"В отношении предстоящего саммита не должно быть завышенных ожиданий"
Известный американский политолог Збигнев Бжезинский в интервью "Интерфаксу" высказал мнение, что не стоит ожидать прорыва в российско-американских отношений
Вашингтон. 29 июня. INTERFAX.RU - Знаменитый американский политолог Збигнев Бжезинский поделился своими размышлениями накануне российско-американской встречи в верхах между президентами Обамой и Медведевым с собкором "Интерфакса" в Вашингтоне Петром Черёмушкиным.
Следует ли ожидать прорыва в двусторонних отношениях от предстоящего российско-американского саммита?
Прежде всего, должен сказать, что желаю успеха этой встрече в верхах. Но в отношении предстоящего саммита не должно быть завышенных ожиданий. Российско-американские отношения имеют характер долгосрочного взаимодействия, и драматических перемен к лучшему или к худшему в них не произойдет из-за одного единственного саммита. Одна из важнейших проблем с прошлыми встречами в верхах Путина и Буша была в том, что они всегда вызывали завышенные ожидания, одновременно подчеркивая личные отношения между ними. Это приводило к разочарованиям. Америка и Россия имеет много общих интересов, но и много различий в отношении того, как должен быть организован мир, какими должны быть отношения между странами с разными устремлениями и заботами. Например, в смысле отношений России с ЕС или со странами её ближнего зарубежья, в Средней Азии, которые Россия считает сферой своих привилегированных интересов. У нас в Америке так тоже было во времена доктрины Монро, но мы пережили это. Великобритания, Франция смогли справиться со своим имперским прошлым, а Германия со своим нацистским прошлым. В Германии не осталось памятников Адольфу Гитлеру.
Вообще-то в Германии никогда не было памятников Адольфу Гитлеру. У них был другой тип статуй.
У них были площади его имени. Но, к сожалению, я знаю страну, где остались памятники некоторым политическим фигурам, чья деятельность вызывает большие сомнения.
Россия увязывает сокращения стратегических наступательных вооружений с отказом Соединенными Штатами от системы ПРО в Восточной Европе. Как вы оцениваете эту увязку? Помогает ли эта увязка или мешает?
Я не вижу смысла в увязках. Потому что если мы начнем увязки, то начать надо с российских ракет дальнего радиуса действия. Думаю, что можно достигнуть соглашения о ПРО ввиду его собственных достоинств. Я был скептиком в отношении необходимости такой системы на протяжении долгого времени и срочности в её создании. Но мне кажется, компромисс может быть достигнут. Новое соглашение о сокращении наступательных вооружений в общих интересах. Это не нечто такое за что мы (американцы ИФ) должны платить. Но и Россия не должна за это платить.
Как визит президента Ахмадинежада в Россию был воспринят с США? Думаете ли, что во время российско-американского саммита иранская проблема будет подниматься?
Да, она будет подниматься, потому что это предмет озабоченности для обеих стран, но в разной степени и различным образом. Мы может быть более озабочены проблемами демократии в Иране, чем нынешнее руководство России. Мы можем быть более озабочены ядерной программой Ирана просто в силу того, что Россия до определенной степени является участником этой программы. Но у России есть причины беспокоиться, потому что у неё большое мусульманское население.
Вы считаете, что исламский фундаментализм может распространяться из Ирана в Россию и к её соседям?
Не обязательно. Но если бы я сидел в Москве, то хотел бы быть уверенным, чтобы этого не случилось.
Как вы оцениваете позиции Москвы и Вашингтона по Северной Корее и какие дополнительные шаги могут быть предприняты для укрощения ядерных амбиций Пхеньяна?
Для всех стран, соседствующих с Северной Кореей, есть причины беспокоиться. Поведение этой страны, мягко говоря, эксцентрично и потенциально опасно, потому что непредсказуемо. Остается фактом, что США, ввиду их присутствия в Южной Корее, и Китай, ввиду той роли, которую он играет, как окно КНДР в мир Северной Корее играют более важную роль. Однако Россия, Япония и Южная Корея - все вместе - чем больше смогут работать вместе, тем лучше.
С точки зрения практических шагов, что может быть сделано?
Понадобиться гораздо большая степень желания со стороны не только США, но и России, Китая, Японии и Южной Кореи, чтобы сделать нынешнее поведение КНДР слишком дорогостоящим для них самих.
Грузия остается раздражающим фактором в отношениях США и России. Как вы оцениваете планы сотрудничества США с нынешним режимом Саакашвили? И остаются ли планы по продвижению Грузии в сторону НАТО важными, актуальными после августа 2008 года?
В американской политической линии никаких перемен в отношении поддержки вступления Грузии в НАТО не произошло. Как и до августа 2008 года это был не немедленный, а очень долгосрочный проект. И не думаю, что позиция США изменилась. Никаких немедленных планов по вступлению Грузии в НАТО нет. В тоже время правительство Грузии во главе с президентом Саакашвили является демократически избранным и оно представляет волю грузинского народа. Выборы там были гораздо свободнее и происходили на более соревновательных началах, чем в других странах, как к югу, так и к северу от Грузии. И я с удовольствием отмечаю, что вице-президент Байден вскоре отправится в Грузию после встреч президента Обамы в Москве. И это отражает серьезную заинтересованность США в стабильной и демократичной Грузии, через которую пойдет очень важный нефтепровод Баку-Джейхан. Он даст доступ в Европу республикам Средней Азии. Мне кажется это выгодно для всех, включая Россию, поскольку, что для региональной стабильности важно, чтобы все страны в регионе имели доступ к источникам энергии. И этот доступ не должен быть монополией только одной страны.
В отношении Украины американская позиция остается такой же? Украина должна вступить в НАТО?
Позиция США не в том, что Украина должна вступит в НАТО, и не в том, что Грузия должна вступить в НАТО, а в том, что, если эти страны захотят вступить в НАТО, на основе волеизъявления, нет причин им отказывать. Это важная разница. К тому же это союз не направленный против России. Это оборонительный союз, обеспечивающий безопасность.
На Украине нет преобладающего желания у населения вступать в НАТО?
Да, его нет. В Грузии есть и оно укрепилось после августовской войны. И на Украине оно может усилиться, если вы будете нажимать на неё в связи с Севастополем.
В Москве часто говорят о так называемом многополярном мире, имея ввиду, что роль США становится менее доминирующей. И США становятся первыми среди равных.
А каких равных вы имеете ввиду?
Китай, Бразилия, Европейский союз.
Вы шутите?
Между странами, о которых вы говорите, существуют большие различия. И, как я вижу, некоторые страны вы не назвали. Посмотрите на Валовой национальный продукт. Это что равные? Посмотрите на показатели с точки зрения перспектив восстановления и выхода из кризиса. Кто первыми выйдут из кризиса? Соединенные Штаты и Китай. Затем Европа. Кто не выберется из кризиса до 2012 года? Не хочу звучать грубо, но технологические и экономические неравенства между существующими странами-лидерами не меняются драматически. Речь не идет о специальном статусе США. Просто во времена президента Буша он был излишне преувеличен. Но факт остается фактом всем нам известным - если американская экономика не восстановится, то и глобальная экономика не восстановится. Но если американская экономика восстановится, не все страны последует за ней.
Вы ожидаете быстрого восстановления американской экономики?
Не быстрого, но равномерного. Этот процесс уже начался. Китай идет по этому пути. Европа будет более медленной, поскольку там нет консенсуса насчет того, как действовать в отношении правил регулирования рынка.
А что вы предсказываете в отношении России?
Экономическое положение России очень сложно из-за отсутствия реальных структурных перемен, из-за концентрации управления экономикой в центре и в руках узкой олигархической группы, из-за серьезных демографических проблем. Мне кажется, что речь идет не о кратковременной болезни, а об обширном заболевании экономики. И выздоровление будет длиться долго.
/Интерфакс/