Следователь по делу Мусаева: никаких корыстных мотивов в его действиях не выявлено

Виталий Поливанов рассказал о ходе следствия в отношении бывшего мэра Махачкалы

Следователь по делу Мусаева: никаких корыстных мотивов в его действиях не выявлено
Бывший мэр Махачкалы Муса Мусаев
Фото: Сергей Расулов, NewsTeam/ТАСС

Москва. 15 октября. INTERFAX.RU - В понедельник Советский районный суд города Махачкала вынес первый приговор в серии "январских", или "дагестанских" дел. Все они возбуждены в отношении должностных лиц республики Дагестан, и все – по преступлениям, которые уголовный кодекс трактует как "Преступления против государственной власти".

Первым на скамье подсудимых оказался бывший мэр Махачкалы, 52-летний Муса Мусаев. Именно он открыл печальный список "январских дел" - глава города, избранный на этот пост 29 октября 2015 года, был задержан 19 января 2018 года.

Мусаев обвинялся в пяти преступлениях по статье "превышение должностных полномочий". Еще во время следствия сам Мусаев свою вину признал полностью, и попросил рассмотреть уголовное дело "в особом порядке" - то есть фактически без судебного следствия. Но это предусматривает наказание "ниже нижнего предела санкции", как говорят юристы - не более двух третей срока, предусмотренного в УК.

Суд должен был начаться 14 сентября, но Мусаева не смогли своевременно этапировать из СИЗО города Ессентуки, где он содержался под стражей, в столицу Дагестана – и по этой причине слушания начались только 2 октября. Впрочем, они были недолгими: на первом заседании стороны согласились с особым порядком, на втором прошли недолгие прения, и затем, 15 октября, был оглашен приговор: 4 года в колонии общего режима и лишение права занимать должности на государственной службе в течение трех лет (после истечения срока основного наказания).

В день вынесения приговора следователь по делу Мусаева, подполковник юстиции Виталий Поливанов, заместитель руководителя первого отдела Управления по расследованию особо важных дел Главного Следственного управления СКР по Северо-Кавказскому Федеральному округу дал "Интерфаксу" интервью, в котором рассказал подробности расследования.

Виталий Поливанов: Основанием для возбуждения уголовного дела стали материалы, направленные в Следственный комитет России из Федеральной службы безопасности и Генеральной прокуратуры. По ним проводились проверки, опрашивались люди – и, собственно, к 19 января уже складывалась картина злоупотреблений.

Изначально в отношении Мусы Мусаева было возбуждено пять уголовных дел, и все – по статье "превышение должностных полномочий". Каждое из них касалось выделения земельных участков в черте городского округа Махачкала юридическим и физическим лицам, причем по ценам в десятки раз меньше кадастровых. По четырем делам подозреваемым был только Мусаев, а вот в пятом он действовал совместно со своим заместителем, Курбаном Курбановым.

"Интерфакс": Можно ли поподробнее рассказать о каждом из этих эпизодов?

- Теперь можно.

Первое преступление было совершено Мусаевым и Курбановым совместно. 25 марта 2016 года Мусаев подписал подготовленное его заместителем постановление №235 "О предоставлении ОАО "Акционерный строительно-промышленный комплекс (АСПК)" в собственность земельного участка по ул. Крылова города Махачкалы". Согласно нему, земельный участок площадью 17 тысяч 464 квадратных метра был продан этому акционерному обществу за 1 миллион 139 тысяч 373 рубля. При этом кадастровая стоимость земли в тот момент составляла без малого 45 миллионов 575 тысяч рублей. Всего за 2,5 процента стоимости. Только в этот момент бюджет города недополучил 44 миллиона рублей.

При этом надо понимать, что Курбан Курбанов, заместитель Мусаева, действовал в интересах своего отца, Саид-Ахмеда Курбанова - генерального директора того самого ОАО "АСПК".

По этому уголовному делу обвинения предъявлены и Курбанову, но в отношении него расследование продолжается. Сам Курбанов свою вину полностью признает, он сейчас находится под подпиской о невыезде.

14 июня Муса Мусаев подписал постановление главы города №977 "О предоставлении в собственность земельного участка по улице Алиева" женщине-предпринимателю. Согласно него, участок площадью 315 квадратных метров и кадастровой стоимостью 3 миллиона 410 тысяч рублей был продан всего за 103 тысячи 809 рублей – то есть так же за 2,5 процента от цены.

Как установлено в ходе следствия, это распоряжение было подготовлено и подписано по просьбе родственника Мусаева – тот дружил с женщиной-предпринимательницей, и пообещал ей помочь.

Этот же родственник осенью 2016 года попросил у Мусаева продать участок ещё одному своему знакомому. И мэр Махачкалы 5 декабря 2016 года подписал распоряжение №2251. Таким образом участок на улице имени Дахадаева площадью 310 квадратных метров и кадастровой стоимостью 950 тысяч 798 рублей был отдан женщине-жительницы Махачкалы бесплатно.

30 мая 2017 года Мусаев передал своему знакомому в собственность участок площадью 106 квадратных метров на улице Аджиева всего за 281 тысячу рублей. Хотя в соответствии с Земельным Кодексом он обязан был организовать и провести торги – в таком случае бюджет получил бы сумму больше.

И, наконец, 8 июня 2017 года мэр Махачкалы Муса Мусаев подписал постановление №904, по которому земельный участок на улице Даниялова площадью 220 квадратных метров и кадастровой стоимостью 1 миллион 854 тысячи 835 рублей был так же без торгов передан Автономному некоммерческому образованию "Республиканский Центр "Молодое поколение".

- И каков же общий ущерб от действий Мусаева?

- По версии следствия, бюджет муниципального образования недополучил более 48 миллионов рублей, кроме того, из собственности города Махачкала были неправомерно исключены земельные участки общей площадью более 18 тысяч квадратных метров.

- Но изначально была озвучена другая сумма: Мусаев причинил городу ущерб на сумму более 80 миллионов рублей…

- Да, действительно. Первоначально в материалах фигурировали документы, в которых была указана рыночная стоимость земли. Но уголовное законодательство предусматривает, что все расчеты при определении размера вреда должны базироваться на кадастровой стоимости. Поэтому сумма ущерба в окончательном обвинении была изменена.

- Какова сейчас судьба этих участков?

- С целью возмещения причиненного ущерба они были своевременно арестованы, и все будут возвращены в собственность города. То есть фактически весь ущерб, нанесенный бюджету мэром Махачкалы Мусой Мусаевым полностью возмещен – благодаря своевременным действиям Следственного комитета РФ.

При этом отмечу: никаких корыстных мотивов в действиях Мусаева в ходе следствия не выявлено. Все эти распоряжения он подписывал либо по просьбам своих родственников и знакомых, либо по дружбе. Как сформулировано в обвинительном заключении: "из личной заинтересованности, обусловленной родственными и дружескими отношениями, и ложно понятых интересов муниципальной службы".

- В СМИ неоднократно звучали утверждения, что все действия Мусаева были направлены на поддержку членов так называемого "мекегинского клана" республики…

- В ходе следствия не выявлено каких-либо явных клановых отношений: все выгодопреобретатели относятся к разным тейпам республики. Речь идет именно о помощи друзьям и знакомым, причем помощи бескорыстной. И никак иначе.

- Как вел себя Мусаев во время следствия?

- На первоначальном этапе, сразу после задержания, он своей вины не признавал. По его версии, он просто подписывал подготовленные специалистами городской администрации документы. Мол, ежедневно через мои руки проходило от 120 до 700 разных бумаг, и вникнуть во все просто было нереально. А он "только верил людям". Но следствию удалось доказать, что по всем этим эпизодам Муса Мусаев лично давал распоряжения подготовить проекты, и сам называл суммы, которые надо было в них указать. Кроме того, были проведены почерковедческие экспертизы, которые доказали: документы Мусаев подписывал самостоятельно.

Будучи изобличенным, Мусаев полностью поменял тактику: он все признал, и, как говорится, раскаялся в содеянном. Более того – именно он помог изобличить своего заместителя. Именно на основании его показаний в июле 2018 года мы и смогли привлечь Курбана Курбанова к уголовной ответственности

- Были ли попытки оказать давление на следствие?

- Нет, ничего подобного не было.

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений