Глава ОСК: авианосец "Адмирал Кузнецов" после ремонта послужит лет двадцать
Алексей Рахманов рассказал об участии корпорации в Петербургском международном экономическом форуме
Москва. 23 мая. INTERFAX.RU - Глава Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов рассказал обозревателям "Интерфакса" Ольге Фиалкиной и Павлу Коряшкину об участии ОСК в Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), перспективах гражданского судостроения и некоторых военных проектах. Рахманов также сообщил о разработке ТТХ подлодки пятого поколения "Хаски" и пообещал, что характеристики ядерной подлодки-беспилотника останутся тайной.
- Алексей Львович, какие встречи и переговоры ОСК намерена провести в рамках ПМЭФ? Планируется ли подписание контрактов?
- Встреч и переговоров запланировано немало, насчет контрактов – тоже их ждем. Тема международного сотрудничества, в том числе, с европейскими компаниями вновь станет одной из ключевых. А накануне ПМЭФ состоялся визит в нашу страну канцлера ФРГ Ангелы Меркель. И мы, конечно, надеемся, что он способствует оживлению отношений с немецким бизнесом и в нашей судостроительной сфере.
Со своей стороны планируем подписать в дни форума соглашение о сотрудничестве с Восточным комитетом германской экономики. Будут и другие соглашения – в том числе с регионами России, например, с Ярославской областью. Это позволит включить в кооперацию новые компании из разных регионов, расширит список наших поставщиков.
Кроме того, проведем в "нулевой" день форума "круглый стол", посвященный сотрудничеству российских специалистов с коллегами из европейских стран и государств Евразии. Будем обсуждать стратегию в наших новых реалиях. А в дни работы самого ПМЭФ состоится отдельная панельная дискуссия "Ресурсы и экономика мирового океана". Похоже, такое обсуждение на форуме пройдет впервые, и его тоже инициировали мы.
- С точки зрения новых заказов и планов – какие акценты корпорация сделает в гражданском судостроении?
- Акценты у нас остаются прежними: мы продолжим строительство ледокольного флота и возрождение круизного. У нас большой портфель заказов по рыболовным судам, обширная программа строительства сухогрузов и танкеров. Продолжится и разработка автономных необитаемых подводных аппаратов, профиль которых – поиск полезных ископаемых на континентальном шельфе в Северном Ледовитом океане.
- Как вы оцениваете загрузку предприятий ОСК заказами? Сколько кораблей и судов – военных и гражданских - планируется передать заказчику в этом году?
- Что касается загрузки верфей, то могу сказать, что стапельное расписание по нашим предприятиям сформировано до 2020 года, а во многих случаях и до 2025 года.
По ГОЗу в этом году мы сдадим корабли, срок сдачи которых в прошлом году по разным причинам "сдвинулся вправо". Плюс, конечно, никто не снимал с нас обязанности исполнить сдаточную программу нынешнего года.
Ну и по гражданскому направлению планируем передать заказчикам полтора десятка судов, среди которых сухогрузы, танкеры (в том числе ледового класса), рыболовное судно и несколько ледокольных судов. Кстати, мы нуждаемся в более точных прогнозах о потребностях в гражданских судах. Например, сегодняшняя потребность в круизных лайнерах – это 10-12 судов проекта PV 300. Но в перспективе заказов может быть и больше. И к ним тоже нужно готовиться заранее.
- Вы говорили, что переговоры с хорватской Kermas по продаже контроля в финской судоверфи Arctech Helsinki Shipyard находятся на финальной стадии. Какова оценочная стоимость продаваемого пакета в 55% акций? Когда ожидается закрытие сделки?
- Находимся на финальной стадии совершения этой сделки. Вернемся к этому чуть позже.
- В начале года ОСК подписала меморандум о сотрудничестве с индийской судостроительной Cochin Shipyard Limited (CSL). Как Вы в целом оцениваете перспективы сотрудничества с Индией в области гражданского и военного судостроения? Что будем строить?
- В феврале нынешнего года с Cochin Shipyard Limited (CSL) - крупнейшей индийской судостроительной компанией – нами был подписан меморандум о сотрудничестве. Мы договорились о совместном участии в проектировании, разработке и строительстве современных судов для внутренних водных путей и каботажных перевозок Индии. В частности, речь идет о создании высокоскоростных судов класса "река-море", сухогрузов, круизных и пассажирских судов, танкеров и судов на воздушной подушке.
- Каковы перспективы судостроительного завода "Красные баррикады" (Астрахань) после вхождения в корпорацию? Нормализовалась ли ситуация на заводе? Кто может выступить заказчиком строительства судов транспортного флота?
- В настоящий момент вхождение "Красных баррикад" в состав корпорации еще не произошло. Экономическая ситуация на заводе, вы знаете, остается непростая. При этом мы рассчитываем на то, что переговоры с одним из потенциальных заказчиков позволят нам возродить и это предприятие. Давайте дождемся середины лета.
- Ранее отмечалось, что перспективы строительства атомного ледокола "Лидер" мощностью 120 МВт можно будет оценить после испытаний головного ледокола мощностью 60 МВт. В начале мая начались швартовые испытания ледокола "Арктика", как они прошли? Можно ли уже оценить перспективы и делать выводы по более масштабным ледоколам?
- То, что вы называете швартовыми испытаниями, проводится у причальной стенки, и это лишь начало длинного пути, на котором будут по мере готовности проверяться системы и механизмы. Про ходовые качества "Арктики" мы узнаем в свое время. Это по определению не может произойти завтра.
- В целом, какие перспективы ОСК видит в секторе гражданского судостроения с учетом развития Арктики и Севморпути?
- Балтийский завод продолжает строительство трех универсальных атомных ледоколов проекта 22220. И в перспективе они призваны заменить три из четырех действующих сегодня судов. При этом ввод в строй "Арктики", "Сибири" и "Урала" (даже с учетом продолжения эксплуатации существующих ледоколов) лишь частично обеспечит перспективное развитие Севморпути. Для обеспечения круглогодичной навигации по всему маршруту потребуются атомные ледоколы нового поколения типа "Лидер", способные преодолевать льды толщиной более 2 м со скоростью 10-12 узлов.
Модернизация Северной верфи ведется именно с тем прицелом, чтобы на ее мощностях можно было изготовить и спустить на воду корпус перспективного атомного ледокола "Лидер" (возможно, с последующей достройкой на Балтийском заводе, имеющем опыт и отлаженную кооперацию, а также всю необходимую инфраструктуру и лицензии для строительства надводных судов с ядерной энергетической установкой).
Среди перспективных проектов назову строительство в интересах "Газпрома" ледостойкой платформы и блок-кондукторов для месторождения "Каменномысское – море" и строительство для "НОВАТЭКа" металлических секций и блоков для завода по сжижению газа "Арктик СПГ-2". Предполагается также строительство дрейфующей полярной арктической станции "Северный полюс" и научно-исследовательских судов для Росрыболовства.
- И напоследок несколько вопросов по военной тематике. Недавно объявили о начале модернизация авианосца "Адмирал Кузнецов"? Это будет глубокая модернизация? Сколько корабль сможет быть в строю после ремонта?
- "Кузнецов" был спущен на воду в декабре 1985 года, то есть ему уже более 30 лет. Как вы понимаете, с тех пор технологии ушли далеко вперед, так что любая модернизация по определению будет глубокой.
Как минимум, будет замена всех котлов и части оборудования корабля. Предполагается, что после проведения всех работ срок службы крейсера продлится еще порядка на 20 лет.
Хотя, конечно, срок эксплуатации кораблей зависит от тех задач, которые будут перед ними ставиться.
- В апреле вы сказали, что аванпроект подлодки пятого поколения будет доработан с учетом замечаний военных. У них серьезные замечания? Когда может начаться техническое проектирование?
- Разработка ТТХ новой лодки уже ведется. Проектирование "Хаски", как и определение ее облика, завершены. Вся остальная информация, как вы понимаете, закрыта.
- Когда примут на вооружение ядерную подлодку-беспилотник, о которой президент сказал в послании Федеральному собранию?
- В своем послании президент лишь намекнул на некоторые особенности подобных аппаратов. И это один из случаев, когда широкая огласка характеристик субмарины не предполагается в принципе.