Министр экономики Франции: французские предприниматели не будут долго раздумывать над покупкой активов в России
Мишель Сапен прокомментировал санкционную политику ЕС и идею экономического пространства от Лиссабона до Владивостока
Москва. 30 ноября. INTERFAX.RU - В преддверии визита в Москву министр экономики и финансов Франции Мишель Сапен в интервью специальному корреспонденту "Интерфакса" Дарье Морозовой рассказал о состоянии российско-французских экономических отношений и их перспективах на 2017 год, дал оценку последствиям Brexit для отношений ЕС и РФ, а также рассказал об интересе французских инвесторов к российскому рынку.
- Господин министр, чего как вы оцениваете нынешнее состояние франко-российских экономических контактов, на каком уровне находится товарообмен между странами и вырос ли он в этом году, каковы ваши прогнозы на 2017 год? С чем вы едете в Москву, что ожидаете и какие встречи намерены провести?
- Мой визит в Москву является продолжением многих визитов министров, которые были организованы в последние годы, самый недавний из них был связан с пребыванием в Москве две недели назад Тьерри Мандона, государственного секретаря, занимающегося вопросами высшего образования и исследований. Первая задача моего визита в Москву – это продолжение насыщенного политического диалога между Францией и Россией, несмотря на разногласия по определенным темам, например, по Украине или Сирии. Я бы даже сказал, что чем существеннее разногласия, тем важнее для обеих сторон возможность сотрудничества, для совместного поиска решений и преодоления подобных разногласий.
Вторая важная цель: подготовка к проведению франко-российского совета по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам, (CEFIC) важной площадки ведения диалога в этих областях между Францией и Россией. Возобновление заседаний этой важнейшей площадки наших двусторонних отношений в январе 2016 года показывает, насколько Франции важны экономические контакты с Россией, и что она верит в будущее российской экономики, несмотря на кризис. Я проведу очередное заседание CEFIC в Париже в начале года. Для подготовки этого заседания я встречался с г-ном Дворковичем, заместителем Председателя правительства, и г-жой Набиуллиной, Председателем Центробанка. Другие министерские встречи пока находятся в стадии подготовки.
Кроме этих политических встреч у меня будет возможность встретиться с представителями французского бизнес сообщества; в МГУ имени Ломоносова я прочитаю лекцию о будущем Европы; приму участие в праздновании 25-летия Французского университетского колледжа, блистательного проекта, созданного благодаря интуиции Андрея Сахарова и Марека Альтера и, конечно, встречусь с представителями российского гражданского общества. Конечно, с 2014 года торговые отношения между Францией и Россией несут отпечаток международных санкций против России и контр санкций, примененных Россией. Однако, именно сильная рецессия, отмеченная в России в 2015 году, резкое падение цены на нефть и последовавшая резкая девальвация рубля, оказали влияние на наши отношения. Состояние наших отношений в 2017 году будет зависеть от возможности экономического подъема России, – которого я искренне желаю – и от изменений цен на нефть, которые, как вы знаете, трудно предугадать.
- Каково ваше видение отношений между Европой и Россией в 2017 году, стоит ли ожидать в 2017 году снятия антироссийских санкций и позитивной динамики отношений?
- Санкции не являются самоцелью, президент Французской Республики много раз повторял это, однако их снятие зависит от реализации минских соглашений. Эту позицию Европейский союз поддерживает единогласно.
Конечно, реализация минских договоренностей зависит как от Украины, так и от России. Так называемый нормандский формат призван следить за этим. Будем оптимистами, активными, и продолжим вместе создавать условия для снятия санкций. Однако не стоит ограничивать взаимоотношения между Европейским Союзом и Россией только нашими разногласиями по украинскому кризису.
Европейцы едины в отношении России: они стремятся к возобновлению диалога и углубленного сотрудничества во всех сферах (экономике, энергетике, правах человека, безопасности) и полны решимости быть требовательными в своем подходе, как и Россия в своем. Мы убеждены, что необходимо уважать право каждой европейской страны и каждого народа свободно решать вопрос о своих взаимоотношениях с Европейским Союзом.
И в 2017 году Европа останется главным экономическим партнером России. В сфере энергетики ЕС остается главным клиентом и незаменимым партнером для модернизации российских производящих отраслей; это касается инвестиций, передачи технологий, исследований, обучения. На долю ЕС приходится примерно 50% внешней торговли России и 75% ее прямых иностранных инвестиций. Если мы не рассматриваем "территории с упрощенной системой налогообложения", то в этом году Франция лидирует по показателям прямых иностранных инвестиций в Россию.
В этой ситуации Франция и ее партнеры намерены проводить политику создания прочного общего экономического пространства от Лиссабона до Владивостока, с учетом интересов заинтересованных государств. Я надеюсь, что в 2017 году мы продвинемся вперед в этом направлении.
России повезло, и у ее границ расположен европейский рынок, имеющий 500 миллионов потребителей и занимающий второе место в мире по показателю ВВП.
- Считаете ли вы, что решение Великобритании по выходу из Евросоюза дестабилизировало экономику Европы? Каким образом это решение может повлиять на экономику Франции? Может ли выход Великобритании их ЕС стать той силой, которая приведет к нормализации отношений с Россией?
- Для нас во Франции Brexit был большим разочарованием. Но это выбор большинства британцев. Мы знаем, что в дальнейшем это решение будет иметь тяжелые последствия для британской экономики и потребует возобновления европейского строительства. Мы уважаем решение выйти в будущем из Евросоюза. Честно говоря, я не вижу, в чем Brexit может иметь позитивное влияние на наши отношения с Россией. Российская экономика, в которой важнейшее место занимают добывающие отрасли, заинтересована в наибольшей открытости международных рынков. Если Великобритания выходит из общего рынка, ей придется заключать новые торговые соглашения с партнерами. Я не уверен, что в этом случае Россия будет среди британских приоритетов, и что эта ситуация в итоге окажется более выгодной для российских предприятий. Для Европы эта энергия необходимой работы, посвященной переговорам по Brexit, может помешать развитию отношений с другими партнерами.
Европейская интеграция является для нас основным политическим проектом со времен Второй мировой войны, в частности, с момента подписания Римского соглашения, 60-летие которого мы будем отмечать в следующем 2017 году. Мы знаем, что он обеспечил нам мир и процветание и продолжает оставаться не только региональной моделью интеграции, но и привлекательным проектом, о чем свидетельствуют немалые усилия некоторых наших соседей по вступлению в ЕС. Это уникальный экономический и политический союз, предполагающий тесное сотрудничество, и не имеющий аналогов в мире.
16 сентября в Братиславе прошел саммит 27 стран, он был посвящен общему анализу современного состояния Евросоюза и рассмотрению нашего общего будущего. Мы взяли на себя обязательство по предоставлению нашим гражданам в ближайшие месяцы концепции привлекательного Евросоюза, способного вызывать их доверие и поддержку. У нас есть желание и возможности добиться этого. В Братиславе мы приняли дорожную карту, в которой определены задачи и предложены способы их достижения в следующих областях: 1) Миграционные процессы и внешние границы, 2) внутренняя и внешняя безопасность и 3) социально-экономическое развитие, молодежная политика.
- Вам известно об аресте и скандальной отставке министра экономического развития России г-на Улюкаева. Какова реакция французских предпринимателей и инвесторов?
- Это внутреннее дело России, мне бы не хотелось комментировать это.
- Заинтересованы ли французские инвесторы в покупке российских активов? Устранены ли препятствия для участия французских банков в финансировании "Ямал СПГ"? Заинтересованы ли французские компании участвовать в проекте "Арктик СПГ 2"? Считает ли вы выгодным строительство "Северного потока 2", где участвуют французские компании? Найдена ли схема их участия?
- В принципе я не вижу никаких причин, по которым французские инвесторы отказывались бы от покупки российских активов: российская экономика – это рынок в 143 миллиона человек, где существуют различные возможности, в том числе, по созданию новых рынков. Нынешний экономический кризис носит временный характер, кроме того, на будущий год ожидается выход из рецессии. Россия крупная развивающаяся страна, что означает, что в среднесрочной перспективе показатели экономического роста будут выше, чем у самых развитых стран. Для российских предприятий это означает более значительный рост их товарооборота, высокую рентабельность и более быстрый возврат инвестиций. Однако, чтобы российские активы были привлекательны для инвесторов, нужно, чтобы было, что продавать, и продажи эти были открыты для всех покупателей, в том числе, иностранных; а сама процедура покупки открытой, прозрачной и честной. В такой ситуации, в случае совпадения со стратегией предприятий, французские предприниматели не будут раздумывать: примером может быть недавно объявленное участие компании "Рено" в увеличении капитала "АвтоВаза", составляющее более 350 миллионов евро инвестиций.
СПГ Ямал – это важнейший проект франко-российского сотрудничества между компаниями Total и "НОВАТЭК". Российские, французские и китайские акционеры приняли решение дополнить свои вклады схемой международного банковского финансирования. Предусмотрены транши европейского финансирования проекта, под французские и итальянские государственные кредитные гарантии, при наличии российских, китайских и японских займов. Я лично дал принципиальное согласие на участие агентства COFACE, действующей от имени государства в этом важнейшем проекте, чтобы поддержать экспортные контракты многих французских компаний (Тоталь, Текнип, Винчи-Антрепоз/TMSI); таким образом, мне бы хотелось отметить интерес французских властей к промышленному партнерству между российскими и французскими предприятиями, которое может быть распространено на другие схожие проекты.
Проект "Северный поток 2" – это частный торгово-промышленный проект. И предприятия, которые намерены в него инвестировать, должны рассмотреть насколько намеченный уровень рентабельности соответствует ожиданиям акционеров. Что касается привлечения частного финансирования крупнейшими компаниями, нам следует подождать их официальных сообщений.