Губернатор Краснодарского края: За пять лет на сочинском форуме заключено более 900 соглашений на триллион рублей

Вениамин Кондратьев рассказал о международном инвестиционном форуме, который за 15 лет стал одной из главных инвестплощадок страны

Губернатор Краснодарского края: За пять лет на сочинском форуме заключено более 900 соглашений на триллион рублей
Вениамин Кондратьев
Фото: пресс-служба администрации Краснодарского края

Москва. 13 сентября. INTERFAX.RU - Сочинский международный инвестиционный форум в нынешнем году отмечает 15-летний юбилей. Он стал одной из главных инвестплощадок страны, "воротами" в Россию для иностранного капитала. За эти годы на форуме были подписаны тысячи соглашений, результатами которых стали новые производства, и, как следствие новые рабочие места, налоговые поступления в экономику регионов. О юбилее форума, развитии региона и экономике в целом в интервью агентству "Интерфакс" рассказал губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев.

- Вениамин Иванович, не так много времени остается до открытия международного инвестиционного форума "Сочи-2016". Насколько он значим в нынешних экономических условиях для бизнеса и власти?

- Любой форум – это, прежде всего, площадка для встреч, переговоров, это хорошее место, чтобы услышать друг друга, посмотреть на опыт других. Конечно, одна из главных целей инвестиционного форума Сочи – это заключение инвестсоглашений. Но давайте будем честны, большинство документов, которые подписываются, имеют достаточно длительную предысторию, подготовку. В этом случае форум становится, безусловно, очень важным этапом, документально зафиксированной отправной точкой проекта, но при этом мы говорим о партнерах, которые нам уже известны и понятны.

Поэтому важно и другое направление работы форума – выстраивание новых деловых связей. Это имеет особое значение сегодня, когда нам, в регионах, нужно наладить эффективную работу бюджетов, научиться зарабатывать, отстроить механизмы привлечения денег на свои территории. Как недавно сказал наш президент, экономика стабилизировалась, но усилия страны он оценивает, как скромные, нужно дальше развивать деловой климат. Вот для этой цели форум подходит как нельзя лучше. Ведь программа форума – это не только подписания и презентации, это живое обсуждение экономической ситуации, экспертные оценки и мнения, демонстрация успешных практик.

- Какова готовность города Сочи к предстоящему форуму?

- Готовность - полная. Олимпийская столица регулярно принимает крупнейшие международные мероприятия. Уверен, размещение гостей и участников, вопросы транспорта и питания, культурная программа – все это будет обеспечено на самом высоком уровне.

- За 14 лет работы форум стал одной из главных площадок для диалога между федеральной властью и региональными лидерами по наиболее актуальным вопросам инвестиционного развития регионов. Какие темы и ключевые проблемы российской экономики, на Ваш взгляд, необходимо обсудить на инвестфоруме?

- Экономика России в целом и Кубани, в частности, постепенно выходит из санкционного кризиса. Меры, предпринимаемые правительством страны и на уровне края, дают положительные результаты. Самые ощутимые, конечно, - в секторе АПК и туризме.

Но еще остается большое поле для импортозамещения в машиностроении, приборостроении, в целом, в промышленности. И здесь мы сталкиваемся с тем, что больше обсуждать надо не преодоление кризиса и санкций против России, стоит вопрос вообще о широкомасштабной модернизации экономики. Как она будет осуществляться, какие есть механизмы для этого, что в перспективе? Мне кажется, это хорошая тема для разговора.

Другой вопрос касается напрямую инвестиций. Экономическая ситуация такова, что мы сегодня не можем рассчитывать на те объемы иностранных инвестиций, которые были три-четыре года назад. Поэтому основной упор должен быть на внутренние инвестиции, как российские, так и региональные. И, на мой взгляд, дальнейшее развитие инвестиционной активности может быть связано с увеличением небольших, точечных, локальных инвестиционных проектов. Они менее амбициозны, но это малый и средний бизнес, который более мобилен и ориентирован на потребности конкретных клиентов.

Отдельно можно рассмотреть и вопрос господдержки. Рынок подвижен, ситуация постоянно меняется, и господдержка должна видоизменяться, чтобы быть максимально эффективной и востребованной. Здесь важно определить приоритеты, вкладывать в реальную перспективу и развитие. Чтобы каждый рубль субсидий завтра принес два-три рубля налогов.

Еще одна тема, которую мы регулярно поднимаем на своем уровне – государственно-частное партнерство. Сейчас мы отчетливо понимаем, что государство не может и не должно быть единственным инвестором, соответственно начинаем привлекать бизнес к решению разных, в том числе, и социальных вопросов. Как должна выстраиваться эта схема взаимодействия, каким образом это партнерство может быть наиболее эффективным – вот здесь необходимы решения.

- В чем ключевая особенность "Сочи-2016"?

- У форума сменился оператор, им стал фонд "Росконгресс". В связи с этим, разумеется, будет множество технических, организационных нововведений. Для Краснодарского края тоже этот форум – особенный. Инвестпотенциал региона будет представлен на единой площадке, с использованием новейших технологий – максимально наглядно, понятно, интерактивно. Но, главное, – мы поменяли подход к самим проектам.

Мы планируем представить конкретные проекты, созданные с учетом потенциала и технических возможностей территорий. Сейчас они проходят соответствующую экспертизу в краевом департаменте инвестиций. Главные критерии – жизнеспособность, наличие инженерной инфраструктуры, логистика, востребованность. Чтобы не замки воздушные строить, а привлекать реальные деньги в нашу экономику.

- Какое влияние оказывает форум на перспективы социально-экономического развития края и непосредственно Сочи, который позиционирует себя в качестве круглогодичного курорта?

- Только за последние пять лет на сочинском форуме было заключено более 900 соглашений на общую сумму почти в триллион рублей. Это те соглашения, которые уже реализованы или находятся в стадии реализации. И за этими цифрами – новые производства, рабочие места, налоги, реальная экономика. Безусловно, форум оказывает весомое влияние на развитие региона.

Если говорить конкретно о Сочи, то, конечно, проведение столь масштабного мероприятия международного уровня – это стимул для города быть в тонусе, держать марку, удивлять. На форум ежегодно приезжает около 9 тысяч человек, почти тысяча из них – журналисты. И все они должны по достоинству оценить сервис, услуги курорта, познакомиться с возможностями не только для решения деловых вопросов, но и для отдыха.

- Какие соглашения и на какую сумму планирует подписать Краснодарский край в текущем году?

- Планируем представить более 400 проектов, касающихся всех основных отраслей экономики региона. В числе приоритетных – проекты по созданию промышленных парков, развитию бальнеоресурсов края, строительству платных автомобильных дорог. Называть сумму соглашений сейчас будет, наверное, не совсем правильно. Давайте дождемся результатов форума.

- Вениамин Иванович, безусловно, важной темой для обсуждения на форуме станут последствия экономических ограничений и новые точки роста. Назовите, на Ваш взгляд, важнейшие "точки роста" региональной экономики, на какие отрасли и кластеры следует опираться региону для дальнейшего экономического роста?

- База кубанской экономики – это агропромышленный комплекс, туризм, транспорт. И в этих отраслях, по-прежнему, есть куда расти.

Приоритеты в АПК – уход от зернового перекоса, возрождение животноводства, развитие селекции. И, конечно, переработка. В Краснодарском крае нужно не просто выращивать зерно, овощи и фрукты, но и здесь же заниматься их переработкой и упаковкой, поставлять на рынок уже готовый продукт.

Курортная отрасль традиционно показывает рост. В этом году край уже посетили 12,5 млн человек, до конца года мы ожидаем 15 млн туристов. И каждый из них должен иметь возможность отдохнуть на Кубани безопасно и комфортно. Я уже говорил, в этот сезон у нас в крае появилось еще одно море – море туристов. И нужно признать, далеко не все наши гости были обеспечены высоким уровнем сервиса.

Здесь вопрос нужно решать системно. С одной стороны, снимать нагрузку с летнего периода, перераспределять потоки, предлагать туристические продукты, которые будут актуальны и в межсезонье. Я сейчас говорю о тех туристах, которые едут не только и не столько за нашими морями. Здесь, прежде всего, речь о наших бальнеоресурсах, о перспективах развития агротуризма и этнотуризма.

С другой стороны, именно пляжный отдых, отдых у моря сегодня остается самым востребованным у наших гостей. И так будет всегда, пока море не остынет. Поэтому нам нужно создавать новые пляжные территории, решать вопрос с коммунальными системами на побережье. Очевидно, с этими задачами краю в одиночку не справиться, нужна помощь федерального центра. И мы уже обозначили свои вопросы правительству страны.

Развитие транспорта в регионе также напрямую связано с курортами. И здесь тоже нам нужно решать вопрос сообща, в том числе и с федеральными структурами. Мы уже достигли договоренности о том, что ремонтные дорожные работы в крае будут проводиться в межсезонье. Кроме того, с главой "Автодора" мы также обсуждали возможность строительство платной дороги в Сочи через Майкоп и Туапсе. Пришли к тому, что новый путь к Сочи необходим.

Разумеется, большой толчок развитию транспортной системы региона дает строительство моста через Керченский пролив.

- Как бы Вы оценили перспективы развития промышленности на Кубани?

- В этой отрасли, безусловно, еще одна "точка роста" региональной экономики. Сегодня доля промышленности в ВРП края составляет всего 14,5%, при этом еще 20 лет назад этот показатель был на 10% выше.

Нам нужно модернизировать то, что есть, и создавать новые производства – высокотехнологичные, современные, внедрять систему замкнутого цикла. Одно из основных направлений развития промышленности– это создание сети промышленных парков. Планируется, что к 2020 году на территории края появится 11 промзон, пять из них будут частными. Первые промпарки должны начать свою работу в ближайшие два-три года.

Государственный индустриальный парк будет создан в Восточной промышленной зоне Краснодара. Это пилотный проект, который мы намерены запустить в следующем году и, что называется, уже на практике посмотреть, как этот новый для края механизм взаимодействия с инвесторами будет работать. Подобная "пробная" площадка появится и в станице Павловской. Первые частные промпарки планируется создать в Краснодаре и Усть-Лабинске. Соответствующие соглашения были подписаны в прошлом году как раз на сочинском форуме.

- Западные санкции сделали Краснодарский край более уязвимым к экономическим и социальным рискам или наоборот придали новый импульс регионального развития?

- Санкции создали временной буфер, предоставили возможность нашим производителям развернуться, занять освободившиеся ниши. Показать потребителям, что кубанские товары по качеству, по ассортименту могут быть такими же, как зарубежные, и даже лучше. Сейчас, когда экономика начинает приходить в себя после санкционных шоков, мы видим, что нельзя упираться только в импортозамещение. Задача шире: речь вообще идет о продвижении кубанских производителей. На Кубани сейчас только 60% своих яблок, птицы – до 50%. Это же абсурдная ситуация для главного аграрного региона страны. Сегодня надо дать местным сельхозпредпринимателям уверенность в том, что все, что они смогут произвести, они здесь, в крае же, смогут и реализовать. В любых количествах.

Хотя, если говорить в контексте именно импортозамещения, многие наши предприятия воспользовались моментом, перестроились.

- Какие отрасли в регионе сегодня принялись активно замещать импортную продукцию?

- В первую очередь, это, конечно, АПК. В сельхозотрасли внедряется более ста проектов, ориентированных на импортозамещение, – это более 60% от общего числа инвестпроектов. Санкции дали огромный импульс для развития молочного производства. Несколько кубанских предприятий производят элитные сыры, которые по качеству не уступают европейским аналогам.

Санкции дали возможность жителям края, всей России оценить наши кубанские яблоки. Садоводы Кубани сейчас, когда нет "польских конкурентов", стараются не просто максимально заработать, а думают о перспективах, объединяются в кооперативы, союзы, учат начинающих фермеров осваивать технологии выращивания садов интенсивного типа. С таким подходом, даже когда санкции отменят – а очевидно, что вечными они не будут – конкурировать с западными производителями нашим фермерам будет значительно легче.

Промышленники сегодня тоже понимают, что нужно успеть наладить новые производства и завоевать доверие у потребителей. Сейчас в промышленности края в рамках импортозамещения реализуется 39 проектов. Из знаковых проектов стоит отметить строительство завода по изготовлению метизных изделий в Белореченске. На первом этапе планируется производить до 300 тонн саморезов в месяц. Краснодарский край будет первым регионом, в котором заработает производство крепежных изделий полного цикла.

- Как в целом оцениваете инвестиционную привлекательность Краснодарского края? Насколько активно иностранные компании идут сейчас в регион в связи с санкциями? Поменялась ли география инвесторов?

- За последние пять лет инвестиционные вливания в экономику региона составили 3,8 трлн рублей. За первые полгода 2016 года – 140 млрд рублей. Количество обращений инвесторов меньше не стало, география практически не изменилась. Как и раньше, большинство инвесторов из европейских стран сейчас активно проявляют интерес компании из юго-восточной Азии.

- К каким отраслям проявляют интерес азиатские инвесторы?

- В первую очередь, к крупным инфраструктурным проектам. В частности, к нашим предложениям в сфере транспорта. Проекты по строительству автодорог – в числе приоритетных для нас на форуме. Речь идет о проектах по строительству тоннеля на автомобильной дороге Майкоп - Туапсе в районе Шаумянского перевала, по созданию скоростного маршрута к транспортному переходу через Керченский пролив. Еще одно предложение касается строительства альтернативного подъезда к городу-курорту Сочи.

- Расскажите подробнее о наиболее крупных инвестиционных проектах региона.

- Всего сейчас на Кубани - более 250 инвестиционных проектов. С начала 2016 года реализовано 37 крупных проектов на общую сумму 34,7 млрд рублей. Перечислять все не буду. Назову лишь некоторые. Наибольшее количество реализованных проектов – в сфере агропромышленного комплекса. Так, в Усть-Лабинском районе запущен завод по первичной переработке мяса, сумма инвестиций составила свыше 1,2 млрд рублей. В краевой столице реализован проект по строительству регионального распределительного центра, общий объем инвестиций – 3 млрд рублей. Кроме того, в этом году в июле в Абинске была введена третья очередь электрометаллургического завода. Это тоже инвестиционный проект сочинского форума, сумма вложений составила порядка 4 млрд рублей.

Это если говорить о наиболее крупных проектах, но я еще раз повторюсь: край готов сотрудничать со всеми инвесторами, которые хотят вкладывать средства в развитие региона. Не столь важно, о каком проекте идет речь, о крупном, гигантском или совсем небольшом. Главное, что это будут реальные деньги, благодаря которым появятся новые предприятия, рабочие места, социальная инфраструктура. Это будет работающая экономика.

Интервью

СПбМТСБ: Практики биржевой торговли лесопродукцией на экспорт в мире нет, идем первыми
Топ-менеджер СПбМТСБ: Покупатели топлива, как оказалось, могут представлять совершенно разные весовые категории
Максим Решетников: договоренности COP29 закрепили принцип равноправного доступа стран к инфраструктуре углеродных рынков
Первый зампред ВТБ: мы в следующем году увидим "принцип Анны Карениной" в действии
Академик Покровский: главное - обучить людей тому, как не заразиться ВИЧ-инфекцией и объяснить, что они подвергаются риску заражения
Глава "Деметра-Холдинга": российское зерно надо продавать напрямую
Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок