Сергей Лавров: мы смотрим на территориальную целостность Сирии как на абсолютную необходимость

Глава российского МИД ответил на вопросы "Интерфакса" о ситуации в Сирии и развитии отношений с США

Сергей Лавров: мы смотрим на территориальную целостность Сирии как на абсолютную необходимость
Сергей Лавров
Фото: ТАСС, Александр Щербак

Москва. 27 ноября. INTERFAX.RU - Глава МИД РФ Сергей Лавров в интервью "Интерфаксу" подтвердил принципиальную позицию Москвы о необходимости сохранения территориальной целостности Сирии, назвал "конструктивным" настрой нового посла США в РФ и не исключил возможность недопуска американских дипломатов на избирательные участки на предстоящих президентских выборах в России.

- Сергей Викторович, скоро в России пройдут президентские выборы. В прошлом году наших дипломатов не допустили на избирательные участки в ходе президентских выборов в США. Мы ответим зеркально? Информировали ли уже об этом американскую сторону, например, через посольство?

- Я не думаю, что об этом нужно какие-то уведомления распространять, потому что пока еще нет фамилий, нет обращений от тех стран, которые хотели бы направить наблюдателей от тех организаций, которые хотели бы направить наблюдателей. Но, безусловно, граждане государств, которые не пускают наших граждан, будут, наверное, не очень здесь приветствоваться. И соответствующие решения будут приняты.

- Отслеживает ли в принципе российская сторона контакты нового американского посла в РФ, в том числе с представителями оппозиции?

- Мы за послами не следим. Мы исходим из того, что посол направлен от любой страны для того, чтобы в том государстве, где он аккредитован, стремиться находить точки соприкосновения и развивать отношения - отношения теплые, добрые, взаимовыгодные, самое главное. Пока мы видим конструктивный настрой посла Хантсмана. Я с ним встречался, достаточно подробно говорил, он также был принят в целом ряде наших других ведомств, включая министерство обороны, другие наши структуры. В том, что касается его запросов на дополнительные встречи, мы выдерживаем паритет с тем, как принимают в Соединенных Штатах нашего нового посла Анатолия Антонова. Пока, повторю, оба посла демонстрируют настрой на поиск конструктивных идей, которые весьма востребованы в этой непростой ситуации. Надеюсь, что возобладает стремление извлекать выгоду, а не вредить нашим отношениям.

- Исходя из нынешней ситуации в Сирии, в том числе с учетом курдского фактора, возможно ли сохранить территориальную целостность Сирии без федерализации? Как в Москве смотрят на такой вариант устройства этой страны?

- Мы смотрим на территориальную целостность Сирии как на абсолютную необходимость. И никто пока еще, и я надеюсь никогда, не скажет о том, что этот принцип подвергается сомнению. Он закреплен в резолюциях Совета Безопасности ООН, он подтвержден сейчас в ходе сочинского саммита президентов России, Ирана и Турции. Он подтвержден и в ходе многочисленных заседаний различных форумов по Сирии, будь то под эгидой ООН, будь то под эгидой других структур, включая региональные структуры, таких как Лига арабских государств и других организаций.

О том, какой будет Сирия, кроме того, что она должна быть суверенной, единой и территориально целостной, решать самим сирийцам. Резолюции Совета безопасности ООН, наши договоренности в рамках Астанинского формата нацелены на то, чтобы начать прямой диалог между правительством и всем спектром оппозиции. И в резолюции 2254 записано, что только сами сирийцы будет определять судьбу своей страны.

Поэтому идеи о государственном устройстве необходимо обсуждать в рамках межсирийского диалога, который, после многих безуспешных попыток под эгидой ООН, удалось все-таки стимулировать через создание Астанинского процесса, где впервые правительство и вооруженная оппозиция сели за одни стол переговоров, и который (прямой диалог) прямо вытекает из требований Совета безопасности ООН.

Сейчас, как вы знаете, саммит в Сочи президентов Путина, Рухани и Эрдогана выступил с инициативой созвать Конгресс сирийского национального диалога, где главным вопросом будет реформа конституции и подготовка на этой основе выборов – и парламентских, и президентских. Но решать все это может только сирийский народ. И Конгресс, предлагаемый нами, это одна из форм продвижения к этой цели. Надеемся, что это будет вкладом в переговоры, которые под эгидой ООН планируется возобновить в Женеве.

- Удастся ли провести Конгресс национального сирийского диалога до конца года?

- Сроки Конгресса, как вы могли заметить из заявления президентов по итогам трехстороннего саммита в Сочи, определятся по согласованию сторон, и об этом будет объявлено дополнительно.

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений