Москва считает возможными контакты с "умеренными" афганскими талибами

Заместитель министра иностранных дел Алексей Бородавкин рассказал "Интерфаксу" о содействии России в деле восстановления Афганистана

Москва считает возможными контакты с "умеренными" афганскими талибами
Москва считает возможными контакты с "умеренными" афганскими талибами
Фото: Reuters

Москва. 25 марта. INTERFAX.RU - Двадцать седьмого марта в Москве открывается международная конференция по Афганистану под эгидой ШОС. Об основных темах встречи, содействии Россией восстановлению Афганистана, а также о сотрудничестве Москвы и НАТО в этой сфере в интервью корреспонденту "Интерфакса" Тимуру Хурсандову рассказал заместитель министра иностранных дел РФ Алексей Бородавкин.

Алексей Николаевич, какова повестка дня и круг участников предстоящей конференции по Афганистану под эгидой ШОС? Намерена ли Россия выступать с какими-либо инициативами, которые могут способствовать стабилизации обстановки в Афганистане?

Как и все мировое сообщество, государства Центральной и Южной Азии испытывают серьезную обеспокоенность в связи с угрозами терроризма, наркотрафика и трансграничной оргпреступности. Не случайно вопросы противодействия этим вызовам занимают приоритетное место в повестке дня Шанхайской организации сотрудничества и ее диалога с Афганистаном. Государства-члены ШОС убеждены, что решать острые и сложные проблемы, связанные с Афганистаном, необходимо в комплексе, сочетая усилия на глобальном и региональном уровнях. При этом в полной мере должны учитываться как возможности стран-соседей Афганистана, так и их законные интересы.

В этой связи на состоявшемся в августе прошлого года в Душанбе саммите ШОС по инициативе российской стороны было принято решение начать практическую подготовку специальной конференции по Афганистану под эгидой Организации. Поскольку Российская Федерация в настоящее время председательствует в ШОС, договорились провести это мероприятие в Москве.

В конференции примут участие государства-члены ШОС (Россия, Казахстан, Китай, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан), государства-наблюдатели (Индия, Иран, Монголия, Пакистан), разумеется, сам Афганистан, Туркменистан и Турция, а также страны-участницы "Группы восьми" (Великобритания, Германия, Италия, Канада, США, Франция и Япония). Принять участие в конференции приглашены также авторитетные международные организации и объединения – ООН и ее профильные органы (кстати, в Москву прибудет Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун), СНГ, ОДКБ, ЕС, НАТО, ОБСЕ, ОИК, СВМДА.

Повестка дня конференции будет сфокусирована на поисках путей более эффективного совместного противодействия террористической и наркотической угрозам. Естественно, что результаты, на которые рассчитывают ее организаторы и участники, будут объективно способствовать стабилизации ситуации в Афганистане.

Какие меры, по Вашему мнению, могли бы скоординированно, сообща предпринять страны ШОС для обеспечения стабильности и безопасности Афганистана?

Государства-члены ШОС и Афганистан намерены выступить на конференции с Заявлением по проблемам борьбы с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и организованной преступностью. В нем найдут отражение наши принципиальные подходы к действиям международного сообщества и региональных стран по нейтрализации этих угроз.

Одновременно будет обнародован План действий, предусматривающий широкий набор конкретных мер. Среди них, в частности, активизация деятельности и расширение полномочий механизма совещания руководителей антинаркотических ведомств государств-членов ШОС, укрепление правовой базы сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров, проведение совместных антинаркотических операций. Важная роль отводится таким направлениям работы, как подготовка кадров для служб по борьбе с наркотиками, профилактика наркомании. Намечены меры по ужесточению пограничного контроля, противодействию легализации доходов от наркобизнеса. Все это - практический вклад государств-членов ШОС в решение проблем Афганистана.

Итоги конференции также будут подведены в декларации, в которой получат отражение взгляды всех участников этого форума на развитие и совершенствование многостороннего взаимодействия в борьбе с угрозами терроризма, наркотрафика и трансграничной оргпреступности.

Как сообщалось, в конференции может принять участие представитель НАТО. Каким Вам видятся возможные форматы взаимодействия с НАТО на афганском направлении?

Участие НАТО в конференции имеет очень важное значение. Это и понятно: Североатлантический альянс осуществляет оперативное руководство Международными силами содействия безопасности (МССБ), действующими в Афганистане по мандату Совета Безопасности ООН.

Мир и стабильность в Афганистане отвечают долгосрочным интересам и России, и государств-членов НАТО. И наоборот: неуспех операции МССБ в Афганистане, нарастание конфликтного потенциала на наших южных рубежах создали бы угрозу интересам национальной безопасности России. Именно поэтому мы настроены на взаимодействие по афганским делам в формате Совета Россия-НАТО (СРН).

В качестве примера такого взаимодействия приведу реализуемый с 2006 года проект СРН по содействию подготовке кадров для антинаркотических структур Афганистана и стран Центральной Азии. На сегодняшний день обучение в рамках этой программы прошли ни много ни мало 695 сотрудников ведомств по борьбе с наркотиками стран региона, в том числе 258 человек во Всероссийском институте повышения квалификации МВД России. 50 из них – афганцы.

Есть и другие области нашего взаимодействия с НАТО по Афганистану. Это и невоенный транзит в интересах МССБ через территорию Российской Федерации, и обмен информацией о террористических угрозах.

Целесообразно ли, по мнению России, сохранять в Афганистане присутствие международного воинского контингента в его нынешнем виде? Возможно ли в той или иной форме российское военное присутствие в этой стране?

Военное присутствие России в Афганистане исключено. По этому вопросу с учетом исторического опыта в российском обществе сложился консенсус.

Что касается МССБ, то в нынешних условиях они остаются, по сути, силой, сдерживающей террористическую угрозу. Их присутствие на данном этапе отвечает как интересам самого Афганистана, так и региональной и - в более широком смысле - международной безопасности. Исходя из такого понимания, Россия намерена продолжать оказывать политическую поддержку международным силам, направленным в Афганистан по решению Совета Безопасности ООН.

В то же время мы считаем недопустимыми неизбирательные действия иностранных военных контингентов, наносящие ущерб мирному населению. Таких эксцессов впредь следует избегать. Несомненным шагом вперед в этом плане является достижение договоренности между НАТО и Министерством обороны Афганистана о координации антитеррористической деятельности.

На наш взгляд, международным военным контингентам необходимо активнее бороться с наркопреступностью. Ведь это одна из серьезнейших проблем Афганистана, выплескивающаяся далеко за его пределы, и игнорировать ее было бы по меньшей мере недальновидно. Поэтому считаем важным решение о наращивании антинаркотических усилий МССБ, принятое министрами обороны стран-членов НАТО в октябре 2008 года в Будапеште. Было бы полезно, если бы эти усилия, предпринимаемые НАТО внутри Афганистана, координировались с действиями ОДКБ по борьбе с наркотрафиком, осуществляемыми по периметру его северных границ.

Считаете ли Вы возможным ведение переговоров с представителями Движения талибов?

Если руководство Афганистана сочтет налаживание контактов с умеренным крылом Движения талибов необходимым, российская сторона не будет возражать против этого - при условии, что они сложат оружие, признают Конституцию и правительство Афганистана и откажутся от связей с "Аль-Каидой".

Вместе с тем, мы считаем важным придерживаться четкой и принципиальной позиции в отношении лидеров действующих в Афганистане террористических и экстремистских организаций. Мы категорически против каких-либо договоренностей с ними. Совершенно ясно, что любые попытки налаживания диалога с главарями талибов и их союзников подрывают введенный Советом Безопасности ООН санкционный режим, безусловное соблюдение которого Россия намерена отстаивать и впредь.

Каковы объемы российско-афганского экономического сотрудничества и помощи, которую Россия выделяет Афганистану? Планирует ли Россия оказывать военное содействие Правительству Афганистана, в том числе путем поставок вооружений и техники?

Прежде всего хотел бы отметить, что 2009 год является для отношений между Россией и Афганистаном юбилейным: в этом году исполняется 90 лет с момента установления дипломатических отношений между нашими странами. История убедительно продемонстрировала прочность традиционной дружбы между российским и афганским народами. В ходе недавнего визита в Кабул Министра иностранных дел России С.В.Лаврова было подтверждено обоюдное стремление к активному продолжению двустороннего сотрудничества.

В прошлом году объем российско-афганской торговли возрос на 12% и составил 381 млн. долл. США. В основном прирост достигнут за счет увеличения поставок в Афганистан металлопродукции, древесины, строительных материалов, на которые в совокупности приходятся 73,2% российского экспорта.

Российские предприниматели за последние три года вложили в афганскую экономику свыше 34 млн. долларов.

Россия всегда оказывала Афганистану большую помощь. При российском участии в стране было сооружено более 140 промышленных предприятий, энергетических и инфраструктурных объектов. Сейчас приоритетным направлением российской помощи Афганистану и двустороннего экономического сотрудничества с этой страной является восстановление энергетики, транспорта, систем образования и здравоохранения.

Нашим вкладом в социально-экономическую реабилитацию Афганистана стало списание в 2007 году большей части афганского долга перед Российской Федерацией, а также выделение 4 млн. долл. на содействие развитию высшего образования в Афганистане. Часть этих средств пойдет на восстановление одного из крупнейших вузов страны – Кабульского политехнического университета.

Продолжаем оказывать народу Афганистана, страдающему от острого дефицита продовольствия, существенную гуманитарную помощь.

В феврале-марте этого года афганской стороне было предоставлено 18 тыс. тонн пшеничной муки.

Что касается нашего возможного содействия становлению вооруженных сил Афганистана, то соответствующие заявки афганского правительства могли бы быть рассмотрены. Речь, например, могла бы идти о продаже в Афганистан российских грузовых автомобилей.

Недавно заработало соглашение о наземном невоенном транзите натовских грузов через российскую территорию. Готова ли Россия в случае поступления соответствующих запросов рассмотреть возможность транзита через свою территорию военных грузов для международного контингента в Афганистане и расширить список стран, с которыми есть договоренность о невоенном транзите?

Начну с небольшого пояснения: оформленные в ходе саммита Совета Россия-НАТО в Бухаресте 4 апреля 2008 года договоренности о транзите невоенных грузов в Афганистан действуют не только для структур НАТО и ее государств-членов, но и для всех стран, направивших свои контингенты в состав МССБ.

Согласно установленному в Российской Федерации порядку, наземный транзит через российскую территорию грузов невоенного характера в интересах контингентов МССБ осуществляется как транзит товаров коммерческого назначения в соответствии с международными и российскими таможенными правилами. В начале марта этого года был осуществлен транзит первого эшелона невоенных грузов для нужд американского контингента в составе МССБ.

В отношении транзита в Афганистан военных грузов действует общий порядок, определенный Постановлением Правительства Российской Федерации № 306 от 2000 года, согласно которому заявки на транзит вооружения, военной техники и военного имущества через российскую территорию рассматриваются в каждом отдельном случае Федеральной таможенной службой России по согласованию с соответствующими ведомствами. Нами заключен ряд двусторонних межправительственных соглашений о транзите военного имущества и персонала через территорию Российской Федерации, устанавливающих упрощенный порядок военного транзита в Афганистан. Такие соглашения у нас подписаны с Германией, Францией и Испанией. Пока заявок от указанных стран на такого рода перевозки не поступало.

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений