Полпред РФ при ОДКБ: В Ереване лидеры стран ОДКБ сфокусируют внимание на борьбе с терроризмом
Виктор Васильев рассказал о совместных шагах членов организации по борьбе с международным терроризмом
Москва. 13 октября. INTERFAX.RU - 14 октября в Ереване состоится саммит Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), которая объединяет Армению, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Россию и Таджикистан. Лидеры стран ОДКБ, как ожидается, утвердят Стратегию коллективной безопасности Организации на период до 2025 года. О том, какие еще решения будут приняты на встрече в верхах, рассказал в интервью корреспонденту "Интерфакса" Александру Корзуну Полномочный представитель Российской Федерации при ОДКБ, посол по особым поручениям МИД РФ Виктор Васильев
- Виктор Львович, в свое время вы сообщали, что на сессии Совета коллективной безопасности (СКБ) ОДКБ осенью будет утверждаться Стратегия коллективной безопасности Организации на период до 2025 года. Будут ли в этом документе учитываться решения июльского саммита НАТО в Варшаве о военном сдерживании РФ и наращивании с этой целью военного потенциала альянса в Восточной Европе?
- Действительно, процесс согласования Стратегии завершается, и мы рассчитываем на то, что в ходе сессии Совета коллективной безопасности 14 октября в Ереване президенты подпишут этот документ.
Работа была сложной, она включала различные направления деятельности организации – внешнеполитическое, военное, вопросы, связанные с борьбой с терроризмом. Все они отражены в проекте Стратегии.
Что касается реакции на решения саммита НАТО, то я бы не стал связывать эти два документа, потому что Стратегия коллективной безопасности ОДКБ носит более широкий характер, связанный с обеспечением безопасности в зоне ответственности ОДКБ как на европейском, так и на южном фланге.
Безусловно, Стратегия отвечает на те вызовы и угрозы, с которыми сталкиваются государства-члены ОДКБ. Некоторые из этих угроз связаны, в том числе, и с действиями Североатлантического блока. Нас беспокоит наращивание имеющихся и развертывание новых военных группировок НАТО, создание военной инфраструктуры альянса в сопредельных с зоной ответственностью ОДКБ территориях.
Все это отражено в Стратегии, но еще раз повторю, что нас не менее волнует и рост террористической угрозы. Мы также обеспокоены возможными потоками беженцев, мигрантов с сопредельных территорий, а также исходящей оттуда наркоугрозы и других угроз.
Отдельным блоком в Стратегии отражена тема противоракетной и противовоздушной обороны государств-членов ОДКБ. Мы видим наращивание систем ПРО США и НАТО вдоль границ Российской Федерации и, соответственно, зоны ответственности ОДКБ. Мы видим, что такие шаги носят односторонний характер, что страны НАТО и, в первую очередь, Соединенные Штаты не считают нужным с нами данный вопрос согласовывать. Если Вы помните, то раньше развертывание ЕвроПРО связывалось с якобы имеющейся иранской ядерной угрозой, теперь мы видим, что такой реальной угрозы нет, но, тем не менее, развертывание инфраструктуры американской ПРО продолжается и в Польше, и в Румынии.
Это нашло отражение и в нашей Стратегии коллективной безопасности.
Мы выражаем обеспокоенность такими шагами США и НАТО и, соответственно, будем этому противодействовать.
- А противодействовать каким образом? Прописаны ли в Стратегии коллективные шаги, которые могут быть предприняты странами-членами ОДКБ в ответ на угрозу, исходящую от американской ПРО?
- Еще раз повторю: Стратегией определяется сам характер угрозы. По итогам сессии Совета коллективной безопасности принимается обычно так называемый план мероприятий по реализации тех или иных решений, который уже предусматривает конкретные меры и конкретные сроки. Но такие шаги на данном этапе скорее носят двусторонний характер.
- В любом случае, угроза, исходящая от ПРО США и НАТО странам ОДКБ, будет зафиксирована в этой Стратегии?
- Да, совершенно верно. Стратегия фиксирует угрозу развертывания в одностороннем порядке глобальных систем противоракетной обороны одним государством или группой государств без учета законных интересов других стран. Таким образом, эта угроза четко фиксируется в Стратегии коллективной безопасности.
- А какие еще угрозы зафиксированы в Стратегии? Включены ли угрозы, исходящие из Афганистана?
- Стратегия разделяет как сам характер угроз, так и уровень и степень этих угроз. Они могут носить как внешний, так и внутренний характер. Одни могут быть более острыми, другие менее.
Что касается Афганистана, то, безусловно, нас беспокоит рост напряженности на внешних границах ОДКБ, в первую очередь речь идет об афгано-таджикской границе. Мы фиксируем рост числа террористических группировок в Афганистане вблизи границ стран-членов ОДКБ.
С одной стороны, в Афганистане происходит возрождение "Талибан" и тех группировок, которые связаны с этим радикальным движением. С другой, мы сталкиваемся с новым феноменом - ростом числа сторонников террористической группировки ИГИЛ (запрещена в России – ИФ), что также представляет для нас серьезную угрозу.
Не менее острая угроза связана с наркотрафиком. И героиновый поток, который из Афганистана идет, в том числе, через территорию Российской Федерации в Европу и частично оседает в нашей стране, рассматривается нами как одна из главных угроз. Государства-члены ОДКБ предпринимают совместные шаги по пресечению этого потока наркотиков.
- Если уж мы затронули Афганистан, сообщалось, что в последнее время там активизировались талибы, которые вновь пытались захватить Кундуз, наращивают военные действия в провинции Гильменд. Насколько надежно защищены наши внешние границы с Афганистаном? Нет ли необходимости дополнительных мер?
- Что касается ОДКБ, то нашей общей зоной ответственности является таджикско-афганская граница.
Граница очень сложная, протяженностью более тысячи километров. По линии ОДКБ разрабатывается программа ее укрепления. Речь фактически идет о восстановлении той границы, которая была во времена Советского Союза. Это требует принятия существенных финансовых и других мер, и данная работа ведется.
Кроме того, на территории Таджикистана вблизи границы с Афганистаном регулярно проводятся совместные учения Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ, которые показывают, что у нас достаточно сил и средств, чтобы купировать исходящие из Афганистана угрозы.
Более того, сейчас предпринимаются шаги по наращиванию Коллективных сил быстрого развертывания Центральноазиатского региона коллективной безопасности. Это дополнительные формирования в рамках ОДКБ куда входят, в том числе, и подразделения Центрального военного округа Российской Федерации.
Таким образом, у нас имеется мощный кулак сил и средств, которые, в случае возникновения кризисной ситуации, способны дать надежный и эффективный отпор. Поэтому говорить о реальной угрозе прорыва таджикско-афганской границы террористами сейчас оснований нет. По крайней мере, наши военные эксперты сходятся во мнении, что принимаемых мер на данном этапе вполне достаточно.
Речь, естественно, идет не о единичных проникновениях через границу с афганской территории, а о значительных группах террористов и экстремистов. И что касается таких групп, еще раз повторю, что у нас достаточно сил и средств для того, чтобы надежно противостоять их проникновению на территорию Таджикистана.
- Помимо Стратегии, какие еще документы планируются принять в Ереване и какие вопросы будут в центре внимания предстоящего саммита?
- Саммит предстоит весьма насыщенный, в его повестку включено более 20 вопросов. Участники встречи в верхах также примут заявления по отдельным темам.
В центре внимания предстоящей сессии будут вопросы совместной борьбы с терроризмом.
Из знаковых и важных я бы выделил решение о дополнительных мерах по противодействию терроризму. Речь идет о мерах, связанных в первую очередь с попыткой вербовки граждан государств-членов ОДКБ в ряды террористов, а также о принятии дополнительных мер с целью предотвращения возвращения тех людей, которые уже прошли подготовку в лагерях на территориях, подконтрольных ИГИЛ или другим террористическим группировкам. В первую очередь речь идет об отдельных районах Сирии, Ирака, Афганистана. Мы также видим, что в качестве транзитной зоны террористы используют Турцию.
Так что есть ряд таких проблемных направлений, которые нам хорошо известны. И специалисты по антитеррору активно взаимодействуют с целью пресечь потоки возвращающихся граждан, которые могут быть задействованы в террористической деятельности.
Еще одно знаковое решение касается формирования единого списка террористических организаций. Попытки составления такого списка и выработки общего подхода предпринимались неоднократно, в том числе в рамках ООН, но, как известно, позиции в отношении определения самого термина "терроризм" расходятся, поскольку для одних государств - это борцы за независимость, для других - экстремисты, а для третьих государств - террористы.
У нас, в ОДКБ, также работа шла непросто, учитывая разницу в подходах к определению понятия "терроризм" и, соответственно, тех организаций, которые с ним связаны.
К настоящему времени общий подход стран-членов ОДКБ по формированию единого Списка террористических организаций согласован, и, я надеюсь, он будет принят на саммите ОДКБ. Это подведет юридическую базу под совместную борьбу с терроризмом и позволит преследовать в законодательном порядке членов террористических группировок, фигурирующих в списке, во всех государствах-членах Организации.
- Есть ли в этом списке сирийские и другие действующие в Сирии террористические группировки?
- Безусловно, в список включены "Джабхат ан-Нусра" (запрещена в РФ – ИФ), ИГИЛ и другие, признанные судом. Поэтому они будут преследоваться во всех государствах-членах Организации.
Возвращаясь к повестке саммита, еще одной важной темой является развитие антикризисного потенциала ОДКБ.
Мы видим, что происходит в мире, в том числе по периметру наших границ. Мы видим, как эффективно работает Национальный центр управления обороны Российской Федерации, в который стекается информация практически со всего мира, в первую очередь, из кризисных районов, что позволяет нам осуществлять мониторинг и эффективно реагировать на кризисные ситуации.
И вот сейчас в Ереване будет принято решение о создании Центра кризисного реагирования ОДКБ.
Филиалы этого Центра будут действовать во всех государствах, будет также функционировать единый центр обработки информации, который позволит в оперативном ключе отслеживать ситуацию во всех странах-членах ОДКБ. И это даст нам возможность принимать решения по кризисному реагированию.
- А что предусматривает кризисное реагирование?
- Кризисное реагирование предусматривает комплекс мер, в том числе политического характера, включая содействие урегулированию пограничных конфликтов. К сожалению, мы недавно были свидетелями такого конфликта между государствами - членами ОДКБ - Киргизией и Таджикистаном. И ОДКБ оказала содействие в налаживании между ними политического диалога.
С другой стороны, поступающая информация может позволить быстро собирать группировки, необходимые для ответа на те пограничные угрозы, с которыми могут сталкиваться государства-члены ОДКБ.
Вы задавали вопрос о том, достаточно ли у нас сил и средств, чтобы отвечать на угрозы, исходящие из Афганистана. Так вот, наличие такого Центра, куда бы поступала информацию, как от российской, так и, скажем, от таджикской стороны, позволит нам оперативно выявлять угрозы, как, например, скопление сил террористов на границе с Таджикистаном, и быстро формировать группировки с тем, чтобы реагировать на эти угрозы.
Кроме того, Центр позволит обеспечить оперативную связь между военными, высшим руководством государств - членов ОДКБ. То есть отпадет необходимость обязательно организовывать личные встречи, и можно будет по закрытой связи находить политическое и практическое решение того или иного кризиса и в соответствии с этим решением действовать.
- Вы имеете в виду кризисы как на пространстве ОДКБ, так и на внешних границах Организации?
- То, что мы называем в зоне ответственности Организации.
На сессии СКБ будут также приняты решения, касающиеся Коллективных сил оперативного реагирования, будут уточнены те силы и средства, которые каждое из государств выделяет, также будет уточнена численность сил оперативного реагирования для центральноазиатского региона. Планируется принятие и ряда других практических решений, связанных с военной составляющей Организации.
- Скажите, а сирийская тема как-то будет затрагиваться. Ожидает ли российская сторона выражения поддержки со стороны партнеров по ОДКБ ее действиям в Сирии?
- Наши партнеры по Организации уже неоднократно выражали поддержку действиям Российской Федерации в Сирии. Разумеется, наши партнеры хотят из первых уст узнать о наших подходах к политическому урегулированию в Сирии и действиях Воздушно-космических сил России в этой стране.
Еще одним важным моментом является вопрос оказания гуманитарной помощи Сирии. Как вы знаете, в свое время под эгидой ООН было принято решение о необходимости создания так называемых гуманитарных коридоров в Сирии. Российская Федерация такую помощь оказывала и оказывает, и мы призывали своих союзников также рассмотреть возможность предоставления сирийцам гуманитарной помощи.
Такую помощь, как мы знаем, уже предоставили Белоруссия, Армения. Другие наши партнеры по ОДКБ также рассматривают возможность оказания гуманитарной помощи Сирии.
- Остается ли в силе наша заинтересованность в сопряжении усилий ОДКБ и НАТО для устранения террористической угрозы, в том числе ИГИЛ, из Афганистана?
- Недавно в Брюсселе прошла встреча, на которой много говорилось о помощи Афганистану. Мы знаем, что в свое время, когда развертывалась операция НАТО в Афганистане после террористических актов в США 11 сентября 2001 года, Россия была одной из первых, кто протянул руку помощи и предоставил наряду с рядом других стран ОДКБ свою территорию для транзита военных и иных грузов государствам-участникам этой операции.
Но в последнее время страны НАТО предпочитают действовать самостоятельно, что вряд ли способствует эффективности этой операции. Мы, со своей стороны, не отказываемся от такого взаимодействия, мы готовы к нему. К сожалению, реакция натовских стран у нас вызывает только сожаление.
- Сообщалось, что ОДКБ готовит "дорожную карту" по вовлечению контингентов стран Организации в миротворческую деятельность под эгидой ООН. Есть ли уже понимание, а может и договоренности с ООН о том, где конкретно могут быть задействованы миротворческие силы ОДКБ?
- Мы сейчас переходим от деклараций о намерениях к конкретным шагам в плане взаимодействия с ООН в области миротворчества.
Между ОДКБ и Департаментом операций по поддержанию мира Секретариата ООН заключен меморандум, в котором определены рамки такого сотрудничества и взаимодействия.
Речь в данном случае идет о подготовке в формате ОДКБ миротворческих сил на основе ооновских стандартов, речь идет о вертолетных звеньях, о военных госпиталях. Активно прорабатывается вопрос о задействовании по линии ООН полицейских сил для проведения оперативных расследований. У нашей организации есть такие возможности, и мы будем готовы их предоставить.
Что касается численности контингентов и конкретных стран, где они могли бы быть задействованы в миротворческих операциях ООН, то конкретных договоренностей на этот счет пока нет, но все эти вопросы находятся в стадии рассмотрения. И если соответствующее решение будет принято главами государств ОДКБ, мы будем развивать такое взаимодействие с ООН в миротворческой сфере.
- А у ОДКБ есть полицейские силы?
- У ОДКБ есть так называемые гражданские полицейские, которые входят в состав Коллективных сил оперативного реагирования. С другой стороны, у ООН есть потребность в формировании дополнительных полицейских контингентов, которые бы осуществляли, например, оперативно-розыскную деятельность. Таких сил в рамках ОДКБ пока нет, но они формируются в соответствии с теми заявками, которые сделала ООН. Эта работа сейчас ведется.
Мы также можем дополнительно к действующим Коллективным силам оперативного реагирования сформировать новые подразделения, которые могли бы быть задействованы в соответствии с теми заявками, которые поступят от ООН.
- Сообщалось, что на саммите будет избран преемник Николая Бордюжи на посту генсека ОДКБ. Известны ли уже кандидатуры?
- В прошлом году Советом коллективной безопасности было принято решение о введении принципа ротации на должности генерального секретаря ОДКБ. И в принципе, все исходят из того, что такой принцип ротации должен начать действовать с 1 января 2017 года.
По правилам русского алфавита, начинающегося с буквы "А", то есть с Армении, право выдвинуть свою кандидатуру первой принадлежит Армении. Но давайте мы сохраним определенную интригу. Поскольку решения будут принимать непосредственно президенты, давайте подождем до завершения встречи 14 октября, и тогда мы уже сможем назвать кандидатуру, которая поддержана всеми государствами.
- Армения уже выдвинула кандидатуру?
- Разумеется, такая кандидатура рассматривается.
- Не выражает ли Узбекистан, который в 2012 году приостановил участие в ОДКБ, готовность пересмотреть свою позицию и активизировать взаимодействие с ОДКБ?
- Я так понимаю, что новые власти в Узбекистане находятся в стадии формирования и своей внешнеполитической линии и отношения к интеграционным объединениям, включая ОДКБ.
Пока каких-то конкретных сигналов относительно возобновления своего участия в Организации со стороны Узбекистана не поступало.
Но поживем - увидим. Ведь те угрозы, о которых мы говорили, в том числе, террористическая угроза, для Узбекистана весьма и весьма актуальны.