Государственные границы между Россией и Абхазией, Россией и Южной Осетией не нуждаются в признании со стороны третьих государств

Спецпредставитель президента России по делимитации и демаркации государственной границы РФ с сопредельными государствами-участниками СНГ Александр Головин рассказал о проблеме определения границ

Государственные границы между Россией и Абхазией, Россией и Южной Осетией не нуждаются в признании со стороны третьих государств
Государственные границы между Россией и Абхазией, Россией и Южной Осетией не нуждаются в признании со стороны третьих государств

Москва. 17 февраля. INTERFAX.RU - Определение границ России с ее ближайшими соседями нередко становится проблемным вопросом, затягивающимся на много лет. О разграничении Черного и Азовского морей между РФ и Украиной, статусе Каспия и проведении границ с новыми независимыми государствами – Абхазией и Южной Осетией - в интервью корреспонденту "Интерфакса" Тимуру Хурсандову рассказал спецпредставитель президента России по делимитации и демаркации государственной границы РФ с сопредельными государствами-участниками СНГ Александр Головин.

Александр Васильевич, украинская сторона неоднократно заявляла, что Россия пытается отнять часть территории Украины, передвигая линию границы в Азово-Керченской акватории. Какова реакция России на эти заявления?

МИД России уже неоднократно выступал с опровержениями утверждений украинской стороны о том, что мы куда-то передвигаем какую-то границу в Керченском проливе и в Азовском море. Нельзя передвигать то, чего нет.

Судите сами. В Договоре о российско-украинской границе от 28 января 2003 года зафиксировано, что урегулирование вопросов, относящихся к смежным морским пространствам – а речь идет об Азовском и Черном морях и Керченском проливе – осуществляется по соглашению между сторонами.

Кроме того, в Договоре между РФ и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива от 24 декабря 2003 года содержится положение, что Азовское море разграничивается линией государственной границы в соответствии с соглашением между сторонами. При этом урегулирование вопросов, относящихся к акватории Керченского пролива, осуществляется также по соглашению между сторонами.

Таким образом, в этих документах ничего не сказано о том, что такая граница в Азовском море или в Керченском проливе уже установлена. О ее наличии и прохождении еще предстоит договариваться. Для этого создан и работает специальный двусторонний переговорный механизм, в рамках которого обсуждается вопрос о делимитации в Азовском и Черном морях, а также проблематика использования Керченского пролива. Последнее, 30-е заседание делегаций России и Украины состоялось в Киеве 21-22 января 2009 года. Следующее пройдет в Москве в июне сего года.

Переговоры между Москвой и Киевом о разграничении Черного и Азовского морей уже несколько лет фактически не сдвигаются с мертвой точки. Может ли быть целесообразным решение этого вопроса в Международном суде ООН, как это сделали Украина и Румыния в случае с островом Змеиный?

По нашему мнению, возможности российско-украинского переговорного механизма далеко не исчерпаны. Делегации работают, постепенно продвигаясь вперед. Могу сказать, что по вопросу о делимитации Азовского моря диалог проходит в конструктивном ключе и перспектива достижения взаимопонимания просматривается. Есть смысл работать и далее в согласованном формате.

Каковы предложения России о принципах разграничения Черного и Азовского морей, а также Керченского пролива? Есть ли какие-либо подвижки по вопросу о единственном судоходном канале пролива - Керчь-Еникальском?

В вопросах разграничения Азовского и Черного морей российская сторона исходит из положений уже названных мною двусторонних договоров, опирается на принципы и нормы международного морского права, существующую международную практику в данной области.

К сожалению, все наши варианты урегулирования правового статуса Керченского пролива, а также предложения по Керчь-Еникальскому каналу украинская сторона пока отклоняет. Хотя еще в декабре 2003 года в совместном заявлении президента РФ и президента Украины по Азовскому морю и Керченскому проливу правительствами обоих государств было поручено создать совместную российско-украинскую корпорацию в целях сотрудничества в Азово-Керченской акватории, включая эксплуатацию Керчь-Еникальского канала.

В какие сроки планируется начать и завершить работу по определению границ с Абхазией и Южной Осетией? Какие меры в этом направлении необходимо принять в первую очередь?

Договорами о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и республиками Абхазия и Южная Осетия от 17 сентября 2008 года предусмотрено заключение соглашений о прохождении государственной границы РФ с этими странами.

Протяженность сухопутного участка государственной границы между РФ и Республикой Абхазия составляет 245 км, между РФ и Республикой Южная Осетия - 74 км. У России с Абхазией как между государствами со смежными побережьями предстоят также переговоры по разграничению морских пространств в Черном море.

В этом году планируется начать работу по международно-правовому оформлению российско-абхазской и российско-югоосетинской государственных границ. Намечать сроки ее завершения трудно, поскольку это зависит от большого числа факторов.

Каковы, по Вашему мнению, шансы на международное признание границ России с этими республиками?

Государственные границы между Россией и Абхазией, Россией и Южной Осетией не нуждаются в признании со стороны третьих государств. Во всяком случае в отношении сухопутных границ об этом можно говорить определенно. Соглашения об их прохождении будут иметь статус международных договоров.

Как продвигаются переговоры о разграничении Каспийского моря? Считает ли Россия необходимым обсуждать вопросы о поверхности моря и дну в комплексе или по отдельности?

Переговоры по Каспию ведутся в режиме регулярных встреч Специальной рабочей группы по определению правового статуса Каспийского моря на уровне заместителей министров иностранных дел прикаспийских государств. Последний раунд переговоров состоялся в декабре прошлого года в Астане, следующий планируется провести в порядке очередности в Москве в марте-апреле 2009 года.

При обсуждении проекта Конвенции о правовом статусе Каспийского моря стороны исходят из того, что режим использования поверхности моря и его дна должны быть определены в комплексе.

Как известно, РФ, Азербайджан и Казахстан уже заключили соглашения о разграничении сопредельных участков дна Каспия в целях недропользования. Надеемся, что и другие прикаспийские государства – Иран и Туркменистан – согласятся с таким подходом, позволяющим выйти на прагматичные и взаимовыгодные решения.

Что касается водной поверхности Каспия, то здесь на столе переговоров целый ряд предложений, в том числе вариант установления так называемых национальных морских поясов.

Есть ли согласие среди сторон о статусе Каспия? Сохраняется ли позиция о том, что море необходимо признать внутренним водоемом, и почему этот вопрос так важен?

Чтобы уйти от бесплодной дискуссии о том, чем является Каспийское море – морем, озером или еще чем-то – переговорщики выработали формулу, устраивающую все стороны.

Интервью

СПбМТСБ: Практики биржевой торговли лесопродукцией на экспорт в мире нет, идем первыми
Топ-менеджер СПбМТСБ: Покупатели топлива, как оказалось, могут представлять совершенно разные весовые категории
Максим Решетников: договоренности COP29 закрепили принцип равноправного доступа стран к инфраструктуре углеродных рынков
Первый зампред ВТБ: мы в следующем году увидим "принцип Анны Карениной" в действии
Академик Покровский: главное - обучить людей тому, как не заразиться ВИЧ-инфекцией и объяснить, что они подвергаются риску заражения
Глава "Деметра-Холдинга": российское зерно надо продавать напрямую
Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок