Главный редактор НТВ: мы не собираемся останавливаться на достигнутом

Александра Кошарницкая рассказала, как изменился канал с 90-х годов

Главный редактор НТВ: мы не собираемся останавливаться на достигнутом
Главный редактор НТВ Александра Кошарницкая
Фото предоставлено пресс-службой

Москва. 10 октября. INTERFAX.RU - 10 октября 25 лет исполнилось телеканалу НТВ. Все эти годы он уверенно входит в тройку лидеров российского телевидения. О том, как изменился канал с 90-х годов, устраивают ли его сегодняшние рейтинги, останутся ли в эфире криминальные сериалы, и чего ждать от нового сезона 2019 года, в интервью корреспонденту "Интерфакса" Оксане Олишевской рассказала первый замгендиректора, глава дирекции информации, главный редактор НТВ Александра Кошарницкая.

- Четверть века старейшему частному федеральному телеканалу - серьезный повод подвести промежуточные итоги и задуматься о будущем. Если проследить за НТВ, начиная с 90-х годов до сегодняшнего дня, трансформация очевидна. Как вы оцениваете эти изменения? Оправданы ли они с точки зрения рейтингов и финансовых показателей? Как вы сейчас себя позиционируете?

- "Старейший телеканал" звучит немного странно. С другой стороны, современной России меньше 30 лет. В этом смысле НТВ стал настоящим летописцем времени, смена эпох неизбежно отражалась и отражается на "картинке". Когда телекомпания начинала свою работу, конкуренция была несоизмеримо меньше. Сейчас у зрителей десятки и даже сотни каналов на выбор, и это только эфирное ТВ, а источников информации и развлечений бесчисленное множество.

Тем не менее, мы стабильно входим в тройку лидеров отечественного телерынка, что с учётом падения общего смотрения и фрагментацией аудитории является безусловным достижением. При этом НТВ повторяет гендерную пропорцию населения России: 45% мужчин и 55% женщин.

Новости и общественно-политические ток-шоу, сериалы и фильмы, развлекательные и познавательные программы, документальные и социальные проекты – все это часть НТВ сегодня. Меняется время, меняются интересы аудитории, меняемся мы. Неизменным остается то, что НТВ - это канал, который никого не оставляет равнодушным.

- Какова сейчас доля информационного вещания и развлекательного контента на телеканале? Оптимально ли это соотношение? Планируются ли концептуальные изменения в этом направлении?

- На данный момент у нас оптимально сбалансированная пропорция, отвечающая зрительским привычкам и конкурентному окружению. Информационные проекты НТВ были и остаются визитной карточкой канала, что подтверждается стабильно хорошим смотрением и высокой цитируемостью. Причем это справедливо как для проектов, которые уже давно и прочно завоевали места в топ-листах: "Сегодня", "Центральное телевидение", "Новые русские сенсации" (к примеру, доля последнего выпуска от 7 октября – 16,7 %, это 7 место в общероссийском ТОП-20 программ недели), так и для программ, которые появились на телеканале за последние 2-3 года, но уже стали лидерами своих временных слотов, а иногда и всего дня. Это программы "Место Встречи" и "Итоги недели".

Но мы не собираемся останавливаться на достигнутом. Канал это живой и развивающийся организм.

- Ожидать ли новых информационных или информационного-аналитических программ в новом сезоне? Может быть, политических ток-шоу?

- На данный момент сетка сбалансирована. Но информационная картина меняется слишком быстро. В следующем году будем запускать новые информационные проекты в digital. Но всех секретов никто не откроет, пока не будет необходимости. Так что, не допытывайтесь.

То, что мы готовы анонсировать из сезона 2018/2019 сейчас, это картина "Медное солнце" с Владимиром Машковым. Очень сильное кино и нетривиальный сюжет. Действие происходит в момент развала Советского Союза. В Средней Азии в условиях гражданской войны при эвакуации российских войск забывают военный оркестр. Также у нас стартует детектив "Ворона" – проект Валерия Тодоровского с Елизаветой Боярской и Анатолием Белым в главных ролях. А также фильм "Возмездие" с Павлом Прилучным в главной роли.

- 25 лет назад НТВ был главным информационным каналом страны. У вас была мощная школа тележурналистов, которая фактически являлась кузницей кадров для всего российского телевидения. Удалось ли сохранить традиции и высокую планку подготовки профессионалов?

- Безусловно, НТВшная школа - понятие не эфемерное. Высокие профессиональные стандарты, заложенные основателями информационной службы НТВ 25 лет назад, сейчас распространились и далеко за пределами телекомпании. Нтвшники работают практически во всех информслужбах, а некоторыми даже руководят.

Сейчас на НТВ много опытных профи, работающих на канале с момента его основания, но много и молодых, амбициозных репортеров, которые за короткий срок проникаются профессиональной атмосферой, и их стилистика очень быстро становится, что называется, нтвшной.

НТВ всегда дает возможность развиваться, расти, пробовать новые формы, в том числе, и за рамками новостей. Многие репортеры, пришедшие в свое время на НТВ совсем молодыми ребятами, сейчас делают свои авторские проекты и работают "за кадром".

- Сейчас все СМИ активно развивают digital направление. НТВ делает серьезную ставку на интернет-составляющую. Является ли для вас сайт и другие интернет-платформы способом продвижения контента телеканала или это самостоятельный продукт?

- И тем и другим! Говорить про ТВ в отрыве от интернета нельзя. Телевидение сейчас не ограничивается эфиром и экраном телевизора. Наш контент сейчас доступен когда угодно и где удобно. Безусловно, мы пользуемся интернетом, чтобы рассказать о телеэфире. Но по нашему опыту это важный инструмент не столько для привлечения аудитории, сколько для увеличения охвата. Мы видим, что есть пользователи, которые переходят в телезрителей, но гораздо больше таких, которые предпочитают традиционному телесмотрению "сети". Это не проблема, это возможность увеличить свою аудиторию. У нас это получается. Популярность НТВ в Интернете подтверждается огромным количеством контактов и посещений - более 350 млн в месяц. Что-то на основе эфира перерабатываем для интернета, а что-то производим с нуля и только для соцсетей.

В этом году мы выпустили новое приложение "25 лет НТВ". Календарь событий и история страны и мира в сюжетах НТВ за 25 лет. Проект приурочен к юбилею, но мы его продолжим, слишком хорошие отзывы, чтобы останавливаться.

- Насколько успешно вы развиваете данное направление, учитывая высокую конкуренцию в этой среде?

- Скажем так, это направление окупается и приносит прибыль. Мы не только развиваем привычные форматы, но и тестируем новые, экспериментируем с современными технологиями по доставке контента, расширяем каналы дистрибуции. Наш YouTube-аккаунт находится на 8-м месте по просмотрам среди всех российских аккаунтов на YouTube и на первом среди аккаунтов всех российских телеканалов. В целом контент НТВ в digital за последний год посмотрели более 2,5 миллиардов раз, это почти 7 млн. просмотров в день. Общее число подписчиков во всех соцсетях составляет более 7 млн. человек. Мобильное приложение НТВ собрало порядка 4 млн. скачиваний, а аудитория в месяц достигает 500 тысяч уникальных пользователей и 11 млн. сессий.

Сейчас у нас более 14 млн уникальных пользователей сайта. Осенью прошлого года мы стали первыми на отечественном ТВ, кто запустил и транслирует все орбиты прямого эфира, что положительно отразилось на росте просмотров прямого эфира. Словом, мы знаем, что в интернете нас любят и смотрят.

- По данным Mediascope, среднесуточная доля телеканала сейчас составляет 10,1%. НТВ входит в ТОП-5 рейтинговых каналов страны. Устраивают ли вас эти показатели? Есть ли у вас глобальная задача стать лидером телесмотрения? И какая цель по рейтингам на следующий год?

- Важное уточнение - НТВ входит в топ-3 по аудитории 18+. А в мужской аудитории мы на первом месте и наша доля среди мужчин 18+ составляет 10,4% (за период январь-сентябрь 2018).

"Итоги недели" с Ирадой Зейналовой очень быстро вышла на лидирующие позиции, доля достигает 16,6%, программа неоднократно становилась лучшим информационным проектом недели среди итоговых. "Место встречи" с Андреем Норкиным - лучшее в своем слоте, максимальная доля доходит до 17,6%. Перечислять можно долго и это не только информационные проекты, но и сериалы, развлекательные программы и программы об образе жизни.

При этом, на канале присутствует абсолютно разная аудитория. Есть тайм-слоты и программы, в которых НТВ является лидером телесмотрения в молодой аудитории. Например, суббота и воскресенье (с 10.20 до 14.00), когда на канале идут лайфстайл-проекты, НТВ остаётся самым популярным каналом в аудитории 14-44 (10,7%), а его доля среди россиян 25-54 достигает 12,1%.

- Какая доля телеканала должна быть в 2019 году?

- Сейчас доля НТВ - более 10%. В условиях падения общего телесмотрения, стабильность – это уже положительная динамика. На данный момент мы придерживаемся рамок утвержденной стратегии.

- От НТВ, несмотря на объявленный "уход от агрессии", пока не отстает ярлык телеканала с "криминальным сериальным контентом". В дневном эфире у вас по-прежнему "Улицы разбитых фонарей", по вечерам новые сериалы про оперативников, карманников и адвокатов. Это сознательный шаг по удержанию жанровой ниши? И насколько это оправдано с точки зрения рейтингов?

- А чем плохи остросюжетные сериалы? Это один из самых востребованных жанров и не только в России. Криминальные драмы и полицейские сериалы пользуются популярностью во всём мире. Причин, по которым НТВ должен отказываться от такого контента, мы не видим. Другое дело, что у этого жанра есть, назовем их, поджанры, и с ними канал тоже работает – шпионские, исторические, триллеры и даже мистика. Например, недавний хит НТВ – "По ту сторону смерти" стал лидером среди праймовых сериалов с долей 14,4 %, а в интернете собрал уже больше 45 млн просмотров. А сейчас в эфире идет "Динозавр" – лидер прайм-тайма осеннего сезона. Первые две серии прошли с долей 18,6%. Сериал с прекрасным актером Андреем Смирновым, и это точно не "кровавая драма", а практически криминальная комедия. Успех у зрителя очевиден.

Но канал НТВ это не только сериалы. И не только информационные программы. У нас очень много развлекательного контента. Программы выходного дня пользуются популярностью у зрителя: "Главная дорога" и "Первая передача", "Дачный ответ" и "Квартирный вопрос", "Чудо техники", "Своя игра", "Секрет на миллион" - это самостоятельные и успешные бренды.

Огромное значение мы придаем развитию социальных проектов. В следующем году выйдет новый сезон проекта "Ты супер!" - проект для детей, оставшихся без попечения родителей. Совсем скоро мы запустим очередное новогоднее роуд-шоу: вместе с Дедом Морозом звезды НТВ путешествуют по России, посещают детские дома и исполняют заветные новогодние желания.

За прошлый год в эфир НТВ вышло более 80 сюжетов о людях, нуждающихся в помощи. Благодаря нашим телезрителям мы смогли собрать 270 миллионов рублей для благотворительных фондов.

- В этом телесезоне в эфир вновь вернулось популярное политическое ток-шоу "Место встречи" с Андреем Норкиным. Вместе с тем, за ним закрепилась слава скандального телеведущего, и телеканалу даже пришлось в начале года извиняться за его поведение. Означает ли возвращение в эфир, что его стиль ведения программы помогает НТВ конкурировать с аналогичными ток-шоу на других каналах?

- "Место встречи" - один из самых рейтинговых проектов канала, лидер дневного эфира. Изначально "Место встречи" и задумывалось как авторское ток-шоу, в котором у Андрея Норкина есть своя позиция по каждой обсуждаемой теме. И он ее не скрывает. А наоборот отстаивает. Иногда получается слишком эмоционально, да. Но здесь нельзя забывать, что это прямой эфир. Огромный накал. В студии одновременно находятся и спорят люди порой с диаметрально противоположными взглядами. Андрей каждую тему пропускает через себя. Но, все-таки, программу Норкина смотрят не в ожидании чего-то скандального, а потому что он мастерски модерирует дискуссию и держит аудиторию. Зритель это ценит, цифры это подтверждают.

- А после той ситуации был ли разговор с телеведущим, установлены ли какие-то рамки эмоционального поведения в эфире?

- Безусловно, мы поговорили с Андреем после инцидента, и он очень сожалеет о случившемся. Кроме того, он принес официальные извинения.

- Очередной телесезон только начался, но наверняка вы уже думаете о будущем. Не готовите ли новую стратегию развития канала? Какие глобальные задачи ставите? И какие конкретные изменения могут произойти: новые проекты, новые медийные лица, новые жанры?

- НТВ никогда не стоит на месте и всегда экспериментирует с новыми формами и жанрами, развивает уже существующие. Это касается и общественно-политического, и информационного, и развлекательного вещания. В этом сезоне мы также представляем разнообразный премьерный контент. Некоторые новые проекты уже в эфире, какие-то представим чуть позже. Например, новый сезон уже ставшего брендом вокального конкурса "Ты супер!". Мы обновили формат флагманского субботнего проекта "Центральное телевидение" с Вадимом Такменевым. Его хронометраж увеличился вдвое. Теперь "ЦТ" - это еженедельный информационно-развлекательный журнал, который как всегда в прямом эфире выходит из новой высокотехнологичной многофункциональной студии.

Также будут новые сериалы и новые программы. Как говорится: "Оставайтесь с нами. Оставайтесь на НТВ".

Интервью

Глава департамента ЦБ: Инфляция - как лучи света: пока они доходят до нас, ситуация на Солнце может измениться
СПбМТСБ: Практики биржевой торговли лесопродукцией на экспорт в мире нет, идем первыми
Топ-менеджер СПбМТСБ: Покупатели топлива, как оказалось, могут представлять совершенно разные весовые категории
Максим Решетников: договоренности COP29 закрепили принцип равноправного доступа стран к инфраструктуре углеродных рынков
Первый зампред ВТБ: мы в следующем году увидим "принцип Анны Карениной" в действии
Академик Покровский: главное - обучить людей тому, как не заразиться ВИЧ-инфекцией и объяснить, что они подвергаются риску заражения
Глава "Деметра-Холдинга": российское зерно надо продавать напрямую
Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть