"Противники улучшения российско-американских отношений есть и здесь, и там"

Михаил Горбачев в интервью "Интерфаксу" рассказал о чем он беседовал во время личной встречи с Бараком Обамой в ходе визита президента США в Россию

"Противники улучшения российско-американских отношений есть и здесь, и там"
"Противники улучшения российско-американских отношений есть и здесь, и там"
Фото: Reuters

Москва. 8 июля. INTERFAX.RU – Экс-президент СССР Михаил Горбачев был одним из тех, с кем президент США Барак Обама в ходе визита в Россию провел личную встречу. Причем, это уже было их второе непосредственное общение после того, как Обама возглавил американский Белый дом. О чем они говорили в Москве, как он оценивает визит американского лидера в Москву Горбачев рассказал в интервью "Интерфаксу".

Какова ваша общая оценка состоявшегося визита?

Сам факт, что визит состоялся имеет большое значение, потому что в последние годы российско-американские отношения явно охладели, многие вопросы, которые надо было решать, были отодвинуты в сторону. В том числе и проблема ядерного оружия, которую в одиночку невозможно решить. Вообще весь процесс взаимодействия был заторможен. И в СМИ, и из уст серьезных политиков звучал тезис о том, что США не так уж заинтересованы в отношениях с Россией.

Визит Обамы закрывает этот период. И это большой плюс. Первые шаги даются нелегко, но значение их велико. Главное – правильно их выстроить. Я в беседе с президентом Обамой сказал, что уверен: в России он убедится, что люди хотят хороших отношений с США, но на равных.

Визит дал шанс на серьезное улучшение наших отношений. Сейчас важно этот шанс не упустить, как, к сожалению, получилось после 11 сентября 2001 г. – в значительной мере из-за того, что реакция США на стремление России к сотрудничеству была неадекватной.

Визит зародил надежду и дал первые, пусть и скромные пока результаты, которые надо развивать. Некоторые вопросы, как показал визит, будут трудными и потребуют больших совместных усилий. Что определит окончательную оценку? Если сдвиг к лучшему будет закреплен в конкретных соглашениях и реальных совместных шагах, то, как мне кажется, можно довольно быстро восстановить взаимное доверие.

О чем шла речь на вашей с Обамой встрече?

У меня нет никаких официальных функций. Это была краткая дружественная беседа. Президент Обама рассказал о том, как проходит визит. По свежим впечатлениям, так сказать. В пределах времени, которое у меня было, я поделился с ним некоторыми мыслями. Мы ведь с ним начали разговор в Вашингтоне, когда я там был в марте. Мне кажется, что кое-что из сказанного тогда президент учел. Он очень внимательно слушает и это для политика хорошее качество. Весьма.

Как вы оцениваете подписанные соглашения? Можно ли говорить, что это начало масштабного разоружения?

Масштабное разоружение началось после подписания договоров по ракетам средней дальности и СНВ. В середине 1980-х годов были десятки тысяч ядерных боезарядов, сейчас – тысячи. Но пройти оставшуюся часть пути будет, конечно, нелегко, в том числе и потому, что есть взаимосвязь этой проблемы с ПРО и, в конечном счете, с обычными вооружениями. Кстати, я это президенту Обаме сказал.

Ваша позиция по вероятному размещению американской ПРО в Европе? На ваш взгляд, откажутся ли США от первоначальных планов и будут ли готовы к разработке глобальной совместной системы ПРО?

Прежняя администрация по существу игнорировала позицию России по этой проблеме. Нынешняя, как сказал президент Обама, предприняла пересмотр программы ПРО. Мне кажется, отказ от прежней спешки – это уже хорошо. Спешка хороша известно где.

В совместном документе подтвержден принцип взаимосвязи стратегических наступательных вооружений и ПРО. Я согласен с оценкой президента Медведева: это шаг вперед.

Но наверняка на президента США будет большое давление – военно-промышленное лобби никуда не делось. Важно, чтобы Россия выстроила свою линию – и в смысле аргументации, и в отношениях с Чехией и Польшей, в общем, по всем аспектам проблемы – так, чтобы это помогло прийти к соглашению.

В заключение хочу добавить, что я, насколько возможно, старался следить за реакцией на визит президента США. И вижу, что наряду с взвешенными оценками, есть и недопонимание, и какой-то нарочитый скептицизм. А кое-кто вообще говорит, что для России лучше возвращение к холодной войне. Такие комментарии смыкаются с критикой в адрес Обамы, которая звучит за океаном. Так что противники улучшения российско-американских отношений есть и здесь, и там, и это придется учитывать.

Интервью

Роман Чекушов: Мы считаем, что резко вверх объем экспорта пойдет с 2027 года
Ольга Любимова: российское кино сегодня – главный драйвер роста отечественного рынка кинопроката
Глава департамента ЦБ: Инфляция - как лучи света: пока они доходят до нас, ситуация на Солнце может измениться
СПбМТСБ: Практики биржевой торговли лесопродукцией на экспорт в мире нет, идем первыми
Топ-менеджер СПбМТСБ: Покупатели топлива, как оказалось, могут представлять совершенно разные весовые категории
Максим Решетников: договоренности COP29 закрепили принцип равноправного доступа стран к инфраструктуре углеродных рынков
Первый зампред ВТБ: мы в следующем году увидим "принцип Анны Карениной" в действии
Академик Покровский: главное - обучить людей тому, как не заразиться ВИЧ-инфекцией и объяснить, что они подвергаются риску заражения
Глава "Деметра-Холдинга": российское зерно надо продавать напрямую
Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое