Глава МИД Эстонии: Россия не выполняет Минские договоренности, ЕС должен продлить санкции

Свен Миксер объяснил позицию ЕС по ситуации на Украине и оценил успехи Киева в проведении реформ

Глава МИД Эстонии: Россия не выполняет Минские договоренности, ЕС должен продлить санкции
Свен Миксер
Фото: Reuters

Москва. 8 февраля. INTERFAX.RU - Эстония считает, что Европейский союз должен усилить санкции против России в случае, если ситуация на востоке Украины будет ухудшаться. Чем вызвана такая балтийского позиция государства, корреспонденту "Интерфакса" Аркадию Присяжному рассказал министр иностранных дел Свен Миксер (Sven Mikser).

- Господин министр, на встрече министров иностранных дел государств Европейского союза вы высказались за ужесточение санкций против России, если ситуация на Востоке Украины будет ухудшаться. То есть вы считаете виновными в обострении поддерживаемых Москвой ополченцев? Однако из мест, охваченных новым кризисом, доносятся разные оценки, кто виноват в ухудшении положения. Если виноваты киевские власти, а миссия ОБСЕ не исключает, что танки и ракетные системы были размещены в районе Авдеевки именно украинской армией, вы будете по-прежнему настаивать на ужесточении санкций против России?

- Всем понятно, что в ситуации, когда идут боевые действия, ведется обмен огнем, положение все время меняется. Но это ни в коем случае не должно затенять общую картину, мы должны постоянно помнить, почему были установлены санкции в отношении России.

Есть разные санкционные пакеты. Один из них касается аннексии Крыма, которая, с точки зрения международного права и при ясном понимании Эстонии, нелегальна. И чтобы появилась реальная причина для пересмотра или отмены этого пакета санкций, следовало бы устранить данную несправедливость, то есть восстановить территориальную целостность Украины. В связи с отмечаемой в марте третьей годовщиной незаконной аннексии Крыма необходимо поддерживать эту тематику в повестке дня Европейского союза.

Второй пакет связан с деятельностью России на Востоке Украины. Как известно, Россия вела себя там как государство, поддерживающее очень разными способами так называемых сепаратистов . Чтобы продвигаться вперед в этой части, или пересмотреть режим этих санкций, Россия должна выполнить взятые на себя обязательства. Но Россия взятые на себя обязательства не выполнила.

Санкции, установленные против агрессора, их отмена, зависят от того, возместил ли агрессор нанесенный ущерб, выполнил ли он взятые на себя обязательства. Это позиция Эстонии, она неизменна. Когда мы не видим готовности Москвы выполнять Минские договоренности и даже наоборот, видим движение в противоположном направлении, то этого нельзя недооценивать. Ситуация очень серьезная, заслуживает международного осуждения. Международная общественность должна быть готова отреагировать. Мы уверены, что у санкций есть учитываемое влияние в обуздании амбиций России, так что это влияние нельзя недооценивать.

- А выполняет ли, на ваш взгляд, Минские договоренности украинская сторона?

- Когда поднимают вопрос, сделала ли все необходимое со своей стороны и Украина, выполнила ли она взятые на себя обязательства по Минским договоренностям, то нужно учитывать, что мы, с одной стороны, говорим об агрессоре, а с другой стороны - о жертве.

До тех пор, пока военная деятельность на востоке не прекратится, реализация реформ в Киеве будет затруднена, особенно если мы говорим о реформах, связанных с Минскими договоренностями.

В Брюсселе, на встрече глав МИД, отмечалось, что, несмотря на тяжелое положение, Украина добилась успехов в области реформирования государства, в экономическом, финансовом, энергетическом секторах. Правда, ей важно быстро провести необходимые изменения в судебной системе, в борьбе с коррупцией и создании лучшего бизнес-климата. Эстония продолжит оказывать ей помощь в проведении реформ.

- Предложение ужесточить санкции в случае ухудшения ситуации - это инициатива только Эстонии, или она была согласована с ближайшими соседями, например, с Латвией и Литвой?

- Позиции Эстонии и наших балтийских соседей никогда не были далеки друг от друга. Что касается Украины, то мы всегда поддерживали Украину. Мы всегда считали, что пока Россия не выполнит взятые на себя обязательства, международному сообществу следует оказывать давление на Россию, чтобы она выполняла свои обязательства. И мы все выступаем за поддержание Украины в проведении реформ и в решении сложных социально-экономических вещей. Так что у нас нет различий во взглядах. Я высказываю позицию Эстонии, все 28 министров государств Евросоюза консультируются между собой, но не говорим от имени друг друга.

- А как быть с США? Президент Дональд Трамп в недавнем интервью Fox News сказал, что ему не все понятно, что происходит на Украине. А если он разберется и вдруг смягчит позицию США, Эстония учтет это изменение или ее позиция останется по-прежнему жесткой?

- Позиция Эстонии и ЕС была и есть принципиальной и основополагающей. До сих пор администрация США разделяла ее, ЕС и США вели себя в отношении Украине одинаково. И если посмотреть, что говорит новый посол США в ООН, что говорит лидер республиканского большинства в сенате, то можно сделать вывод, отношение США драматически не изменится. Я бы не стал здесь спекулировать на вещах, которые еще не произошли, и которые на сегодня еще не предполагаются.

- Сейчас можно услышать, что все активнее говорят, что Минские соглашения не действуют и нужно активнее продвигаться вперед в т.н. Нормандском формате. Вы с этим согласны?

- Вопрос не столько в форматах, сколько в готовности выполнять ранее принятые обязательства. Позиция Евросоюза заключается в том, что для предотвращения эскалации необходимо обеспечить доступ миссии ОБСЕ к неконтролируемым центральной властью Украины территориям. Более широкие полномочия должна получить миссия Евросоюза. И если мы видим, что сепаратистские группировки не желают сотрудничать с международными организациями, а готовность российской стороны повлиять на них очень невелика, то мы должны не обвинять согласованные форматы, а посмотреть на людей, которые хотят или не хотят выполнять договоренности.

- Можно услышать подчас, и что вопрос по Украине можно было бы решить в увязке с решением других проблем…

- Нельзя увязывать с другими проблемами. Какие это проблемы? Раздавались высказывания, что можно было бы увязать вопрос по Украине с участием России в борьбе с международным терроризмом, или, например, с ядерной тематикой. Позиция Эстонии и ЕС ясна: украинский вопрос – это отдельный вопрос. Территориальная целостность и суверенитет Украины – это темы, по которым нельзя отступать ни на шаг назад, отходить от уже обговоренного сотрудничества.

Интервью

Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений
Основатель ГК "Монополия": пока у нас "средневековый" рынок, регулирующий себя смертями и возрождением