Посол Евросоюза в РФ: Россия и ЕС продолжат быть важными партнерами в сфере энергетики

Маркус Эдерер рассказал о том, есть ли перспективы нормализации отношений между двумя сторонами

Посол Евросоюза в РФ: Россия и ЕС продолжат быть важными партнерами в сфере энергетики
Посол Евросоюза в РФ Маркус Эдерер

Москва. 9 ноября. INTERFAX.RU - Посол Евросоюза в России Маркус Эдерер в интервью дипломатическому корреспонденту "Интерфакса" Морозовой Дарье рассказал о том, есть ли перспективы нормализации отношений между ЕС и Россией, готов ли Евросоюз участвовать в постконфликтном восстановлении Сирии, а также как ЕС готовится защитить свои компании, работающие с Ираном, в свете новых американских санкций.

- В последнее время среди стран-членов ЕС звучат заявления о необходимости отмены или ослабления санкций в отношении России, введенных в 2014 году в связи с событиями на Украине. Есть ли единство внутри Евросоюза по вопросу их автоматического продления? Видите ли вы перспективы пересмотра или отмены санкций в обозримой перспективе, а также восстановления российско-еэсовских отношений в обозримом будущем?

- Я бы не хотел сводить отношения Евросоюза и России исключительно к вопросу санкций. Большая часть наших отношений не пострадала. Это и программы приграничного сотрудничества, и студенческие обмены, и совместное решение различных задач в Балтийском регионе. ЕС по-прежнему является крупнейшим торговым партнером России, а компании стран-членов — основными инвесторами в российскую экономику. Кроме того, больше всего Шенгенских виз выдается именно россиянам: за прошедший год было выдано более 3,8 млн виз, что на 20 процентов больше, чем в 2016 году. При этом доля многократных виз составила 85 процентов. В то время как ЕС предпринимает шаги к дальнейшему упрощению процедуры выдачи виз, несмотря на приостановленный диалог с Россией о переходе к безвизовому режиму, с российской стороны, к сожалению, мы видим сокращение числа выдаваемых европейцам многократных виз и другие ограничения.

Что касается санкций, должен сказать, что санкции ЕС в отношении России имеют вполне определенную цель: это исполнение Минских соглашений. Таким образом, санкции не являются самоцелью, а всего лишь инструментом политики. Также хочу отметить, что санкции не продлеваются автоматически. Каждые полгода 28 стран-членов ЕС оценивают, есть ли прогресс в реализации Минских соглашений, и, исходя из этого, принимают решение о санкциях на основе консенсуса. Я знаю, что российская позиция заключается в том, что подобная ситуация является несправедливой, поскольку Украина не выполняет Минские соглашения, а санкции сохраняются в отношении России. На мой взгляд, на сегодняшний день у обеих сторон конфликта - и у Украины, и у России - не хватает политической воли для выполнения Минских соглашений, в частности договоренностей от февраля 2015 года. Помимо этого, обе стороны нарушают дух и букву этих соглашений. Позвольте привести несколько примеров. Свежий пример — это сбитый беспилотный летательный аппарат дальнего радиуса действия, который принадлежал Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ. Этот беспилотник в последние несколько недель регистрировал перемещение российских конвоев. Как стало впоследствии известно, устройство было обнаружено системой противовоздушной обороны и сбито. Это и есть нарушение Минских соглашений, поскольку это препятствует работе СММ ОБСЕ в соответствии с ее мандатом.

Другой пример нарушения Минских соглашений – это подготовка к проведению 11 ноября так называемых выборов в Луганске и Донецке. Эти шаги находят поддержку с российской стороны. В Минских соглашениях записано, что выборы могут происходить лишь в соответствии с украинским законом. Украина, как известно, выразила протест в связи с проведением так называемых выборов, и если они состоятся, они станут нарушением Минских соглашений. Эта же позиция была подтверждена 6 ноября в заявлении спецпредставителя действующего председателя ОБСЕ в Украине Сайдика. В данной ситуации я полагаю, что в конце этого года санкции в отношении России будут продлены.

Говоря о возможности восстановления отношений между Европейским Союзом и Россией в целом, стоит отметить, что негативное развитие ситуации вокруг конфликта в Украине дополняется другими недавними инцидентами. В частности, попыткой убийства Сергея Скрипаля в Солсбери с применением химического отравляющего вещества, а также попыткой кибератаки на офис ОЗХО в Гааге. Все эти случаи не способствуют восстановлению отношений ЕС и России до нормального уровня.

- Могли бы вы разъяснить принцип работы специального механизма расчетов с Ираном (SPV)? И будет ли он запущен к 5 ноября? Предполагает ли этот механизм взаимодействие с ним России и Китая?

- Учреждение специального механизма для расчетов преследует две цели: политическую и практическую. С политической точки зрения, ЕС, так же как и Россия и Китай, придерживается мнения о необходимости сохранения сделки с Ираном по ядерной программе – СВПД. Это сделка была единогласно одобрена решением СБ ООН. Евросоюз критически относится к решению США о выходе из договора по иранской ядерной программе. Сохранение договора СВПД отвечает жизненно важным интересам ЕС: мы не хотим иметь в соседнем с нами регионе Иран, обладающий ядерным оружием, точно также как мы не хотим, чтобы на Ближнем Востоке была гонка ядерных вооружений. Поэтому мы считаем необходимым сделать все для сохранения этого соглашения с Ираном, а также для сохранения экономических преимуществ, которые были обещаны этой стране в соответствии с договором. С этой целью ЕС принял ряд мер, в том числе начал разработку специального платежного механизма, идея создания которого приветствовалась на прошедшей на "полях" Генассамблеи ООН министерской встрече стран-участниц СВПД, в которой участвовали Китай и Россия. Этот механизм призван поддерживать и развивать платежные каналы для экспорта иранской продукции, в том числе экспорта нефти, а также импорта европейской продукции в Иран таким образом, чтобы европейские компании могли продолжать вести законный бизнес с этой страной. Я могу также процитировать слова госпожи (верховного представителя ЕС по иностранным делам – ИФ) Федерики Могерини. Она отметила, что специальный механизм расчета с Ираном может быть открыт для присоединения к нему других стран.

Обсуждение технических параметров создания этого механизма продолжается, и я полагаю, что этот механизм будет запущен в ближайшем будущем, в том числе по причине введения США новых санкций в отношении Ирана, что произойдет 5 ноября.

- Насколько важны для континента поставки энергоносителей из РФ и намерены ли европейцы сохранять стратегическое сотрудничество с Москвой на этом треке? Разработали ли имеющие бизнес в России европейские компании специальный механизм для защиты от санкций США, которые могут быть введены против российского энергетического и банковского сектора?

- Европейский Союз и Россия остаются и продолжат быть очень важными партнерами в сфере энергетики. В прошлом году на долю России пришлось 37 процентов импортируемого в ЕС газа. Столько же газа мы получаем из Норвегии. Кроме того, Россия поставляет около 30 процентов импортируемой ЕС нефти. В последние годы и Европейский Союз, и Россия инвестируют в диверсификацию: ЕС диверсифицирует источники энергоносителей, их поставщиков и маршруты их поставок, а Россия разрабатывает новые маршруты поставок, развивает производство сжиженного природного газа (СПГ) и экспорт энергоресурсов на восток, в Азию. На территории государств-членов ЕС создано почти 30 СПГ-терминалов, и мы ожидаем начала поставок газа по Южному газотранспортному коридору из Каспийского региона в 2020 году. В этом и заключается диверсификация, однако, как известно, нельзя в одночасье изменить выстраивавшиеся десятилетиями отношения в сфере энергетики. Поэтому я полагаю, что в течение еще некоторого времени ЕС и Россия будут взаимозависимы в энергетической сфере.

Я не буду строить догадки о том, что произойдет, когда и если США введут санкции в отношении российского энергетического и банковского сектора. Проблемы следует решать по мере их возникновения.

- Россия призывает европейских партнеров принять участие в восстановлении сирийской инфраструктуры и способствовать возвращению сирийских беженцев в свою страну без предварительных условий, согласны ли страны-члены ЕС с таким предложением?

- На сегодняшний день нельзя утверждать, что война в Сирии закончилась или что в стране установился мир. Например, посмотрите на ситуацию в Идлибе. И в этой связи я хочу задать вопрос: кто в здравом уме будет пытаться вернуть беженцев в страну, где еще идет война или где только что завершились военные действия, не предъявляя никаких предварительных условий? Именно поэтому ЕС придерживается критериев, которые разработаны Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев для подобных ситуаций. Речь идет о добровольном, безопасном и достойном возвращении беженцев. Что касается позиции России, призывающей содействовать восстановлению Сирии и возвращению беженцев без предварительных условий, я хотел бы обратиться к совместному заявлению по итогам встречи лидеров Германии, Франции, Турции и России в Стамбуле 27 октября. В нем страны не призывают к немедленному возвращению беженцев. Считаю, что выраженная в этом документе позиция очень близка той, которой придерживается Европейский Союз. Я цитирую: "(Лидеры – ИФ) Отметили необходимость создания условий по всей стране для безопасного и добровольного возвращения беженцев и внутренне перемещенных лиц (ВПЛ) в места их проживания в Сирии, подчеркнули, что возвращающимся нужно обеспечить безопасность в условиях вооруженного конфликта, защиту от политического преследования и произвольных арестов, а также гуманитарную инфраструктуру".

Когда речь заходит о восстановлении Сирии, то из отдельных заявлений складывается впечатление, что именно Европейский Союз должен нести исключительную ответственность за восстановление инфраструктуры, разрушенной во время войны, в которой ЕС не участвовал. ЕС не будет следовать в русле этой упрощенной логики. Когда настанет день начать восстановление в Сирии, ответственность за это должны будут взять на себя все основные мировые державы. При этом условии Европейский Союз готов принять участие в восстановлении инфраструктуры Сирии, но только тогда, когда в стране начнется подлинный инклюзивный политический процесс перехода при активном участии самих сирийцев и на основе резолюции 2254 СБ ООН и Женевского коммюнике. Очень важным шагом на этом пути — и это также было подтверждено на саммите в Стамбуле — будет создание Конституционного Комитета. Попытки создать этот комитет предпринимаются уже почти год, но президент Сирии Башар Асад блокирует эту работу. Пока все эти условия не будут созданы, будет сложно привлечь ЕС и его страны-члены к участию в восстановлении инфраструктуры Сирии.

- Правильно ли понимать в таком случае, что Евросоюз не намерен восстанавливать инфраструктуру в Сирии до тех пор, пока президент Башар Асад остается у власти в этой стране?

- Как я уже сказал, в Сирии должен начаться подлинный политический переходный процесс с участием всех сирийцев, осуществляемый при содействии ООН и на основе резолюции 2254 СБ ООН и Женевского коммюнике.

- Совет ЕС по иностранным делам 15 октября утвердил новый режим ограничительных мер с целью борьбы против использования и распространения химического оружия. Планирует ли ЕС в этой связи принимать какие-либо меры в отношении России, например вводить новые санкции, в связи с последними событиями в Солсбери и ситуацией вокруг деятельности российской военной разведки в Нидерландах и кибератаками?

- Для введения санкций Европейскому Союзу требуется законодательная база. Принятый новый режим ограничительных мер позволяет создать правовую основу для введения санкций в отношении организаций или индивидуумов, вне зависимости от их национальности и местонахождения, за производство и применение химического оружия. В последнее время мы стали свидетелями нескольких инцидентов с применением химического оружия. Один из них вы упомянули - это инцидент в Солсбери, но также были случаи применения химического оружия в Сирии, кроме того боевым химическим веществом был отравлен северокорейский гражданин - брат Ким Чен Ына (Ким Чен Нам был убит с помощью яда под названием VX, фосфороорганического боевого отравляющего вещества нервно-паралитического действия, в Кулуа-Лумпуре 14 февраля 2017 года – ИФ). Подобные инциденты отныне будут попадать под действие принятого Европейским Союзом законодательного акта. Этот механизм позволит странам-членам или Верховному представителю ЕС по иностранным делам и политике безопасности вносить на рассмотрение список тех, против кого могут быть применены ограничительные меры в связи с применением химического оружия, затем предложение должно быть единогласно одобрено на заседании Совета Европейского Союза. На данный момент никто в список не внесен.

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений