Нельзя передавать решение территориальной проблемы следующим поколениям
Посол Японии в России Масахару Коно в интервью "Интерфаксу" осветил наиболее сложные моменты в российско-японских отношениях и оценил перспективы решения проблем
Москва. 8 мая. INTERFAX.RU - В преддверии визита премьер-министра России Владимира Путина посол Японии в Москве Масахару Коно ответил на вопросы дипломатического корреспондента "Интерфакса" Тимура Хурсандова
Господин Коно, Вы недавно прибыли в Москву. Какими будут Ваши приоритеты на посту посла Японии в России? Что нового вы надеетесь привнести в японо-российские отношения?
Если говорить о моей роли в качестве посла, то есть два основных пункта. Во-первых, сблизить Россию и Японию, россиян и японцев – это первый приоритет. Что касается способов подобного сближения, то это можно сделать, например, через японо-российское сотрудничество в области экономики, через культурные обмены.
Если же говорить о роли посла, то он должен способствовать развитию двусторонних отношений. Если мы сталкиваемся с какими-то препятствиями в процессе сближения, то я хотел бы их устранить. Например, если в области экономики, в российской системе есть какие-либо препятствия, неясности, то мы хотели бы их убрать.
Может быть, это совсем другая тема, но есть в наших отношениях одно большое препятствие – это отсутствие мирного договора между нашими странами. Поэтому мне кажется, что необходимо решить территориальную проблему и заключить мирный договор, и таким образом поднять наши отношения на более высокий уровень.
Перед отъездом из Японии, я встречался со многими моими друзьями, и все они говорили, что, когда я буду в Москве, приедут сюда. Но я, честно говоря, немного сомневаюсь, что они действительно приедут. Это потому что у многих на уровне психологии нет чувства близости России: многие японцы считают, что Москва находится дальше, чем Лондон или Париж.
А теперь о втором приоритете моей работы. Я сейчас говорил о важности сближения наших стран, но необходимо сотрудничество и в более широком смысле. Например, сотрудничество на Дальнем Востоке, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, взаимодействие в более широких форматах, таких как "группа восьми" или созданная для преодоления экономического кризиса "группа двадцати". Кроме этого, есть такие глобальные проблемы, как "свиной" грипп, глобальное изменение климата и деятельность ООН, которой Россия уделяет большое внимание. Мы хотели бы, чтобы по этим направлениям наши страны также сотрудничали. Если наши страны смогут сотрудничать теснее по таким проблемам, то мы считаем, что Россия сможет поддержать присоединение Японии к числу постоянных членов Совета Безопасности ООН.
Как известно, скоро планируется визит в Японию премьер-министра РФ Владимира Путина. Что в Токио ожидают от этого визита, какие темы намерена поднять японская сторона? Будет ли обсуждаться территориальный вопрос?
С того момента, как г-н Медведев стал президентом, в течение года политические отношения между нашими странами набрали очень высокий темп. Г-н Медведев и премьер-министр Асо встречались в ноябре прошлого года, а также в феврале этого года на Сахалине и в апреле в Лондоне. Планируется встреча и в июле на полях саммита "группы восьми".
Именно между этими встречами, в мае, г-н Путин приедет в Японию, и это станет новым импульсом в развитии политического диалога. Я считаю, что наши премьер-министры обсудят три основные сферы: укрепление сотрудничества в практических областях экономики, взаимодействие на международной арене и политический диалог в целях заключения мирного договора.
Визит г-на Путина станет хорошей возможностью обсудить эти три темы, и именно к этому обе стороны и стремятся.
Могут ли в ходе этого визита быть подписаны какие-либо конкретные торгово-экономические соглашения?
В целях укрепления сотрудничества в практических областях экономики мы сейчас готовим пять или шесть таких соглашений. Работа над ними находится на финальной стадии. Мы прилагаем все усилия для подписания соглашений по широкому кругу областей. Например, хотя мы еще не достигли окончательной договоренности, мы активно обсуждаем соглашение о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии, о сотрудничестве в таможенных делах, а также программу о сохранении экосистемы вокруг Четырех Северных островов. Это лишь несколько примеров.
Если вернуться к вопросу о мирном договоре. Готовы ли в Токио рассматривать новые, нестандартные решения территориального вопроса? Какими, по Вашему мнению, могли бы быть эти нестандартные решения?
Идея нестандартного подхода исходила от президента Медведева. Конечно, японская сторона согласна с таким подходом, и лидеры двух стран дали указание заняться этой проблемой на рабочем уровне. Еще одно важное заявление, которое сделал господин Медведев – это намерение не передавать решение территориальной проблемы следующим поколениям. На это мы тоже обращаем большое внимание.
Я слышал, что в конце этой недели в Москве пройдет большой парад по случаю Дня Победы. Я с нетерпением жду участия в этой торжественной церемонии, но надо отметить, что у нас по результатам Второй мировой войны есть нерешенная проблема. После этой войны прошло уже более 60 лет, но мы до сих пор не смогли урегулировать этот вопрос. С другой стороны, у российской стороны есть политическая воля, намерение не оставлять его следующим поколениям. С учетом всего этого, мне кажется, пора решить эту проблему.
Г-н Посол, Вы упомянули о возможности сотрудничества Москвы и Токио для преодоления глобального экономического кризиса. А как он повлиял на торгово-экономические отношения наших стран? Не планируют ли ведущие японские компании сокращать свое присутствие в России?
Если посмотреть на статистику, то, конечно, товарооборот между нашими странами в последнее время снижается. Так, в прошлом году уровень нашего товарооборота составил порядка 30 млрд долларов. Но уже за первые три месяца этого года он снизился на 66%. Так, в первом квартале 2008 года товарооборот составлял 686,1 млрд йен, а в первом квартале 2009 года – 232,6 млрд йен.
Кроме того, многие японские предприятия, которые вышли на российский рынок, вынуждены сокращать производство. Перед приездом в Россию, я встретился с руководством компании "Тойота". Выяснилось, что многие японские компании считают, что сейчас в связи с кризисом находятся в трудной ситуации, но с точки зрения долгосрочной перспективы они очень хорошо оценивают потенциал российского рынка. Они все так думают.
С начала ХХI века число японских компаний, вышедших на российский рынок, увеличилось в четыре раза – их общая численность составляет 350 фирм. За последние пять лет товарооборот между нашими странами увеличился в пять раз. В общем, наши экономические отношения развиваются активно.
Конечно, наши страны сейчас в трудной ситуации, но если мы сможем преодолеть этот кризис, то в будущем, я думаю, у наших стран очень большой потенциал развития экономических отношений.
Недавно Москва и Пекин подписали соглашение об ответвлении трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан до Китая. Заинтересованы ли в Токио в том, чтобы подобное ответвление от ВСТО было сооружено и в сторону Японии? Готова ли японская сторона инвестировать в данный проект?
Конечно, японская сторона заинтересована в этом трубопроводе. Мы считаем, что сотрудничество в энергетической сфере в регионе Дальнего Востока и Восточной Сибири носит для наших стран стратегический характер. Для России – потому что она сможет диверсифицировать направления поставок энергоносителей, а для Японии – потому что она сможет диверсифицировать источники поставок. Насколько мы понимаем, ВСТО в направлении Японии будет построен самостоятельно российской компанией "Транснефть".
Самое главное это то, что Россия сейчас намерена "прорубить окно" на Восток, в Азию, а с другой стороны Япония намерена "прорубить окно" со стороны востока. В этом совпадение наших интересов, и это очень важно.
В феврале был открыт завод по производству СПГ на Сахалине, большая часть продукции которого, как ожидается, пойдет в Японию. Как, по Вашему мнению, будет дальше развиваться энергетическое сотрудничество между нашими странами? Есть ли уже конкретные проекты в этой сфере?
Запуск завода по производству сжиженного природного газа на Сахалине - это для Японии очень хорошая новость, потому что оттуда мы сможем получить около 6-8% от всей потребности в газе. На Сахалине есть и проект "Сахалин-1", а в более отдаленной перспективе - "Сахалин-3" и другие проекты.
Если посмотреть на Сибирь, то японская нефтегазовая корпорация JOGMEC и Иркутская нефтяная компания ведут совместную разведку нефтяных месторождений. То есть, Россия и Япония ведут энергетическое сотрудничество в более широком пространстве. Конечно, бывает, что по результатам разведки мы не находим нефть, есть трудности и риски.
В будущем, кроме нефти и газа, есть и такие области экономического сотрудничества, как сельское хозяйство, лесная промышленность, железнодорожный транспорт и т.д. И с учетом этого в понедельник я встретился с министром регионального развития РФ Басаргиным и обсудил с ним эти вопросы.
Заинтересована ли японская сторона в участии в каких-либо инфраструктурных проектах в связи с планами проведения в 2012 году саммита АТЭС во Владивостоке?
Конечно, японская сторона заинтересована в сотрудничестве в этой сфере. Есть уже и один конкретный проект – это строительство моста между островом Русский и материком. Японская компания участвует в этом проекте и уже начала свою работу. Насколько нам известно, правительство России рассматривает многие инфраструктурные проекты в связи с проведением саммита АТЭС. Конечно, японские компании обращают на это большое внимание, и поэтому в будущем, возможно, будут запущены новые совместные проекты.
Правительство Японии рассматривает проведение саммита АТЭС во Владивостоке как сигнал о стратегии России, о заинтересованности в Дальнем Востоке.
Позвольте вернуться к теме, связанной с территориальным вопросом. Как известно, в Токио уделяют большое внимание проблеме безвизовых поездок между Японией и жителями Южных и Средних Курильских островов. Какими Вам видятся перспективы в этой сфере?
Безвизовые обмены начались благодаря проявленной с обеих сторон мудрости, несмотря на наличие нерешенных проблем. Конечно, это временные меры, и если будет мирный договор, этот формат станет нецелесообразным. Тем не менее, эти обмены ведутся для того чтобы создать доверительные отношения до того как будет заключен мирный договор, и они очень важны.
Важны они и с гуманитарной точки зрения. Для бывших жителей – это родина, здесь, на этих островах, находятся могилы их предков. Я очень надеюсь, что эти обмены создадут доверительные отношения, необходимые для того, чтобы заключить мирный договор.
Планируется ли в ближайшее время облегчение визового режима между Японией и Россией? Возможен ли переход на безвизовый режим?
Этот вопрос уже не связан с территориальной проблемой. Как раз к визиту г-на Путина наши страны ведут переговоры по соглашению об упрощении визового режима. Представители японских компаний, которые работают в России, очень хотели бы, чтобы срок действия их виз был увеличен, они очень настойчиво об этом просят. Мы ведем переговоры для того, чтобы это сделать. На данный момент для японских бизнесменов действуют годовые визы, они хотят, чтобы этот срок составлял три года. Сейчас после окончания срока действия визы, предприниматели вынуждены выезжать из России, и это препятствует ведению бизнеса в РФ. Это тяжело и для семей бизнесменов.
Конечно, возможность для перехода на безвизовый режим есть, но, к сожалению, сейчас никаких конкретных переговоров по этому поводу не ведется. Но по мере того как связи между нашими странами будут становиться теснее, в будущем такая возможность может появиться.
Приведу пример. Сейчас между Японией и Китаем объем взаимных поездок составляет примерно 5 млн человек в год. С учетом этого недавно начались разговоры о том, что мы, возможно, отменим визовый режим с Китаем. 5 млн человек в год - между Японией и Китаем, такое же число между Японией и Южной Кореей, а между Японией и Россией – всего 150 тыс человек в год. Поэтому, как посол, я хотел бы расширить обмены между нашими гражданами.
Г-н Посол, хотелось бы затронуть сотрудничество России и Японии и на международной арене. В связи с этим вопрос – как Токио расценивает нынешнюю ситуацию на Корейском полуострове? Каковы, по Вашему мнению, шансы вернуться к шестисторонним переговорам в ближайшее время?
В 2006 году Северная Корея запустила ракету и осенью того же года провела испытание ядерного оружия. Тогда Япония инициировала принятие резолюции Совета Безопасности ООН 1718. В апреле этого года Северная Корея еще раз запустила ракету, и это действие противоречит резолюции Совета Безопасности ООН.
Ракета пролетела над территорией Японии. Этот запуск – серьезная угроза безопасности не только Японии, но и всего Азиатско-Тихоокеанского региона. Я считаю, что Япония и Россия должны сотрудничать и в области безопасности в регионе. В этом плане шестисторонние переговоры являются важным форматом.
Совет Безопасности ООН принял заявление председателя, в результате чего Северная Корея ужесточила свою позицию. Теперь, мне кажется, в краткосрочной перспективе будет трудно возобновить шестисторонние переговоры. Но когда мы с Россией осуществляем контакты с Северной Кореей, мы должны увернно и упорно убеждать ее вернуться к переговорам.
Россия предложила КНДР осуществлять запуск северокорейских спутников с территории РФ. Как Япония относится к этому предложению?
Я знаю об этом из информации в СМИ, но официального подтверждения не было. Если даже это соответствует действительности, то, я считаю, Северная Корея, учитывая ее государственную политику, хочет самостоятельно запускать ракеты. Поэтому если другая страна предложит Северной Корее заменить ее запуски, то Пхеньян не согласится на это предложение. Но это лишь моя гипотеза, и я не знаю как это было на самом деле.
/Интерфакс/