Директор Института народнохозяйственного прогнозирования: не следует ждать катастрофических сценариев
Александр Широв рассказал, что на самом деле ждет Россию в условиях санкций
Москва. 18 марта. INTERFAX.RU - Введение беспрецедентных санкций в отношении России по мнению их организаторов должно сломать российскую экономику и поставить нас образно говоря "на колени" перед западными странами. Возможно ли это? Что на самом деле ждет Россию в условиях санкций. На эти вопросы нашего специального корреспондента Вячеслава Терехов отвечает директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН член корреспондент РАН Александр Широв.
Реальный удар превзошел все ожидания
Начало военной спецоперации России на Украине сопровождалось введением беспрецедентно жесткого санкционного пакета в отношении российской экономики со стороны коллективного Запада. Несмотря на то, что Правительство и Центральный банк в течение последних 8 лет готовились к ужесточению санкционной политики, нужно признать, что реальный удар по российской экономике превзошел самые радикальные ожидания. Оказалось, что наиболее развитые страны мира готовы пойти на существенные издержки социально-экономического характера для достижения своих политических целей. По-видимому, слишком многое для них сейчас поставлено на карту.
Удар не только по российским, но и по мировым финансам
Наиболее существенный удар, нанесенный по российской экономике, связан с заморозкой существенной части российских золотовалютных резервов. Точный объем экспроприированных средств известен только ограниченному кругу специалистов Правительства и Центрального банка, но можно уверенно говорить о том, что речь идет примерно о половине суверенных резервов нашей страны. При этом следует учитывать, что такого рода санкции носят действительно "ядерный" характер, так как затрагивают устои всей мировой финансовой системы. До сих пор, за исключением относительно локальных случаев (Венесуэла, Иран), у мирового сообщества не было причин сомневаться в надежности государственных обязательств наиболее развитых стран мира. Теперь после того, как решение о заморозке обязательств развитых стран принято в отношении шестой по объему экономике мира, становится очевидным, что надежность долговых инструментов развитых стран уже не может быть прежней.
Фактически мировая экономика столкнулась с прецедентом "окрашивания" валют и обязательств развитых стран. В этих условиях стопроцентно "зеленым" доллар остается только для США и их ближайших союзников. Для России возможность его использования приобретает оттенок "красного" цвета. Ну а для таких стран как Китай, имеющих трения с США в политической и торговой сферах, возникают риски того, что валюта и обязательства развитых стран, находящиеся в их распоряжении, могут потерять свою полную стоимость, как это произошло с резервами России. Это новая реальность, в которой находится мировая экономика и, пожалуй, это самый важный и долгосрочный эффект происходящих событий для мировой экономики. Для России это будет означать изменение всех принципов резервирования и стабилизации финансовой системы, которые активно развивались в течение последних 20 лет. Скажем больше, не только лишь для России, а для всего мира. Последствиями этого, например, может стать усиление склонности вложения средств в материальные ценности, что может повысить цены на торгуемые товары.
От мгновенного давления к длительному
Оставшуюся часть санкционного пакета в отношении России условно можно разделить на мгновенные и долговременные ограничения. Первые из них ориентированы на максимальный негативный краткосрочный эффект, способный повысить уровень социального напряжения в обществе. Вторые - на создание долгосрочных ограничений развития российской экономики.
К первым ограничениям относятся запреты на использование воздушного пространства, лизинга авиатехники, а также уход с российского рынка крупных международных компаний. Проблема такого рода санкций состоит в том, что они не просто сокращают импорт (что как известно позитивно влияет на динамику ВВП), но и формируют условия для спада производства и конечного спроса бизнеса, государства и населения. Здесь было бы уместно привести пример экономического спада во втором квартале 2020 г. Разрыв кооперационных и логистических цепочек привели к тому, что даже при наличии необходимых денежных средств было невозможно приобрести те или иные товары. Это приводило к тому, что останавливались производства, использующие импортные комплектующие, что негативно влияло на занятость и доходы. При этом потребительский и инвестиционный спрос снижался быстрее, чем падали доходы.
От размеров критического импорта зависит многое...
Зарубежные товары, которые в текущих условиях не могут быть замещены на внутреннем рынке за счет запасов или внутреннего производства следует отнести к так называемому критическому импорту. К такого рода товарам относится часть продовольствия, медикаменты, комплектующие для системообразующих производств. Объем такого критического импорта оценивается примерно в 130 млрд. долл. Пусть не весь он относится к поставкам из недружественных стран, но это значительный объем. В сложившихся условиях первоочередная задача Правительства - способствовать бесперебойным поставкам такой продукции в страну и накоплению ее необходимых запасов.
...в том числе и уровень шока на внутреннем рынке
Сокращение предложения импортных товаров на рынке, а также снижение объема производства товаров и услуг компаний, приостановивших свою деятельность на российской территории, неизбежно приведет к шоку на внутреннем рынке. Сглаживание его последствий будет ограничено способностью российской экономики компенсировать потери критического импорта и оперативного импортозамещения там, где существуют возможности наращивания отечественного производства. В любом случае в краткосрочной перспективе это означает шок, существенно трансформирующий структуру производства, доходов и, что особенно важно, цен.
Предложение, спрос и динамика цен... Чего ждать?
Динамика цен в условиях 2022 г. становится ключевым фактором изменения уровня экономической активности. Стоит напомнить, что в российской практике последних лет мы имели многоуровневую систему ценообразования на внутреннем рынке. Во-первых, это государственное регулирование цен на продукцию и услуги инфраструктурных монополий. Во-вторых, цены, формирующиеся рыночным способом на основе баланса спроса и предложения. В-третьих, цены на импортируемую продукцию, зависящие от курса рубля. В-четвертых, установление цен на большую часть сырьевых товаров по принципу экспортного паритета – от мировых цен. Именно два последних механизма представляют серьезную угрозу для стабильности российской экономики в краткосрочной перспективе.
Так рублевая стоимость барреля нефти с января по начало марта 2022 г. выросла в 1,7 раза. Но, если в отношении нефтепродуктов действует механизм обратного демпфера, который отчасти сглаживает такие колебания, то в части других сырьевых товаров (сельскохозяйственного сырья, металлов, химической продукции) такого механизма нет. Соответственно, если ничего не делать, то инфляция издержек, идущая от первичной продукции, может захлестнуть экономику со всеми вытекающими последствиями. Поэтому необходимыми являются действия по отказу от принципов экспортного паритета и ограничения роста внутренних цен на сырье и энергию. Тем более, что в текущих условиях внешнеторговых ограничений выравнивание ценовых условий на внешнем и внутреннем рынках потеряло всякий смысл. Что касается цен на импортируемую продукцию, то их влияние на инфляцию будет существенным, но смягченным за счет снижения объема импорта на рынке.
Тем не менее, в условиях сокращения объема предложения на рынке избежать значительного роста показателей инфляции не получится, а значит под давлением окажутся и доходы населения, поддержка которых также становится одним из ключевых направлений действий Правительства. В этой области накоплен значительный опыт предыдущих кризисов и можно рассчитывать, что поддержка будет доведена до населения в сжатые сроки и в необходимых объемах.
Что год текущий нам готовит?
Что же может произойти с российской экономикой в текущем году? Не следует ожидать катастрофических сценариев. В конце концов введенные против России санкции не означают полного разрыва связей с мировой экономикой. Она намного больше, чем пул недружественных стран, стремящихся к разрыву связей с нашей страной. Можно предположить, что ряд наиболее одиозных ограничений (беспилотные зоны, полный уход компаний с российского рынка) будут естественным образом смягчены, как только смолкнут пушки. Тем не менее удар по российской экономике нанесен, и он будет проявляться в существенных потерях. В частности спад ВВП в текущем году может достигать 6-8%, сокращение денежных доходов населения 8-10%, инфляция 20%.
Можно ли смягчить эти негативные последствия? Можно. Для этого требуется, чтобы набор мер антикризисной политики максимально полно задействовал те преимущества, которые есть у российской экономики.
Ключевой мотив антироссийских санкций состоит в ограничении доступа нашей страны к высококачественным ресурсам товаров и технологий. Имеющееся технологическое отставание делает Россию уязвимой по этому направлению. Ответом на такое давление могло бы стать более эффективное использование массовых (доступных) ресурсов в целях поддержки экономической активности и разворачивания технологического импортозамещения. К действиям в этом направлении можно отнести поддержку объемов жилищного, социального и инфраструктурного строительства, использование ресурса доступности энергетических и иных ресурсов и т.д. На этой основе можно было бы значительно снизить мгновенное негативное влияние санкций на экономику и подготовиться к долгосрочному ответу на них.
В среднесрочной перспективе главный канал санкционного давления - ограничение возможности использования наиболее эффективных технологий по всему спектру экономической деятельности. В условиях ограничений привлечения таких технологий из-за рубежа единственным разумным вариантом выглядит наращивание объемов финансирования исследований и разработок по ключевым направлениям развития и разворачивания взаимодействия академической и прикладной науки, институтов внедрения технологий и бизнеса, который в условиях внешних ограничений будет в большей степени чем раньше сотрудничать в сфере развития отечественных исследований и разработок.
Жизнь в новых условиях потребует изменения большого числа постулатов экономической политики. Понятно, что сейчас правительство объективно сосредоточено на решении тактических задач, но пора задуматься и о стратегии ответа на долгосрочные вызовы и угрозы развитию российской экономики.