполагаем договориться об облегченном визовом режиме, заключить торговое соглашение и, возможно, соглашение об ассоциации (тип договора о максимальной интеграции без обязательства приема в союз – ИФ). То есть отношения имеют хорошую перспективу.

В августе прошлого года Евросоюз первым проявил инициативу, выступив посредником между Тбилиси и Москвой. Как через год можно оценить последствия той дипломатической активности?

В Грузии развернута Миссия наблюдателей ЕС (МНЕС), которая, по-моему, делает очень нужную работу, стараясь предупредить и предотвратить инциденты, возникающие на линии административной границы. К сожалению, ей отказано в доступе на территории Южной Осетии и Абхазии. Дело осложнилось и тем, что из-за позиции России вынуждены были свернуть деятельность и уйти из региона наблюдательные миссии ООН и ОБСЕ. Мы постоянно призываем к неукоснительному выполнению мирного соглашения, заключенного в августе прошлого года при посредничестве ЕС. Оно до сих пор не выполнено, причем в большей степени Россией. Мы этим крайне озабочены и постоянно поднимаем эту тему в нашем диалоге с Россией. Говорим о ней всякий раз, когда встречаемся на разных дипломатических уровнях.

Как оцениваете нывнешнюю ситуацию в зоне конфликта?

Вообще-то, мы не знаем, что на самом деле происходит в Южной Осетии и Абхазии. Они для нас закрыты. Это ненормально в цивилизованном мире. До нас доходят только обрывочные сведения от людей, которые там побывали. Я разговаривал с некоторыми их них. Они очень обеспокоены ситуацией с правами человека, нерадостной перспективой возвращения временно перемещенных лиц в свои дома и бедственным экономическим положением. Прежде всего это касается Южной Осетии. Абхазия – несколько иной случай. Но и там нас беспокоит ущемление прав человека по этническому признаку, главным образом, в Гальском районе. Мы стараемся следить за процессами в этих закрытых регионах настолько пристально, насколько можем.

Насколько реально дипломатическое преодоление самых острых последствий конфликта?

Продолжаются Женевские дискуссии, и следующая сессия состоится, если не ошибаюсь, 17 сентября. Было бы нереально ожидать от нее прорывов, но она может стать очередным шагом вперед в решении самых насущных проблем населения.

При каких условиях страны ЕС могут признать независимость Южной Осетии и Абхазии?

Ни при каких условиях . Тут не лишне напомнить, что мир так и не признал эти отколовшиеся территории. Прошел целый год, но помимо России лишь одна страна (Никарагуа – ИФ) объявила о признании. Это свидетельствует о том, что в современном мире принцип территориальной целостности в общем и целом остается очень важным. Факт есть факт: даже страны СНГ решили не признавать этих новообразований. Для них этот принцип ценен прежде всего для собственной безопасности.

Что вы ожидаете в развитии ситуации в ближайшие месяцы?

В ближайшие месяцы? Откровенно говоря, не знаю. Слишком самонадеянно было бы делать такой долгосрочный прогноз в столь деликатном вопросе. В понедельник на Совете ЕС мы решили продлить мандат Миссии наблюдателей ЕС в Грузии на год. Это, если хотите, наш сигнал о том, что мы держимся за соглашения, заключенные после августа прошлого года, призываем неукоснительно выполнять их. Мы стояли и будем твердо стоять за суверенитет и территориальную целостность Грузии. Это наша позиция.

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений