На тарифе денег не заработаешь

Генеральный директор ОАО "Газпромрегионгаз" Сергей Густов рассказал "Интерфаксу" как идет поддержка развития бизнеса у газораспределителей и создается с нуля новая компания - своего рода "розничный Газпром"

На тарифе денег не заработаешь
На тарифе денег не заработаешь

Москва. 13 июля. INTERFAX.RU - После того, как "Газпром" лишил гор- и облгазы функции продаж газа, им осталось лишь качать газ по трубам за фиксированный тариф. Однако, как признался в интервью Агентству газовой информации Генеральный директор ОАО "Газпромрегионгаз" Сергей Густов, есть у газораспределения и другие задачи. Это безопасность и безаварийность домового газового оборудования и распределительных газопроводов. Это развитие сетей, а значит поддержка развития бизнеса. Наконец, это создание практически с нуля новой компании - работающего с населением "розничного Газпрома", который должен не только обеспечивать безопасную и безаварийную доставку газа населению, но и зарабатывать на оказании услуг на всем, что связано с потреблением газа.

Какова стратегия компании? Как вы ее видите в среднесрочной и долгосрочной перспективе?

"Газпромрегионгаз" - неразрывное и завершающее звено в цепочке поставки газа потребителям. Мы - одна из четырех ее основных частей: добыча, магистральный транспорт, продажа газа (маркетинг и связанные с этим услуги) и собственно транспорт газа потребителям.

Это очень крупный сегмент вообще в газовом бизнесе. С другой стороны - это бизнес самостоятельный, потому что мы непосредственно работаем с потребителями и компания по-настоящему имеет свое место в структуре ОАО "Газпром".

Для жителя России "Газпром" - это "облгаз", "горгаз" или газовый участок, который находится на соседней улице. Если газом запахло, то нужно позвонить "04". А это как раз мы и есть – "Газпромрегионгаз".

Этот участок работы с людьми должен занимать превалирующее место в работе нашей компании, потому что так называемые "прочие доходы": обслуживание ВДГО, газификация жилья, поставка газоиспользующего оборудования – все это, в конечном счете, направлено на одно - обеспечение надежности и безаварийности поставок газа. В этом наша работа.

Потому что только мы, опытные специалисты в этой сфере, и обязаны вытеснять низкопрофессиональные компании. Мы должны расти и развиваться и, может быть, завоевывать и "монополизировать" этот рынок. Я в этом не вижу ничего страшного, потому что газом, все-таки, должны заниматься специалисты.

Считаю, что нужно меньше людей – но квалифицированных, подготовленных людей, которые эффективно работают на современном оборудовании.

Как реализует "Газпромрегионгаз" положения постановления правительства о контроле состояния ВДГО? Какие сложности возникают в этом процессе?

После нововведений в российском законодательстве оказалось, что газовые сети и газовую аппаратуру внутри дома может обслуживать кто угодно - этот вид деятельности даже не лицензируется. В результате разрушена существовавшая ранее целостная система обслуживания газового оборудования специалистами.

И сразу страна получила всплеск аварий с взрывами, смертями о которых вы, конечно, слышали.

С 2005 года случаи вызовов и пожаров отмечались практически во всех регионах. За четыре года в результате аварий, связанных с газом, погиб 831 человек. Основные причины гибели людей: отравление продуктами неполного сгорания газа из-за неисправности оборудования и дымоходов, взрывы газовоздушной смеси в жилых зданиях.

Статистика несчастных случаев, связанных с использованием газа в быту, показывает значительное превышение происшествий на объектах, по которым не заключены договоры на техническое обслуживание с ГРО.

Понимая социальную значимость этой проблемы, в рамках действующего законодательства мы ведем активную работу по заключению договоров с управляющими компаниями на обслуживание ВДГО для того, чтобы 100% газового оборудования в жилых квартирах обслуживались специалистами.

Мы сейчас пытаемся распространить по всей стране опыт некоторых субъектов Российской Федерации, где обслуживание ВДГО признано коммунальной услугой. Хочешь - не хочешь, человек, платя квартирную плату, платит и за обслуживание ВДГО. Тогда собственник в лице управляющих компаний, жилкомсервисов точно наймет специализированную организацию - они же не пойдут непонятно куда.

Работа с "последней милей" требует немножко другой философии. Это работа с конечным потребителем, сервис, реклама.

Да, наши люди, в том числе, должны быть симпатично одеты. Мы подошли сейчас к этому вопросу. Мы должны так же эффективно конкурировать с частниками, которые тоже могут установить газовый котел в коттедже, но не нести ответственности за результаты своей работы. Безусловно, важно все - и форма одежды, и внешний вид (чтобы наш слесарь или мастер был выбрит и подстрижен), и экипировка (чтобы у него был хороший набор инструментов, а не один ключ на все случаи жизни).

Мы сейчас вводим книгу фирменного стиля - что должно быть у наших компаний. Мы генерируем идеи, спускаем их вниз для того, чтобы действительно конкурировать с малочисленными мобильными частными компаниями по качеству предоставляемых услуг. Потому что на тарифе денег не заработаешь. Поскольку он очень жестко регулируется. Это как шкурка, которую нужно натянуть на большое тельце - куда ни тяни, что-нибудь остается неприкрытым.

Рост тарифов определяется постановлением Правительства РФ. Мы садимся по каждому конкретному субъекту и думаем, что именно в первую очередь нужно сделать на эти средства: поднять зарплату, а она у наших сотрудников очень низкая; потратить все увеличение тарифа на реконструкцию сетей или зарегистрировать имущество.

Регистрация имущества - колоссальная проблема, из которой вытекают многие другие. Если имущество не зарегистрировано, стоимость активов не определена, амортизация не начисляется, нельзя сделать переоценку основных средств. А для того, что бы его зарегистрировать нужно определить земельный участок, произвести землеустроительные работы, подготовить технический паспорт газопровода в БТИ. Это стоит денег. Такое ощущение, что мы огромные дома строим, регистрация для всех одинаково стоит, специальных условий для "Газпромрегионгаза" нет.

Вывод - надо зарабатывать деньги. Но мы же не будем "овощами торговать". Мы можем только предлагать услуги, связанные с нашим бизнесом и профессионализмом.

Почти 30% вашей выручки - это доходы от прочей деятельности. Это то, о чем вы говорите?

Мы ставим задачу в этом году выйти минимум на 50% от валовой выручки. Есть у нас успешные компании, которые и 70% зарабатывают за счет прочей деятельности.

Это такой розничный инжиниринг?

Строительство газопроводов, проектирование, обслуживание газоиспользующего оборудования, сетевые продажи того же газоиспользующего оборудования. Это направление сейчас тоже развиваем. Провели переговоры с крупными как российскими, так и иностранными производителями - встречались с руководством Воsch Тhermotechnik, "Бакси", "Риел". Мы говорим: давайте условия, нам нужен сегмент дешевой техники, эконом-класса, класса de luxe, и будем заниматься сетевыми продажами. Это тоже наша задача на этот год. Такую волну погнали по рынкам!

Сейчас, когда у других сократились продажи, самое удобное время нам самим к этому приступить.

А вы не считаете, что придет время, когда люди в больших городах начнут ставить счетчики на газ?

Я сторонник 100% установки газовых счетчиков. Считаю, что каждый должен платить за то, что он потребил. Есть некоторые субъекты, где удельная норма потребления, от которой рассчитываются лимиты, очень низкие и, в результате, возникает разбаланс.

Кроме того, когда человек ставит счетчик, он по определению начинает экономить. Я сам сто раз видел в коммунальных квартирах в Санкт-Петербурге, когда на кухне непрерывно горят все конфорки, потому что одна семья приготовила, оставила газ и ушла, уверенная, что сейчас другая семья придет. Что там спички постоянно палить - ну горит газ и горит, кухня большая и не пахнет.

Когда устанавливается счетчик, сразу газопотребление падает. В разы. Не поверите, но это так. Мы проводили испытание: как только люди узнавали, что здесь установили счетчик, газопотребление падало в несколько раз. Причем первый месяц они не осознавали, потребление оставалось старым, а когда узнавали, что есть счетчик и идет перерасчет по счетчику, потребление падало.

Существует программа установки счетчиков в крупных городах. Мы везде выступаем рупорами этой программы. Во всяком случае, все будет честно. Кто сколько газа взял, тот за него и заплатил.

А кризис не осложняет эту компанию?

Кризис должен способствовать этой компании, потому что, каждый человек должен начать считать свои деньги. Счетчик — это один из способов платить меньше. Но, потом, опять же, мы про какие счетчики говорим? Мы говорим про квартирные счетчики в многоквартирных домах, потому что в коттедж или жилой дом мы не пускаем газ, если нет узла учета в соответствии с правилами поставки газа. Это теперь совершенно точно определено в законодательных актах Российской Федерации.

На конец прошлого года природным газом газифицировано 21 млн 170 тыс. квартир (жилых домов), а общее количество бытовых счетчиков достигло 6,5 млн единиц.

За 2008 год установлено 610 тыс. бытовых счетчиков, что несколько больше, чем в 2007 году. Увеличение обусловлено, прежде всего, газификацией новых объектов, а также установкой приборов учета в уже газифицированных квартирах (жилых домах).

Вместе с тем, оснащенность узлами учета остается относительно небольшой и составляет 31% от общего количества жилых объектов, газифицированных природным газом.

Привел ли кризис к росту преступлений, связанных с газораспределительным хозяйством?

Если сравнивать данные по количеству противоправных посягательств на имущественный комплекс газораспределительных организаций I квартала 2008 года с аналогичными данными 2009 года, то можно сделать вывод, что существенного роста не наблюдается. За 3 месяца 2009 года зарегистрировано всего 4 кражи (за аналогичный период 2008 года - 2). Низкий уровень преступлений объясняется в первую очередь наличием в ГРО достаточно хорошо организованной системы охраны объектов, в том числе с использованием современных технических средств. В дальнейшем мы можем ожидать возрастания преступлений по мере развития общесоциальных проблем, связанных с кризисом. Но развитию и совершенствованию систем безопасности и охраны в наших обществах уделяется постоянное внимание. Для этих целей выделяются достаточные средства.

Кризисные проявления в нашем обществе дали всплеск незаконным или так называемым "криминальным врезкам". Имеют место 256 выявленных фактов за I квартал 2009 года против 96 случаев за аналогичный период 2008 года. В подавляющем большинстве случаев данный вид преступлений совершают физические лица. Бороться с этим злом можно только усилением контроля за техническим состоянием газопроводов с одной стороны и разъяснительной работы с населением с другой, так как в результате данных противоправных действий возникают реальные угрозы безопасности граждан.

Какова динамика собираемости платежей в последнее время?

По итогам работы за 2008 год собираемость платежей ОАО "Газпромрегионгаз" по договорам транспортировки газа имеет стабильный характер и колеблется в пределах 96%-100%.

В I квартале 2009 года наблюдалось снижение собираемости до 87,2%. Это связано с несвоевременным погашением дебиторской задолженности региональной компании по реализации газа, которая в свою очередь недополучает денежные средства с конечных потребителей.

По договорам аренды газопроводов и газового оборудования собираемость платежей по итогам 2008 года составляет 93,4%. Однако уже в I квартале 2009 года наблюдается тенденция погашения дебиторской задолженности за предыдущий год и своевременная оплата текущей.

Как реализуется программа газификации регионов РФ в современных условиях?

Там, где заказчиком выступает "Газпромрегионгаз", значительных изменений в реализации программы газификации регионов в связи с международным финансовым кризисом не произошло. Количество объектов строительства осталось прежним, но инвестором (ООО "Межрегионгаз") поставлено жесткое условие снижения стоимости проектирования и строительства. И это условие мы выполняем.

В настоящее время нами ведется проектирование и строительство трубопроводов в соответствии с утвержденными администрациями регионов графиками синхронизации.

В 2009 году это, прежде всего, объекты Дальнего Востока (Сахалинская область, Приморский и Хабаровский края, Еврейская автономная область), а также ХМАО, Ленинградской, Псковской, Новгородской, Астраханской, Архангельской и Калининградской областей, газификация г. Санкт-Петербурга. Планируем все работы выполнить в срок.

Вместе с тем, имеются факты прекращения инвестиционной деятельности со стороны заказчиков - предполагаемых покупателей газа. В таких случаях мы совместно с администрациями регионов принимаем решения по каждому конкретному случаю и находим пути выхода из сложившейся ситуации.

Например, в Новгородской области мы должны были строить газопровод между двумя населенными пунктами, в одном из которых предполагалось строительство крупного свиноводческого хозяйства. Однако на сегодняшний день строительство комплекса не начато и есть информация о том, что инвестор вообще может от него отказаться. Но, не смотря на сложившиеся обстоятельства, газопровод будет нами построен, так как он предназначен и для подачи газа населению.

Подключение к газовым сетям, подключение к энергосетям стало в последнее время очень обсуждаемой темой. Многие бизнесмены опасаются, что подключение будет стоить дорого и это станет каким-то образом барьером для бизнеса.

Что такое присоединение к газовым сетям? Когда-то страна потратила колоссальные деньги на создание газораспределительных сетей, чтобы дать возможность человеку присоединиться в той точке, где у него дом, заводик или фабрика. А ведь для этого еще нужно произвести некие локальные действия, связанные с тем, чтобы именно в этой точке создать этому товарищу возможность получить, например, 100 куб. м газа в час.

В Санкт-Петербурге, например, для того, чтобы технические ограничения не связывать с конкретным покупателем, была разработана некая годовая программа, которая стоила, условно говоря, миллиард. И этот миллиард был разделен на часовой расход вновь подключаемого потребителя. Вышло, что плата за мощность - это 7600 рублей за один куб. м. газа в час (максимального часового расхода). То есть, хочешь получить максимальный часовой расход - с тебя 7600 рублей. По сравнению с энергетиками, наше бремя вообще незаметно.

Например, приходит бизнесмен. Перед ним вывешена официальная бумага с условиями подключения, утвержденная властью. Он говорит: "Ничего не знаю, вот здесь вы должны создать мощности". А у нас нет возможности ему отказать. Вот расшибись, но создай ему здесь эти условия, получив при этом эту зафиксированную плату. И мы обязаны за эту плату, пусть для нас эти затраты будут больше, обеспечить ему возможность технологического присоединения.

В этом есть сложность для газораспределительной организации. Зато это ответственность перед бизнесом.

Кроме того, мы говорим о том, что надо защитить простого человека. В Санкт-Петербурге для этого физическому лицу дается подключение до 8 куб. м. газа в час бесплатно. 8 куб. м. газа в час хватит на отопление, горячее водоснабжение дома площадью где-то 350 квадратных метров. Если приходит человек, у которого дом до 350 квадратных метров, он получает технические условия бесплатно. А если вы строите дом на 1 500 квадратных метров - заплатите тогда по 7600 за куб. метр газа в час.

Это деньги, которые люди были готовы платить...

... за саму возможность получить недискриминационный доступ к газораспределительным сетям. После обращения в течение семи дней мы должны дать человеку договор на присоединение. И в течение года после оплаты мы должны создать эти условия.

Хочу подчеркнуть, что программа утверждается органом местного самоуправления. Порядок четко определяется нормативными актами. Ни влево, ни вправо уже отступить невозможно. По каждому субъекту формируется своя программа, исходя из тех условий, которые в нем созданы, из тех потребностей, которые есть именно в этом регионе. Сейчас уже по этому пути пошли Санкт-Петербург, Ленинградская область, Пермь, Ростов.

А как у вас идет работа над геоинформационной моделью?

Над ней мы давно работаем. Сейчас формируем некое унифицированное информационное пространство. Потому что в наших газораспределительных организациях внутри каждого субъекта в большей массе уже созданы некие модельки.

Мы видим свою роль в определении технического задания, как это должно быть у всех: единообразно у всех наших ГРО для того, чтобы информация была доступна всем, в том числе и головной компании.

Во-первых, это многослойная модель с четким позиционированием в пространстве, определением координат точек.

Как было раньше. Например, произошла авария. Подъезжают газовики, ищут, где 25 лет назад закапали трубу. "Где копать? Не известно. Ну, будем копать здесь" - это же не дело. А в условиях больших городов это совсем неправильно, небезопасно.

Мы пошли по пути определения в пространстве координат поворотных точек, где газопровод поворачивает, или совершает какие-то движения. Все это фиксируется в системе координат. Следующий шаг - технический паспорт на каждый газопровод: когда и из какого материала сделан, какая толщина стенки, когда было последнее освидетельствование, кому принадлежит (в аренде, у муниципалов, бесхозяйные газопроводы).

Заключили договор с институтом, который по нашей рекомендации разрабатывает техническое задание, определит слои, технические параметры, которые должны быть в этой информации. Мы это техническое задание до конца года выдадим, утвердим на научно-техническом совете "Газпромрегионгаза" и доведем до сведения всех.

Некоторые наши ГРО уже по 3-4 года этим занимаются. Это действительно большая работа - каждую трубу описать.

Скоро будет возможность сидя за ноутбуком выписывать технические условия в любом субъекте Российской Федерации.

Это не вещь, которая создается для красоты, чтобы показывать на презентациях. Это рабочий инструмент. Мы хотим построить глобальную систему исключительно ради того, чтобы более эффективно работать, чтобы формировались протоколы газопроводов, которые нужно переложить в таком-то году. Чтобы мы не ходили, не вытряхивали с наших подчиненных данные, где что нужно переложить. Чтобы протоколы формировались автоматически, и мы четко могли контролировать техническое состояние сети.

Я последние четыре года работал директором "ПетербургГаза". Из них три года мы делали ГИС. Сейчас, кстати, авторство оформляем на ту идею, которая нами реализована. В ней использовали данные всех: водопроводчиков, электриков, связистов. В городе - стесненные условия. Мы обменялись слоями - очень удобно. Как раньше часто происходило? Авария, утечка газа. Приехал экскаватор. Где копать? Ну, давай здесь попробуем. Давай позовем связистов, электриков, водопроводчиков. Пусть они расскажут, что у них тут под землей. Это все долго и неправильно. Мы сейчас проходим тот путь, который Европа уже прошла.

Сколько это стоит в масштабах "Газпромрегионгаза"?

В масштабах "Газпромрегионгаза" - недорого. Сколько будет стоит в субъектах - окончательно не посчитать, потому что техпаспорт газопровода нам самим не сделать. Мы вынуждены его заказывать в государственном учреждении по оценке недвижимого имущества - БТИ. Для этого нужно привлекать независимые организации; те же самые поворотные точки может нанести только специализированная организация.

Могу вам сказать, в Санкт-Петербурге это стоило около 90 млн рублей. Это большие деньги для газораспределительной системы.

Какие у вас предложения по тарифам на следующий год?

Как-то принято, на сколько газ подрастает, на столько и услуги по транспортировке в процентах увеличиваются.

Сейчас проводим работу по всем ГРО. Ситуации везде разные. В крупных, успешных ГРО, учитывая новые экономические реалии, можно прожить и с ростом в 5%, ничего страшного. Но по некоторым ГРО эти цифры должны быть на уровне 15-20% и мы будем это доказывать. Потому что средства, получаемые от роста тарифа, направляются на повышение безопасности людей.

Очень приятно, что нас слышат. Честно скажу, я думаю, мы ведем себя корректно. Не просто говорим: дайте нам больше, а идем и разбираемся. В этом предприятии 5% хватит, а вот здесь, как хотите, все равно надо 15% добавлять. Идет хорошая работа, руководство ФСТ все время принимает участие в наших семинарах, понимает, что необходимо включить в тариф.

Каким образом вы готовитесь к следующему году подготовки бюджета в плане финансовой устойчивости, ожидания дальнейшего падения доходов от транспортировки?

Безусловно, на формирование бюджетов оказывает существенное влияние объем транспортировки.

Во-первых, по рекомендации ФСТ база для определения тарифа на транспортировку газа определяется как среднеарифметический тариф за последние три года. То есть благополучный тариф за 2007 год, плюс тариф за 2008 год, плюс достаточно благополучный тариф за 2009 год (как сейчас уже анализ показывает, что он неплохой для нас, потому что падение не такое катастрофическое, как ожидают). Складываем и получаем среднеарифметический тариф и понимаем, что база для расчета неправильная. Здесь тоже мы достигли взаимопонимания, что базой для расчетов тарифов будет 2009 год. Эти цифры сильно разняться со среднеарифметическими за последние три года.

Второе. Мы прогнозируем объемы транспортировки газа по субъектам, анализируя уже свершившиеся факты. Это анализ I квартала 2009 года. Когда будет заканчиваться тарифная кампания, у нас уже будет анализ I полугодия. Это тоже окажет существенное влияние на подготовку материалов.

Могу вам сказать, что по итогам работы за первый квартал в целом по группе "Газпромрегионгаз" объем транспортировки снизился на 4% и составил 69,6 млрд кубометров газа. Однако, в зависимости от структуры газопотребления в регионе, данный показатель изменялся дифференцировано. Так, по отдельным субъектам Российской Федерации, где значительную долю потребителей составляют предприятия, использующие природный газ в технологическом процессе, снижение объемов транспортировки природного газа является более существенным. ("Волгоградоблгаз" - 10%, "Костромаоблгаз" - 20%, "Ивановооблгаз" - 18%).

В связи с тем, что I квартал является определяющим для деятельности ГРО, можно прогнозировать снижение объемов транспортировки природного газа и в целом по 2009 году, что, безусловно, должно быть учтено при формировании тарифов ГРО на 2010 год.

Учитывая тот факт, что большинство производственных расходов ГРО являются условно постоянными и не зависят от объемов транспортировки природного газа, снижение последних однозначно приведет к некоторому росту тарифов на 2010 год.

Несмотря на снижение объемов транспортировки природного газа, затраты ГРО на эксплуатацию газораспределительных сетей объективно продолжают возрастать. При этом необходимо отметить, что при формировании тарифов на 2009 год рост цен на товары и услуги был учтен ниже его ожидаемого на сегодняшний день уровня.

Данный фактор, безусловно, окажет значительное влияние на формирование тарифов ГРО на 2010 год. При этом мы еще и должны учесть снижение реальных доходов работников ГРО, заработная плата которых в ряде субъектов Российской Федерации ниже средней заработной платы по региону. При формировании тарифов на 2010 год необходимо обеспечить индексацию зарплат наших сотрудников на уровне, позволяющем сохранить квалифицированный персонал. Средняя заработная плата, например, во "Владимироблгазе" 12300 рублей. При такой сложной и ответственной работе это вообще никуда не годится.

Третье. Это снижение стоимости комплектующих. Подешевел металлопрокат, труба металлическая, и то, что производится в Российской Федерации, и за ее пределами.

Также формирование тарифов на 2010 год должно быть проведено с учетом ввода в эксплуатацию новых распределительных сетей. Программу газификации на этот год никто не отменял, и она будет реализована в полном объеме. Об этом Алексей Борисович Миллер не единожды уже заявлял.

Мы с вами уже начали говорить о том, что в следующем году возникнет и необходимость новой реконструкции и модернизации основных производственных фондов, и вот эти две составляющие тоже окажут существенное влияние на формирование тарифа 2010 года.

Построив объекты по программе газификации, мы должны сдать их в аренду нашим ГРО. А это налог на сформированное имущество в размере 2,5% от сметной стоимости. Амортизация ранее была 2,5%, а сейчас, согласно Постановлению Правительства РФ, газопроводы перевели из 10-ой амортизационной группы в 6-ю. Это означает, что газопровод должен амортизироваться исходя из сроков службы не 40 лет, а 15. Это влечет удорожание в 3 раза за счет амортизационных отчислений. Мы высказали свои мнения и, зная позицию ФСТ, сейчас обсуждаем этот вопрос в Минфине. По нашему мнению сейчас не время менять амортизационные группы.

Безусловно, на тарифы окажет влияние снижение объемов строительно-монтажных работ, которые осуществляет наша компания. Потому что программа газификации есть и будет. Но людей, внешних потребителей, которые раньше заказывали строительство газопроводов, стало в разы меньше. Как-то сразу никому стали не нужны газопроводы (заводам, фабрикам, новым бизнес-центрам и новым магазинам). Это тоже довольно большой источник доходов для наших газораспределителей.

Что вы планируете сделать по реализации пропан-бутана?

Есть предложения - давайте, централизовано снизим стоимость сжиженного углеводородного газа (СУГ) и дадим этот бюджетный газ малообеспеченным людям. Но, на мой взгляд, пусть цены на СУГ будут коммерческими везде. А если вы хотите помочь человеку, который потребляет этот сжиженный углеводородный газ и у него нет конкурентных преимуществ, дайте ему денег там - на местах. Или на уровне субъекта федерации компенсируйте разницу между стоимостью коммерческого газа и тем, что человек заплатит по тарифу, который вы же в субъекте установили.

Не в Минэнерго снизьте цену, а там, на месте. Проконтролируйте наших сотрудников – за сколько они купили газ на рынке (это же доступная информация), за сколько они поставили социально незащищенной группе людей и компенсируйте ему разницу между рыночной стоимостью этого продукта и тем, сколько вы разрешили этому человеку заплатить. Отдайте средства в субъекты. А как Минфин распорядится, кому, сколько денег дать, это вопрос, наверное, федерального уровня. Тогда эта проблема в российском масштабе сразу уйдет.

Мы даем свои предложения, в том числе и письменные, в адрес Минэнерго. Руководству ФСТ я письмо на эту тему писал. Думаю, что она зреет, еще и с учетом того, что сейчас коммерческая цена на сжиженный углеводородный газ дешевле, чем установленная государством.

Есть субъекты, допустим, Ленинградская область, где убытки от реализации СУГ в год составляют 80-90 млн. рублей. Это очень много для наших компаний. Происходит перекрестное субсидирование этого сжиженного углеводородного газа за счет природного. При этом всем понятно, что мы не можем отказаться подчас от предоставления этой услуги по снабжению СУГ населения, так как видим в этом важную социальную задачу. Но, с другой стороны, мы же не ГУП, мы же ОАО, у нас задачи другие.

Мы не утверждаем, что "Газпромрегионгаз" хочет избавиться от всех активов в области сжиженного углеводородного газа. Создание условий для безубыточной деятельности нашей компании в этом отдельном секторе является в настоящее время одной из наших приоритетных задач.

Другой вопрос: у нас во многих компаниях нет сбытовой сети. Есть емкости для хранения, есть возможность поставки газа в коллективные емкости для населения, но нет сбытовой сети заправок. Однако сбытовая сеть заправок есть у "Газэнергосети" — другой специализированной компании. Мы встречаемся с ее руководителем и говорим: "Может быть, объединим наши усилия? У вас есть розница, а у нас есть базы хранения". Такая программа сейчас формируется.

А в каком состоянии находится федеральная сделка?

Сейчас направили ходатайство в ФАС по каждой ГРО. Будем ждать от них решения.

Мы все делаем для того, чтобы федеральная сделка состоялась. Нам это очень важно. Я все время карту такую привожу: если сейчас в 38 компаниях у нас больше 75% акций, то после сделки таких ГРО будет более 80. Появятся новые субъекты, которых у нас не было - Мурманск, Чечня, Орел, Курск.

С другой стороны, если тариф не приносит дохода, как эффективно мотивировать сотрудников на увеличение прочих доходов как не опционной программой?

Скажу вам, что миноритарии, которые почти везде есть, это в основном как раз и есть бывшее или нынешнее руководство компаний (так уж сложилось в процессе приватизации). Этот процесс сам собой как-то происходит. Мы то такую задачу точно не ставим.

Прибыль нормируется, когда мы защищаем бюджеты в ФСТ, и не может быть больше. Участие топ-менеджмента наших газораспределительных организаций в составе акционеров имеет больше политическое значение. Это означает, что "я чуть-чуть владею компанией, в которой работаю", но денег особых не приносит.

В тех компаниях, которые мы полностью контролируем, прибыль, в основном, оставляем в распоряжении общества - на развитие, связанное с той же самой перекладкой газопроводов и новым строительством. Поэтому максимум, что у нас приходит к распределению, 10-15% от прибыли. Поверьте, это такие малые суммы.

Газпромрегионгаз зарегистрировал филиал в Хабаровске. Что он делает?

Действительно недавно создан дальневосточный филиал ОАО "Газпромрегионгаз", основным направлением деятельности которого определено исполнение функций Заказчика по объектам Дальнего Востока.

Филиалом уже подготовлены материалы по акту выбора трассы прохождения газопровода до ТЭЦ г. Южно-Сахалинска.

Ведется сбор исходных данных и получение технических условий для проектирования газопровода подачи газа на объекты г. Владивосток и острова Русский, где будет проходить саммит глав правительств стран АТЭС.

Согласно планов работ газ на эти объекты должен быть подан в 2011 году.

ГАЗЭКС-Холдинг не предлагал вам свои активы?

В последнее время не предлагал. У нас есть с "ГАЗЭКСом" совместные компании, мы нормально работаем.

Есть масса компаний, где мы пересекаемся и работаем как партнеры и коллеги, потому что задачи в данном случае одни. Если будут предлагаться какие-то активы к продаже, безусловно, будем рассматривать, потому что мы активно ведем политику по консолидации.

Справка:

ОАО "Газпромрегионгаз" образовано 1 октября 2004 года с целью консолидации активов группы ОАО "Газпром" в газораспределительной сфере и является вертикально интегрированной компанией, осуществляющей управление деятельностью газораспределительных организаций (ГРО) России.

Учредителями ОАО "Газпромрегионгаз" являются ООО "Межрегионгаз" (99 % уставного капитала) - специализированная торговая межрегиональная компания по реализации газа, предприятие со стопроцентным участием ОАО "Газпром" и ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" (1 % уставного капитала) — специализированная компания по транспортировке магистрального газа, также со стопроцентным участием ОАО "Газпром".

Создание ОАО "Газпромрегионгаз" осуществлено в ходе второго этапа реформирования ОАО "Газпром", которым предусмотрено разделение финансовых потоков по видам деятельности. Раздельный учёт позволяет добиться абсолютно понятных и прозрачных затрат на транспортировку газа. Целью этого этапа является повышение эффективности работы группы ОАО "Газпром", оптимизация структуры управления основными видами деятельности на уровне дочерних и зависимых обществ, юридическое разделение основных видов деятельности группы и жёсткое подчинение деятельности дочерних обществ единой стратегии, разрабатываемой головной компанией.

Технологический комплекс газораспределительной системы природного газа Российской Федерации насчитывает 258 ГРО в 78 регионах, общая протяжённость газораспределительных сетей составляет более 613 тыс. км с объемом транспортируемого газа более 313,2 млрд куб. м.

Газораспределительная система природного газа ОАО "Газпромрегионгаз" включает в себя газораспределительную сеть, протяжённостью более 536 тыс.км с объёмом транспортируемого газа более 207 млрд куб. м.

ОАО "Газпромрегионгаз" в настоящее время владеет и осуществляет влияние в 210 ГРО, что позволяет обеспечить природным газом население (более 21 млн квартир), промышленность (более 16 тыс. предприятий), котельные (более 36 тыс. единиц), коммунально-бытовой сектор (более 174 тыс. предприятий), сельское хозяйство (около 3,7 тыс. объектов).

В системе ОАО "Газпромрегионгаз" установлено более 138 тыс. газорегуляторных и шкафных газорегуляторных пунктов, около 73 тыс. установок электрохимической защиты, более 2400 телемеханизированных объектов газораспределения.

Технологический комплекс газораспределительной системы сжиженного углеводородного газа обеспечивает его поставку населению (около 232 тыс. т), промышленности (более 56 тыс. т), коммунально-бытовым предприятиям (около 10,6 тыс. т), автотранспорту (98 тыс. т). Резервуарный парк хранения сжиженного газа составляет 22,5 тыс. т, общий объём реализации 432 тыс. т.

Численность работающих в дочерних и зависимых ГРО ОАО "Газпромрегионгаз" составляет около 113,5 тыс. человек.

Интервью

СПбМТСБ: Практики биржевой торговли лесопродукцией на экспорт в мире нет, идем первыми
Топ-менеджер СПбМТСБ: Покупатели топлива, как оказалось, могут представлять совершенно разные весовые категории
Максим Решетников: договоренности COP29 закрепили принцип равноправного доступа стран к инфраструктуре углеродных рынков
Первый зампред ВТБ: мы в следующем году увидим "принцип Анны Карениной" в действии
Академик Покровский: главное - обучить людей тому, как не заразиться ВИЧ-инфекцией и объяснить, что они подвергаются риску заражения
Глава "Деметра-Холдинга": российское зерно надо продавать напрямую
Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок