Глава МИД Эстонии: Эстония и Россия должны разговаривать между собой, несмотря на разногласия

Эва-Мария Лийметс прокомментировала недавний разговор с российским коллегой

Глава МИД Эстонии: Эстония и Россия должны разговаривать между собой, несмотря на разногласия
Эва-Мария Лийметс
Фото: Пресс-служба

Москва. 16 апреля. INTERFAX.RU - На минувшей неделе глава МИД РФ Сергей Лавров и министр иностранных дел Эстонии Эва-Мария Лийметс (Eva-Maria Liimets) обсудили в телефонном разговоре состояние российско-эстонских отношений, обменялись мнениями по актуальным вопросам региональной и международной повестки.

Глава МИД Эстонии ответила на вопросы корреспондента "Интерфакса" в Таллине Аркадия Присяжного.

- Министры иностранных дел Эстонии и России не встречались пять лет. На этом фоне ваш 20-минутный разговор с коллегой Сергеем Лавровым был как довольно неожиданная новостная бомба. Кто же поднес запал, кто первым взял в руки телефон?

- После вступления в должность, я искалa возможность поговорить по телефону со всеми нашими важными союзниками, партнерами и соседями, включая Россию. Я оцениваю это очень положительно, что после многолетнего перерыва такой контакт двух министров иностранных дел состоялся и мы с министром Лавровым созвонились.

- Вашу беседу восприняли в Эстонии неоднозначно. Если председатель парламентской комиссии по иностранным делам Марко Михкельсон (Marko Mihkelson) оценил ее как явный признак прогресса и положительно высказался за достигнутое в ходе беседы согласие о продолжении консультаций между двумя государствами по ратификации договоров о сухопутной и морской границах, то ваш предшественник на посту министра иностранных дел Урмас Рейнсалу (Urmas Reinsalu) сказал, что требования России представляют угрозу независимости Эстонии и потому консультации продолжать невозможно. Чтоб бы вы сказали вашим оппонентами?

- В первую очередь, это был звонок вежливости для знакомства, но соседи должны разговаривать друг с другом несмотря на разногласия. Разумеется, в Эстонии существуют различные взгляды по тем или иным внешнеполитическим вопросам. В демократических государствах это в порядке вещей. Тем не менее, консенсус по содержанию и тексту пограничного договора был достигнут давно. Договор был подписан министрами иностранных дел Урмасом Паэтом (Urmas Paet) и Сергеем Лавровым еще в 2014 году. На данный момент речь идет только о ратификации этого договора.

- Как бы вы оценили нынешние эстонско-российские отношения и что бы можно было сделать для их улучшения обе стороны. Подчеркиваю – обе стороны? Ведь когда отношения между соседями неважные, может ли быть виновата только другая сторона. Возможно, что и Эстония сделала что-то не так?

- Эстония и Россия – соседи. Между нами хорошо проводится повседневное практическое сотрудничество, например, приграничное, культурное и иное. Наверняка мы могли бы сообща больше сделать в борьбе с изменением климата и в области окружающей среды.

Хорошо известны и наши фундаментальные разногласия. Позиция Эстонии известна, международные отношения должны быть предсказуемы и следовать единым правилам. Это означает, что государства должны выполнять добровольно взятые на себя международные обязательства.

Эстония также сделала четкий шаг к решению одной давней проблемы. Я еще раз повторилa это и в телефонном разговоре с министром Лавровым. Наше нынешнее правительство в принципе готово двигаться вперед в вопросе ратификации пограничного договора между Эстонией и Россией. Но решение этого вопроса предполагает также положительную реакцию со стороны России, т.е. политической воли с одной стороны недостаточно.

- Какое место во внешней политике Эстонии отводится России, является ли она самой большой проблемой, видит ли Эстония угрозу с ее стороны? И как оценивает официальная Эстония своего восточного соседа: как партнера, соперника или врага, как видят ее некоторые союзники и высокопоставленные политики Запада? В то же время порой от эстонских политиков можно слышать, что Россия не враг, что угрозы с ее стороны нет. Но зачем же тогда в Эстонии такая большая база НАТО и не дает ли это соседу основания считать, что угроза для него исходит именно от базирующихся в Эстонии войск НАТО. Не заставляет ли это соседа всерьез задуматься и соответствующим образом действовать?

- Эстония и Россия соседи и, разумеется, в интересах Эстонии иметь хорошие отношения со всеми соседями. Последнее основано на доверии. Однако это доверие серьезно нарушается, например, подрыванием территориальной целостности и военной деятельностью России против Украины и ранее Грузии. Это напрямую влияет на ситуацию с безопасностью в регионе. В последние дни мы видим, что Россия, к сожалению, не желает обеспечивать прозрачность и доверие в рамках Венского документа ОБСЕ к концентрации своих войск на украинском направлении.

Эстония является членом НАТО, наши Силы обороны также являются частью НАТО. Кроме того, в странах Балтии и в Польше имеются войска передового базирования НАТО, а также авиационные отряды противовоздушной обороны. Однако действия НАТО направлены не против кого-либо, а исключительно на обеспечение мира и безопасности союзников. Основой НАТО является принцип коллективной обороны, НАТО основано на принципе коллективной защиты. Это означает, что нападение на одного союзника будет считаться нападением на всех.

- В России рассматривают заключение пограничного договора как одного из основополагающих вопросов двусторонних отношений. Для Эстонии это так же? Вы и президент Керсти Кальюлайд (Kersti Kaljulaid) в последнее время неоднократно говорили и желании решить эту проблему. Что для этого нужно сделать и имеется ли у нового правительства и коалиции достаточных сил поставить точку в этом вопросе и ратифицировать пограндоговоры в таком виде, как они были подписаны в 2014 году?

- Правительство Эстонии готово двигаться вперед в этом вопросе, но успех предполагает и равное желание российской стороны. Процесс ратификации должен проходить в парламентах обоих государств параллельно.

- Среди российских политиков, в СМИ и обществе широко распространено мнение, что страны Балтии и Польша являются русофобскими государствами и враждебно настроены в отношении их страны. Министр Лавров ранее заявлял, что главное условие заключения пограндоговоров "нормальная неконфронтационная атмосфера в двусторонних отношениях и Россия свое обязательство сдержала".

И еще цитата из выступление российского министра: "Со стороны эстонского правительства русофобская риторика продолжает зашкаливать. В такой ситуации о продвижении ратификации пограничных договоров говорить не приходится".

Сейчас в Эстонии новое правительство. В беседе с Лавровым вы почувствовали какие-либо изменения в этой позиции и желание продвигаться вперед?

- Уже сама по себе беседа была шагом вперед, так как в последний раз министры иностранных дел Эстонии и России на двустороннем уровне разговаривали в 2015 году. Разумеется, мы знаем об инициативах, заявлениях и оценках друг друга по всем обсуждаемым вопросам, поэтому сюрпризов в этом плане не было.

- Судя по сообщению для прессы МИД России, господин Лавров обратил ваше внимание на консервацию массового безгражданства в Эстонии, дискриминационное положение русскоязычного населения, планы выдавливания из информационного и образовательного пространства русского языка и другие тревожащие российскую сторону вопросы...

- Я прояснила взгляды Эстонии в нашем телефонном разговоре. Численность лиц без гражданства последовательно сокращается – сейчас она составляет 5,2 процента от численности населения, в 1992 году была 32 процента.

В последние годы Эстония приняла ряд законодательных изменений, облегчающих получение гражданства Эстонии детьми и молодежью. В то же время гражданство является свободным выбором каждого, - государство не может оказывать давление на граждан в этом вопросе.

Что же касается образования, то Эстония - одна из немногих стран в мире, где существует возможность обучения на русском языке на всех уровнях образования, от детского сада до окончания университета. Требования относительно языка обучения применяются только на уровне средней школы, но этот уровень образования не является обязательным. Результаты теста PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) свидетельствуют, что разрыв между учащимися, обучающими на эстонских и русских языках сокращается, все наши ученики добиваются практически одинаковых успехов.

- На встрече была достигнута договоренность, что консультации следует продолжать. Какие еще договоры ждут своего часа?

- Кроме ратификации пограничного договора необходимо внести изменения в договоры о сухопутном транспорте, o сотрудничестве в области пенсионного страхования, заключить договоры об избежание двойного налогообложения, а также о сотрудничестве в области железнодорожного транспорта.

Справка

Эва-Мария Лийметс - беспартийный министр в новом правительстве Эстонии, приступившем к работе в январе 2021 года. В МИДе работает с 1997 года. В 2017—2021 годах — посол Эстонии в Чехии, Словении и Хорватии. Владеет английским, немецким, итальянским и русским языками.

Интервью

СПбМТСБ: Практики биржевой торговли лесопродукцией на экспорт в мире нет, идем первыми
Топ-менеджер СПбМТСБ: Покупатели топлива, как оказалось, могут представлять совершенно разные весовые категории
Максим Решетников: договоренности COP29 закрепили принцип равноправного доступа стран к инфраструктуре углеродных рынков
Первый зампред ВТБ: мы в следующем году увидим "принцип Анны Карениной" в действии
Академик Покровский: главное - обучить людей тому, как не заразиться ВИЧ-инфекцией и объяснить, что они подвергаются риску заражения
Глава "Деметра-Холдинга": российское зерно надо продавать напрямую
Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок