Эстония не видит угрозы широкомасштабного военного нападения, но укрепляет вооруженные силы

Министр обороны Эстонии Яак Аавиксоо рассказал о путях и целях укрепления армии этой страны

Эстония не видит угрозы широкомасштабного военного нападения, но укрепляет вооруженные силы
Эстония не видит угрозы широкомасштабного военного нападения, но укрепляет вооруженные силы

Москва. 27 января. INTERFAX.RU - Правительство Эстонии приняло на минувшей неделе разработанную министерством обороны "Программу развития военной обороны на 2009-2018 годы". О том, как будет выглядеть эстонская армия в ближайшее 10-летие министр обороны Яак Аавиксоо (Jaak Aaviksoo) рассказал собственному корреспонденту "Интерфакса" в Эстонии Аркадию Присяжному.

Что легло в основу программы?

Ее составление шло довольно долго, но все же гораздо быстрее, чем во многих других государствах. Обычно такой процесс занимает 3-4 года, у нас ушло меньше времени. Тем не менее, мы постарались учесть все основополагающие военные, военно-политические и оборонно-политические вызовы и решения на предстоящее десятилетие.

Прежде всего, в ней учтено наше членство в коллективной обороне в рамках НАТО, принцип неделимости нашей общей безопасности. Мы продолжим смешанную модель построения вооруженных сил: наряду с профессиональной составляющей сохранится и срочная служба по призыву.

Второе важное решение касается структуры Сил обороны. В основных чертах она не изменится по сравнению с тем, какой была до сих пор: остаются сухопутные силы и их костяк пехотная бригада. Сохраняются военно-воздушные силы, на которые в основном возлагаются задачи по контролю и охране воздушного пространства, а также военно-морские силы, которые призваны, прежде всего, обеспечивать противоминную безопасность. Но в дополнение к противоминным кораблям прибавятся скоростные катера для выполнения определенных специфических задач.

На правительственном уровне были рассмотрены и изучены возможные риски безопасности. Мы сошлись во мнении, что в контексте недавних международных событий военная оборона Эстонии будет отвечать возможным вызовам.

Кто же может олицетворять эти вызовы безопасности?

По понятным причинам стратегические оценки и возможные сценарии угроз являются секретными. Но в общих словах можно сказать, что в нынешней среде безопасности для Эстонии как члена НАТО мы не видим угрозы широкомасштабного военного нападения.

Учитывался ли при подготовке программы опыт последних военных конфликтов и, в частности, российско-грузинского?

Естественно, мы учитывали его при оценке факторов угрозы и изучали накопленный в ходе конфликта обеими сторонами конкретный опыт. Но эти измерения при составлении программы не носили принципиального характера ни при оценке угрозы, ни при выработке конкретных направлений.

Участвовала ли Эстония в поставках Грузии вооружений или техники двойного назначения?

Могу подтвердить, что, насколько я знаю, оружия Эстония Грузии не поставляла. Правда, у нас велась подготовка специалистов пользоваться техникой, которая не подпадает под ограничения.

В связи с этим как вы относитесь к решению российской стороны объявлять бойкот и прочие санкции к странам, поставляющим Грузии вооружение и технику двойного назначения? Эта позиция учтена при разработке программы?

Я знаю об этой позиции, и мы ее будем учитывать при разработке планов оборонного взаимодействия. В то же время Грузия является для Эстонии партнером по оборонному сотрудничеству. Но оно осуществляется не в форме поставок вооружений и техники двойного назначения, и мы продолжим поддержку Грузии совместно с другими нашими партнерами. Мы убеждены, что поддержка развития демократии в Грузии означает и поддержку ее обороноспособности. Это отвечает общим интересам.

Чему отдается приоритет в развитии военной составляющей государственной безопасности?

Для определения приоритетов на правительственном уровне с привлечением министерства обороны, главного штаба Сил обороны, полиции безопасности, департамента информации (так в Эстонии называется орган внешней разведки - ИФ), главного штаба военизированной добровольческой организации "Кайтселиит" (Kaitseliit) был проведен военный оперативный анализ.

На его основании одним из главных приоритетных направлений мы сочли развитие систем управления войсками, разведки, наблюдения и связи.

Значительно окрепнет воздушная оборона. Предполагается в ограниченном объеме приобрести мобильные системы ПВО среднего радиуса действия, а также пополнить ПВО ближнего радиуса действия. В ПВО среднего радиуса войдут системы наблюдения и управления, а также ракетные комплексы, способные сбивать самолеты на расстоянии и высоте в несколько десятков километров. Если системы малого радиуса предназначены для защиты отдельных объектов или частей, то среднего радиуса - для защиты от воздушных угроз целого города и его окрестностей. Поскольку средние системы ПВО будут мобильными, то их можно будет использовать как для защиты Большого Таллина, так и воздушного заграждения в конкретных районах боевых действий. Для этого создается отдельная часть в рамках ВВС.

Дополнительно под эти нужды будут приобретены радарные системы среднего радиуса действия. Они необходимы также для взаимодействия с самолетами НАТО, базирующимися в Балтии.

Планируется также увеличить число ракетных комплексов ПВО малого радиуса действия Mistral и 23-мм зенитных орудий. Такие комплексы станут как составными частыми пехотной бригады, так и будут созданы дополнительные подразделения ПВО для охраны воздушного пространства в военных округах, которых у нас четыре.

ВВС пополнятся также тактическими транспортными средствами - многофункциональными вертолетами.

Но в центре внимания остаются сухопутные войска и их стержень - пехотная бригада, созданная на базе существовавших ранее пехотных батальонов. Кроме повседневного несения службы, на нее возложена и задача по подготовке резерва.

Большие дебаты в эстонском обществе вызвали планы закупки танковых подразделений. До сих пор, если не ошибаюсь, в составе Сил обороны были только бронетранспортеры "Pasi" производства Финляндии?

Бронетранспортеры находятся на вооружении разведывательного батальона, полностью укомплектованного профессиональными солдатами и используются для транспортировки военнослужащих. Нам же нужны машины для боя: танки или боевые машины пехоты. Программой предусмотрено закупить такое вооружение и подготовить соответствующие кадры для отдельной части в масштабах до батальона. Кстати, создание механизированных подразделений станет самой затратной статьей программы.

Планируется приобретение и дополнительных противотанковых средств, прежде всего гранатометов и ракетных комплексов Milan.

Какие изменения ожидаются в численности и качестве подготовки личного состава?

С учетом демографического положения Силы обороны Эстонии относительно небольшие - сейчас в них служит около 3000 профессиональных военнослужащих. Через десять лет их число увеличится до 4000. Число призывников останется примерно таким же - около 2500 и Эстония останется единственной из стран Балтии, где сохранится призыв на срочную службу.

Не исключено, что вместо нынешней модели срочной службы в 8 и 11 месяцев мы за образец возьмем финскую модель 6-9-12. То есть, рядовой состав будет служить 6 месяцев, специалисты 9 месяцев, младшие офицеры и командиры взводов из числа призывников - 12 месяцев. Но быстро перейти к такой системе трудно, и ее можно будет осуществить не ранее 2014 года. Мы вернемся к этому вопросу в 2012 году.

На случай военного времени к концу планируемого периода личный состав вооруженных сил с нынешних 16 тысяч вырастет до 25 тысяч, плюс "Кайтселиит", на который будут возложены в основном охранные и тыловые функции. Он останется территориальным оборонительным компонентом.

Когда составлялась программа, в эстонском обществе велась активная дискуссия о возможности применения Сил обороны в полицейских операциях, в частности, для разгона несанкционированных акций населения, массовых беспорядков и тому подобное. Предусматривает ли программа наделение вооруженных сил полицейскими функциями?

Эта программа составлена при ясном понимании, что военные усилия развиваются только в целях защиты государства на случай войны. В то же время, действительно, в Эстонии объектом дискуссии является использование в определенных ситуациях Сил обороны и "Кайтселиита" для охраны стратегических объектов, охраны иностранных гостей и еще в некоторых случаях. Я бы обратил внимание только на одно обстоятельство: при проведении больших международных мероприятий на высшем уровне требование к охране зарубежных партнеров объективно превышают возможности полиции. Поэтому мы рассматривали привлечение "Кайтселиита" для охранных мероприятий в статусе помощников полицейских. Но в любом случае, привлеченные подразделения будут подчинены полиции и их права будут ограничены правами полиции.

В программе отдельной строкой выведена авиабаза в Эмари (Amari) под Таллином. Можно ли предположить, что размещенные сейчас в Литве самолеты НАТО будут переброшены на эту базу, или сюда будут доставлены какие-то дополнительные самолеты, или же база будет использоваться НАТО как "аэродром подскока"?

Наверняка в Эмари будет создана возможность для приема и обслуживания подобных самолетов. Никаких намерений перебазировать самолеты из Литвы в Эстонию или доставки новых авиационных частей на постоянной основе нет.

Во что обойдется реализация этих планов?

Предпосылкой их выполнения станет увеличение оборонных расходов к 2010 году до 2 процентов от валового внутреннего продукта, после чего военные расходы останутся на этом уровне.

Всего же оборонные бюджеты в целом за предстоящие десять лет составят около 60 миллиардов крон (4 млрд евро), или по 6 миллиардов крон в год. Но это приблизительные цифры. В немалой степени они зависят от инфляции, годового ВВП и тому подобного.

Около 40 процентов пойдет на закупку вооружений, остальное на повседневную деятельность Сил обороны и "Кайтселийта", содержание личного состава.

Ведется ли сейчас оборонное сотрудничество между Россией и Эстонией и предусмотрено ли программой подобное взаимодействие?

Формализованного сотрудничества нет, и я думаю, что по этой части было бы хорошо начать хотя бы с консультаций по укреплению мер взаимного доверия.

В Эстонии только что прошли политические консультации министерств иностранных дел Эстонии и России. По данным МИД Эстонии, в различной степени готовности находится около 20 межгосударственных договоров и соглашений, по которым нужно вести переговоры. Есть среди них соглашения, касающиеся военного сотрудничества?

По моим данным, такого договора нет, контакты с российскими военными были неформальными в рамках различных международных встреч. Я думаю, что мы должны двигаться в сторону консультаций и обмена информации. Необходимо обязательно инвестировать в климат доверия.

Эстония неоднократно выражала протест в связи с нарушениями ее воздушного пространства российскими военными самолетами. Ситуация не улучшается?

Воздушные границы Эстонии дают определенную свободу толкования, и мы работаем над тем, чтобы неясные места были устранены. Тем не менее, нарушения не носили на сто процентов злонамеренного характера. Сейчас эта ситуация улучшилась значительно, и я думаю, что тому помогли с одной стороны как более эффективный контроль за воздушным пространством, улучшение систем наблюдения, так и предпринятые внешнеполитические шаги с другой.

Вы имеете в виду эстонско-финляндско-российское соглашение взаимодействии по предотвращению подобных инцидентов?

Практическая работа над ним ведется как в юридическом, так и техническом планах. Я верю, что вопрос о нарушениях воздушного пространства сейчас не является источником напряженности, он отошел в область двустороннего сотрудничества и поиска выхода из сложившейся ситуации.

Около трети населения Эстонии составляют русскоговорящие люди, многие из которых имеют эстонское гражданство. А сколько русскоязычных граждан проходит срочную службу в Силах обороны и как им служится?

Мы не ведем статистики ни по национальному составу, ни даже по языку. Но по визуальным оценкам, около трети.

В Силах обороны нет конфликтов на национальной почве?

Я не знаю, чтобы были конфликты, которые могли бы превысить новостной порог. Но в разговорах между собой мне доводилось слышать, что у военнослужащих из русскоговорящей среды дисциплина и мотивация порой даже выше и их отношение к службе даже более ответственное, чем зачастую среди эстоноязычных призывников. Мне кажется, что мы не должны преувеличивать возможность конфликтов или различий на национальной почве.

В России очень большой отклик вызвало ваше недавнее высказывание о необходимости наращивания военного потенциала, если эстонцы не хотят, чтобы 20 процентов из них оказались в Сибири или были уничтожены. Можно ли расценивать в связи с этим новую программу как имеющую антироссийскую направленность?

Это наша история. Я вхожу в число тех, кто был вынужден на примере своих родственников испытать то, что случилось после договора 1939 года о советских военных базах в Эстонии и в 1940-1950-е годы. Отсюда и такое эмоциональное отклонение. Я думаю, умный читатель поймет, что это было сказано не для запугивания, а скорее для того, чтобы мы знали, какой была история и что угрозы потери независимости никогда не исключены. Этот эмоциональный взгляд назад нельзя произвольно расширять на вызовы. Повторюсь, Эстония как член НАТО в настоящее время не видит угрозы широкомасштабного военного нападения.

Интервью

СПбМТСБ: Практики биржевой торговли лесопродукцией на экспорт в мире нет, идем первыми
Топ-менеджер СПбМТСБ: Покупатели топлива, как оказалось, могут представлять совершенно разные весовые категории
Максим Решетников: договоренности COP29 закрепили принцип равноправного доступа стран к инфраструктуре углеродных рынков
Первый зампред ВТБ: мы в следующем году увидим "принцип Анны Карениной" в действии
Академик Покровский: главное - обучить людей тому, как не заразиться ВИЧ-инфекцией и объяснить, что они подвергаются риску заражения
Глава "Деметра-Холдинга": российское зерно надо продавать напрямую
Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок