Инвестдиректор РВК: На рынке есть перекос в пользу новых, только создающихся компаний

Инвестдиректор РВК: На рынке есть перекос в пользу новых, только создающихся компаний
Алексей Басов
Фото: пресс-служба

Москва. 25 июня. INTERFAX.RU - Заместитель генерального директора - инвестиционный директор "Российской венчурной компании" (РВК) Алексей Басов в интервью "Интерфаксу" рассказал о том, как в ближайшие годы будут развиваться отраслевые и корпоративные венчурные фонды, о проблеме дисбаланса между "ранними" и "поздними" инвестициями, а также о перспективах докапитализации РВК.

- Минэкономразвития предложило докапитализировать институты развития, включая РВК. Если эта идея будет реализована, на какие цели могут быть направлены эти средства?

- Сейчас обсуждается несколько инициатив, связанных с докапитализацией РВК. Одна из них - это использование средств, выделенных на реализацию государственных программ и, соответственно, призванных сформировать глубокие институциональные изменения в ряде отраслей через инструмент венчурного инвестирования. В рамках Петербургского экономического форума мы совместно с Минэкономразвития согласовали основные параметры создания специализированного фонда, направленного на инвестирование в образовательные технологии. Его деятельность предполагает развитие российских компаний в области образования с их последующей экспансией за рубеж, а также трансфер мировых образовательных технологий в Россию. Планируется, что не менее 200 образовательных проектов получат в течение следующих четырех-пяти лет инвестиционную поддержку от государства. И мы надеемся, что такое большое количество проектов сможет привести к серьезным изменениям структуры рынка образовательных услуг в целом.

Аналогичное соглашение было подписано с министерством промышленности и торговли РФ, которое также через создание венчурного фонда выделяет средства на ускоренное развитие рынка фармацевтики и медицинских изделий.

- О каких цифрах идет речь?

- Общий размер медицинского фонда Минпромторга составляет 4,5 млрд рублей, образовательного фонда с Минэкономразвития - 7 млрд рублей. Для венчурного рынка это серьезные цифры, большинство фондов имеют в среднем более скромный размер. Это означает, что государство понимает: масштабные изменения в подобных отраслях нельзя реализовать, используя стандартные инструменты. Необходимы экстраординарные усилия по их модификации и адаптации к новому технологическому укладу.

- Какие показатели заложены в планы РВК на 2019 год?

- Основные показатели, которые мы используем для оценки эффективности инвестиционной деятельности РВК - это количество сформированных фондов, объем привлеченных соинвестиций, и, конечно, доходность. Перед нами стоит задача гораздо более комплексная, чем получение прибыли от венчурных сделок. Миссия РВК - инициировать фундаментальные изменения на венчурном рынке и в ключевых отраслях, направленные на формирование инновационной экономики.

Поэтому крайне важно формировать инвестиционные инструменты в тех индустриях, которые обладают высоким потенциалом, но испытывают дефицит частного капитала. Обычно это отрасли, связанные с активным присутствием государства и значительной регуляторной нагрузкой, – образование, медицина, космос, некоторые виды промышленности, недропользование. Либо с рынками Национальной технологической инициативы, которые в настоящее время только формируются, но способны стать драйверами глубоких технологических изменений. В ближайшие годы мы планируем запустить более десяти фондов в этой парадигме.

Если говорить о доходности, то РВК выставляет управляющим командам минимальную доходность не менее 8% годовых, ниже этого показателя управляющие партнеры не смогут претендовать на вознаграждение от инвестиционного успеха. Средняя доходность наших фондов сейчас существенно выше, и те выходы, которые мы видим, дают уверенность в том, что большинство созданных фондов заметно превысят это значение.

- Есть ли у РВК планы по развитию корпоративных венчурных фондов? Какие сдерживающие факторы компания видит на этом направлении?

- Конечно, корпоративные венчурные фонды для нас являются одним из основных фокусов работы. За последние несколько лет активность подобного рода игроков на венчурном рынке многократно выросла. Мы считаем, что следующие несколько лет развитие рынка будет связано, прежде всего, с корпорациями, которые активно осваивают венчурный инструментарий.

По итогам 2018 года в число активных инвесторов попало 27 корпораций, которые в общей сложности заключили порядка 80 сделок. Это втрое превышает показатель 2017 года. Интерес к венчурным проектам проявляют как частные компании — Mail.Ru, "Мегафон", МТС, так и корпорации с госучастием - Сбербанк, Ростелеком, Росатом, РЖД, ОАК. В мае мы закрыли знаковую сделку с нашими партнерами из "Газпром нефти", Газпромбанка и "ВЭБ Инноваций" по созданию нового фонда объемом 4 млрд руб. Фонд сфокусируется на промышленных решениях в области добычи и переработки полезных ископаемых, и сопутствующих технологических заделах, включая рынки НТИ. Очевидно, что вслед за первопроходцами такие механизмы развития бизнеса будут осваивать и другие корпорации.

В большинстве случаев центром компетенций по созданию новых фондов для корпораций является именно РВК. Мы помогаем сформировать сам инструмент, привлекая в него управляющих и соинвесторов, структурировать фонд с учетом интересов всех участников, и в дальнейшем участвовать в корпоративном управлении, помогая команде там, где это необходимо.

Кроме того, мы выступаем финансовым соинвестором корпоративных фондов, как правило, участвуя не более чем на треть. Это позволяет нам балансировать собственные инвестиционные интересы и не оказаться в зависимости от кэптивных интересов той или иной корпорации. В любом случае, мы надеемся, что не менее половины фондов с участием РВК будут составлять именно корпоративные фонды. Это инструмент, которого сейчас сильно не хватает в экосистеме венчурного рынка.

- Обсуждали ли вы создание венчурного фонда с АФК "Система"? Можете поделиться подробностями? Какие еще инвесторы могут быть туда привлечены?

- Уходить в детали переговоров, наверное, пока неуместно. На текущий момент, на заседании РСПП нам удалось договориться о начале диалога, и мы думаем, что у нас есть все возможности сформировать еще один рабочий фонд с участием АФК "Система", который будет ориентироваться как на корпоративные интересы группы, так и в целом на рынок TMT, причем, не только в России.

- Какие еще типы фондов востребованы рынком?

- Еще один важный продукт, которому мы уделяем большое внимание - это фонды поздних стадий. Сегодня существует перекос рынка в пользу новых, только создающихся компаний. Получить инвестиции на ранних стадиях, зачастую обладая лишь презентацией и горящими глазами, несложно. Однако когда компания дорастает до серьезных размеров выручки, например, миллиард рублей в год, появляются трудности с поиском финансирования. Такая компания не может привлечь банковское финансирование, потому что у нее нет залоговой массы - выручка формируется на продуктах и контрактах, которые банк дисконтирует настолько, что желания брать долгосрочный кредит не возникнет. В результате компания вынуждена либо искать финансирование за рубежом, либо продаваться российскому стратегу, не реализовав полностью свой потенциал.

Чтобы исправить этот дисбаланс, мы концентрируемся на формировании крупных фондов поздних стадий, которые имеют мандат на инвестиции в десятки миллионов долларов в каждую компанию. Такие фонды работают на стыке venture capital и private equity, и позволяют стимулировать появление в нашей стране "национальных чемпионов" – компаний, обладающих конкурентоспособными продуктами на глобальном рынке.

- Есть ли уже примеры подобных фондов с участием РВК?

- Первым фондом поздних стадий в рамках обновленной стратегии РВК стал Da Vinci Pre-IPO Tech Fund, который мы запустили совместно с управляющей командой Da Vinci Capital в этом году. Целевой размер фонда составляет 6 млрд рублей. Отраслевой фокус включает ИТ-решения для бизнеса, финтех, искуственный интеллект, "умные" перевозки, решения на базе интернета вещей. Не менее 55% капитала этого фонда будут вложены в зрелые компании на стадиях C и Pre-IPO.

- Какие еще соинвесторы могут быть для вас интересны?

- В большинстве случаев мы структурируем фонды таким образом, чтобы в них было не менее трех-четырех участников. Это в нашем понимании позволяет оптимальным образом балансировать интересы сторон, как с точки зрения корпоративного управления, так и с точки зрения интересов инвесторов.

Каждый фонд уникален и по условиям, и по стратегии, и по мандату, это всегда плод переговоров, а не типовое решение. Несмотря на это, мы структурируем наши предложения рынку в некую продуктовую линейку, чтобы упростить понимание наших основных векторов работы. Как я уже сказал, ключевыми предложениями РВК на текущем этапе является формирование корпоративных фондов для компаний, которые осознали, что их дальнейшая конкурентоспособность связана с активным наращиванием инновационной выручки. Портфель инновационных проектов зачастую удобнее создавать снаружи, чем производить внутри корпорации.

Еще один интересный вектор, который мы начинаем развивать, – это фонды для молодых управляющих, т.н. first time GP. Дело в том, что рынок управляющих в нашей стране достаточно молодой, на нем оперируют несколько десятков команд. Больше половины управляющих работают более чем с одним фондом. Это означает, что емкость рынка практически исчерпана. Денег и задач, которые государство и частные инвесторы ставят перед рынком управляющих, больше, чем профессионалов, готовых взять деньги и создать инвестору доходность. Поэтому мы заинтересованы в том, чтобы стимулировать появление новых управляющих.

Этот замкнутый круг могут преодолеть только инвесторы, способные работать с молодыми управляющими, четко контролировать риски, восполнять своей экспертизой и технологиями инвестирования возможные пробелы в опыте команд. РВК готова взять на себя эту роль. В фонды для молодых управляющих мы готовы вкладывать до 250 млн рублей. При этом не менее 5% от капитала фонда должны внести сами управляющие, чтобы оценивать портфель с позиции соинвесторов. Именно такой инструмент, в нашем понимании, поможет увеличить число профессиональных команд, способных на следующем этапе получить инвестиции от корпоративных игроков, и, таким образом, расширить пропускную способность нашего рынка.

- Что представляют собой фонды Национальной технологической инициативы?

- Программа НТИ по-настоящему революционна, она направлена на создание новых рынков и закрепление лидирующего положения России в тех технологических областях, которые сейчас являются наиболее прорывными в мире. В 2018 году мы запустили специальный венчурный фонд, сфокусированный исключительно на технологиях НТИ, элементы его мандата инкорпорированы еще в четыре фонда. Мы рассчитываем внедрять ген НТИ в большинство создаваемых нами фондов, стимулируя фонды рассматривать проекты, обладающие максимальным инновационным потенциалом и обоснованными международными амбициями.

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений