Президент Южной Осетии: наши приоритеты будут смещаться в сторону экономического и социального развития

Леонид Тибилов рассказал о политической ситуации в республике и о том, что финансовая помощь от России в ближайшие годы снижаться не будет

Президент Южной Осетии: наши приоритеты будут смещаться в сторону экономического и социального развития
Леонид Тибилов
Фото: Reuters

Москва. 20 декабря. INTERFAX.RU - Президент Южной Осетии Леонид Тибилов в интервью "Интерфаксу" подтвердил, что намерен участвовать в президентских выборах 2017 года, рассказал о политической ситуации в республике, о том, что финансовая помощь от России в ближайшие годы снижаться не будет, реализации инвестпрограммы и своем видении отношений с Грузией.

- Леонид Харитонович, вы решили участвовать в 2017 году в президентских выборах, когда официально будет назначена дата выборов и объявлен старт предвыборной кампании?

- В соответствии с конституцией Республики Южная Осетия, выборы президента назначает парламент. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее 70 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах президента является второе воскресенье месяца, в котором проводились предыдущие выборы президента. Это, с учетом недавних поправок принятых парламентом в выборное законодательство, попадает на 9 апреля 2017 года. Как только будет принято решение парламента о назначении даты выборов и опубликовано в СМИ, тогда и начнется предвыборная кампания и регистрация кандидатов в президенты.

Да, на недавней встрече с молодежью Юга и Севера Осетии я поделился своим решением пойти на второй президентский срок. Конституция мне это позволяет.

- В 2012 году вы стали президентом. Как изменилась республика с тех пор? Все ли задуманное получилось?

- Я убежден в том, что действующий политик, тем более в моем статусе, не может утверждать, что у него абсолютно все получилось. Такой подход часто приводит к самоуспокоению и снижению требовательности к себе и своей команде, чего я никогда не допущу. Да, можно уверенно говорить о том, что за минувшие 5 лет мы добились хороших результатов. Они налицо, и не видеть их могут только необъективные, безответственные люди или же недоброжелатели народа Южной Осетии. В 2012 году в республике царила разруха - политическая и бытовая. Мы все помним, в каком состоянии находился Цхинвал. Ведь в городе не было ни одной благоустроенной улицы, люди буквально тонули в море грязи и пыли. Посмотрите на Цхинвал сегодня: он преобразился, и это самым хорошим образом сказалось на настроении людей. Чистые улицы, восстановленные здания, строящиеся здания театра и университета, детские сады, школы - можно долго перечислять то, что было сделано. Не меньше внимания уделяется и районам республики: построены дороги, электрифицированы отдаленные села, восстановлена инфраструктура, систематически решаются вопросы с водоснабжением. Вся эта колоссальная работа будет продолжена. Многие ведь уже и не верили, что в процессах восстановления возможен качественный сдвиг. Но сравните Южную Осетию конца 2016 года и Южную Осетию 2012 года: это в буквальном смысле две большие разницы. Что еще более важно, принципиально - поменялся настрой наших граждан - сегодня они более уверенно смотрят в будущее.

Вместе с тем, мы вступаем в новый этап развития нашего государства, и связан он с вопросами воссоздания экономики Южной Осетии, созданием рабочих мест в республике и привлечением инвестиций. На эту тему у меня была беседа и с президентом России Владимиром Путиным. Могу сказать, что намерения и подходы руководства Южной Осетии встретили в лице Владимира Владимировича полную поддержку. Наши приоритеты будут неизбежно смещаться в сторону вопросов экономического и социального развития, повышения эффективности работы государственных институтов. Для меня, как президента, важно благосостояние каждого отдельного гражданина Южной Осетии, и я прекрасно понимаю, что без развития экономики, ни о каком благополучии говорить не приходится. Это новая амбициозная цель, но у меня нет никаких сомнений в том, что мы ее достигнем.

Что касается политического кризиса, последствия которого мы преодолевали после 2011 года, то здесь моя задача как президента была предельно конкретной: добиться гражданского согласия и стабильности. Иначе ни о каком восстановлении, ни о каком строительстве говорить не приходилось. С первого дня работы в должности президента я не делил людей на "своих" и "чужих", не касался их политических предпочтений. Всем политическим силам Южной Осетии была предоставлена возможность своей работой показать, насколько они способны участвовать в решении важнейших для народа республики задач. Я принимаю в расчет только уровень профессионализма, деловые качества и желание работать. Наверно, именно такой подход и позволил обеспечить стабильность политического процесса в Южной Осетии, что было крайне необходимо как для народа республики, так и для России.

- Вы собираетесь в ближайшее время принять кадровые решения, касающиеся возможной отставки правительства или отдельных чиновников?

- Отвечу коротко: новые задачи развития требуют новых подходов, идей и темпов работы. Есть объективная необходимость перемен, и президент будет принимать соответствующие кадровые решения.

- Недавно прошло очередное заседание Межправкомиссии России и Южной Осетии. Что сделано за этот год в рамках инвестпрограммы и как в дальнейшем будет оказываться помощь республике, учитывая, что эта программа завершается в 2017 году?

- 16 декабря прошло заседание Межправительственной комиссии, на котором мы совместно с вице-премьером российского правительства Александром Хлопониным, министром по делам Северного Кавказа Львом Кузнецовым, коллегами из администрации президента, российских министерств и ведомств подвели итоги уходящего года и определились с планами на будущее. Могу сказать, что объем финансирования программ развития Южной Осетии со стороны России и в 2018, и в 2019 году снижаться не будет. Соответствующая работа была проведена на самом высоком уровне, и я благодарен руководству России и президенту Путину за поддержку и доверие, оказанное республике и лично мне.

Минувший год был крайне насыщенным: продолжилось благоустройство улиц Цхинвала и строительство театра, началось строительство университета. Возведен крайне важный для республики объект - здание детской больницы. Продолжается восстановление и строительство жилья, серьезный объем работ был выполнен в рамках Инвестиционной программы в районах республики. Есть подвижки в развитии реального сектора экономики: к реализации инвестиционного проекта по переработке мяса индейки в Южной Осетии приступил наш земляк и известный российский бизнесмен Вадим Ванеев. В целом мы заканчиваем 2016 год с ощутимыми положительными результатами, а доверие народа Южной Осетии и поддержка России позволяет с уверенностью сказать: в 2017 году нам удастся сделать еще больше.

- Сколько жилья построено на территории Южной Осетии в рамках выделенных Россией средств по трехлетней инвестпрограмме?

- В рамках трехлетней инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию Южной Осетии за эти три года (2015-2017 гг.) в республике будет построено 38,5 тысяч кв.м. жилья. Из них порядка 5 тысяч кв.м. построено уже в 2015 году, а до конца текущего года - 29 тыс. кв.м. и около 8 тыс. кв.м. будет построено в следующем году. На эти цели в инвестпрограмме мы заложили более одного миллиарда рублей.

- На какой стадии работа по реализации пунктов договора о союзничестве и интеграции, подписанном с Россией в 2015?

- Единое оборонное пространство с Россией надежно обеспечивает безопасность наших границ. Россия оказывает масштабную, многоплановую помощь для социально-экономического развития Южной Осетии. В рамках подписанного с Россией договора о союзничестве и интеграции уже подписаны соглашения: о порядке формирования и деятельности Совместного информационно-координационного центра органов внутренних дел и его полномочиях, о порядке интеграции таможенных органов республики с таможенными органами РФ, о порядке, условиях софинансирования за счет средств РФ и сроках (этапах) повышения заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений республики, о порядке, условиях и сроках (этапах) повышения уровня пенсионного обеспечения граждан РФ, постоянно проживающих в республике.

В рамках договора подписаны планы мероприятий по реализации задач по развитию сферы образования, по оказанию помощи республике в реализации программы развития культуры, искусства, меморандум и план мероприятий по оказанию помощи в реализации программы развития спорта и туризма.

С учетом позиции российской стороны, приостановлена работа по двум проектам соглашений: Соглашение о порядке вхождения отдельных подразделений органов безопасности республики в состав органов безопасности РФ, предусмотренное ч.2 ст.2 договора, и Соглашение о мерах по обеспечению свободного пересечения российско-югоосетинской государственной границы, предусмотренное ч.2 ст.3 договора.

Ведется активная работа по проекту Соглашения о порядке вхождения отдельных подразделений Вооруженных сил республики в состав Вооруженных сил РФ, о порядке их функционирования, применения и обеспечения и проекту Соглашения о софинансировании расходов по поэтапному повышению материально-технического обеспечения ОВД, денежного довольствия и социальных гарантий работников ОВД .

Все остальное зависит от нашей воли, мудрости, готовности прилагать усилия для достижения намеченных целей, обеспечения процветания страны.

Отношения с Россией всегда были приоритетными для республики. В то же время Южная Осетия активна и на международной арене.

- Каковы основные направления внешней политики Южной Осетии?

- Безусловно, у Республики Южная Осетия самые тесные отношения с Российской Федерацией. Полным ходом идет интеграция между нашими государствами, развиваются политические, дипломатические, социально-экономические и культурные отношения, Россия обеспечивает безопасность Южной Осетии и ее границ.

Мы развиваем отношения с государствами, признавшими нашу независимость - Никарагуа, Венесуэла, Науру и другими странами, со всеми, кто стремится установить с нами дружеские и равноправные отношения. Мы прилагаем усилия, чтобы круг стран, признавших наше государство, расширялся, чтобы в мире лучше и больше узнали Южную Осетию. Однако пока встречаемся с нежеланием Запада увидеть правду о Южной Осетии. Исходя из своих интересов, прежде всего, Запад, поддерживая так называемую "территориальную целостность Грузии", пытается считать Южную Осетию частью Грузии.

Учитывая, что Южная Осетия, Абхазия, Приднестровье и Нагорный Карабах решали одинаковые задачи и во многом были связаны общностью политических судеб, отношения между ними государствами сложились крепкие и их можно назвать давними. Уже с начала 90-х годов они развиваются динамично как на двусторонней, так и многосторонней основе. Были заключены Договора о дружбе и сотрудничестве, функционируют дипломатические представительства. Еще в 2000 году был создан Совет министров иностранных дел четырех республик, создано Сообщество за демократию и права народов.

- Как вы относитесь к идее возвращения республике исконного названия – Алания? Возможен ли референдум по этому вопросу?

- Мы планируем собрать политический совет при президенте республики, пригласить политические партии и общественные организации, которые не входят в этот совет. Здесь мы и обсудим вопрос переименования. Решением политсовета этот вопрос будет вынесен на референдум. Так как переименование - это вопрос конституции, без референдума будет невозможно обойтись. Заседание политсовета пройдет в середине января, тогда и будет принято решение - в какой форме и когда пройдет плебисцит.

- Какими в перспективе вы видите отношения Южной Осетии и Грузии?

- Право на независимость и свободу должно быть у каждого народа и это неоспоримо. Если народ в результате свободного волеизъявления может высказать свое стремление к независимости, то это должно уважаться. И Грузия должна согласиться с этим. Как политик, в данном случае, президент страны я понимаю, что Грузия - сопредельное государство, и должны быть взаимоотношения в будущем. Но для этого необходимы определенные шаги. И они должны исходить оттуда. До сих пор Грузией не подписан документ, который бы обязывал эту страну впредь не нападать на наши страны - Южную Осетию и Абхазию. Нас это серьезно настораживает, и мы не исключаем, что Грузия может вынашивать намерения силовым путем решать свои государственные задачи.

Что касается грязных информационных атак, то методы нам всем давно известны, ими пользуется не только Грузия. Мы все видим, как умеючи наши заокеанские "друзья" перевирают информацию, складывающуюся во всем мире, выдавая и навязывая всем свою линию. Но, слава Богу, мир разумен.

Интервью

Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений
Основатель ГК "Монополия": пока у нас "средневековый" рынок, регулирующий себя смертями и возрождением
CEO "Технологий ОФС": РФ активно наращивает число скважин, чтобы в нужный момент быстро увеличить добычу нефти
Глава Центра правовой помощи гражданам в цифровой среде: сто процентов подготовленных нами исков удовлетворяются судами
Антон Котяков: сегодня происходит серьезная трансформация в навыках и компетенциях работников