Александр Щетинин: Допинговый скандал не мешает подготовке к приему российских спортсменов в Рио-де-Жанейро

Директор Латиноамериканского департамента МИД России прокомментировал итоги визита Барака Обамы на Кубу и рассказал о судьбе базы в Лурдесе

Александр Щетинин: Допинговый скандал не мешает подготовке к приему российских спортсменов в Рио-де-Жанейро
Директор Латиноамериканского департамента МИД России Александр Щетинин
Фото предоставлено пресс-службой

Москва. 25 марта. INTERFAX.RU - Директор Латиноамериканского департамента МИД России Александр Щетинин дал интервью дипломатическому корреспонденту "Интерфакса" Михаилу Качурину, в котором оценил первый за 88 лет визит американского президента на Кубу и его влияние на отношения Москвы и Гаваны, рассказал об энергетическом сотрудничестве с Венесуэлой и ответил на вопрос, сказались ли вспышка вируса Зика в Бразилии и допинговый скандал на подготовке к приему российских участников и гостей Олимпиады в Рио-де-Жанейро.

- Александр Валентинович, как в Москве оценивают визит на Кубу президента США Барака Обамы? Последует ли за ним дальнейшее улучшение отношений Вашингтона и Гаваны?

- Оценки визита применительно к двусторонним отношениям – это, безусловно, прерогатива наших кубинских друзей и американских партнеров. Если говорить о международных аспектах этого визита, то это стало заметным событием в международной жизни хотя бы потому, что это первый визит в истории отношений двух стран за 88 лет и своего рода кульминация этого процесса нормализации кубино-американских отношений, свидетелем которых мы являемся уже более года.

Безусловно, мы внимательно смотрели за сообщениями о ходе переговоров. Не могли не отметить того достоинства, с которым их вел кубинский руководитель Рауль Кастро. Это очень важный момент - и мы здесь поддерживаем наших кубинских друзей -, который состоит в том, что процесс налаживания двусторонних связей должен происходить при полном уважении суверенитета, самобытности стран, невмешательств во внутренние дела, не говоря уже о навязывании каких-либо политических или экономических моделей извне.

- Глава Белого дома уже выразил уверенность, что американское эмбарго в отношении Кубы рано или поздно удастся снять. Считают ли в Москве, что США должны снять эмбарго при нынешней администрации, а не передавать решение этого вопроса следующему президенту?

- Если президент США считает, что пора снять эмбарго, безусловно, ему и карты в руки для соответствующих законодательных инициатив. Вся ситуация как раз состоит в том, что несмотря на заявления президента Соединенных Штатов, несмотря на расширяющееся движение со стороны предпринимательского сектора в самих США в пользу отмены эмбарго, эмбарго продолжает оставаться реальностью. Каких-либо подвижек в том, что касается законодательной отмены эмбарго в отношении Кубы (которое в США имеет силу закона) предпринято не было.

Мы считаем, что эмбарго – это реликт прошлого. Последовательно, на протяжении последних десятилетий выступаем за его отмену, за отмену любых односторонних шагов, санкций, которые применяются в отношении других государств, в данном случае Кубы. Чем скорее это будет сделано, тем это будет лучше для всех: и для Кубы, и для США, и для мировой экономической системы.

- Не видит ли Москва в улучшении отношений США и Кубы угрозу своим интересам на Кубе и в Латинской Америке в целом? Как это скажется на двусторонних отношениях Москвы и Гаваны?

Мы исторически выступали за нормализацию кубино-американских отношений и последовательны в этом. Мы считаем, что это позитивное движение, потому что то, что наблюдалось в отношениях между Гаваной и Вашингтоном в последние десятилетия, не отвечало нормам и принципам нормального сосуществования государств. Поэтому процесс этот объективный, и мы, подчеркиваю, выступаем за его дальнейшее продвижение, включая, в качестве очень важного элемента, отмену эмбарго.

Одновременно мы приветствуем и поддерживаем те неоднократные заявления кубинских руководителей - и нынешнего и более молодого поколения - о том, что отношения между Кубой и Россией остаются приоритетом внешней политики, международного позиционирования и сотрудничества Кубы с государствами. Нас связывают десятилетия тесного взаимодействия, искренних, братских, очень сердечных чувств, которые испытывают россияне в отношении кубинцев и кубинцы - в отношении россиян. Было бы, наверное, в величайшей степени несправедливо считать, что эти чувства взаимного уважения, взаимной симпатии являются предметом экономического торга.

Другое дело, что Куба сейчас продвигает политику очень существенных экономических реформ. Они открывают большие перспективы для развития экономического сотрудничества, и неслучайно, что Куба сейчас становится все более привлекательным местом иностранных инвестиций, привлечения большого внимания со стороны бизнеса из Европы, Латинской Америки, Азии. В этой ситуации наши экономические позиции на Кубе в немалой степени зависят от нас самих и от готовности наших экономических операторов там предметно работать. Должен сказать, что за последний год-два в этом плане сделаны очень существенные заделы. В прошлом году подписано два важных и крупных контракта по участию российских компаний в модернизации кубинского энергетического и металлургического секторов, ведут активные переговоры по ряду других ключевых направлений экономического сотрудничества. С этой точки зрения полагаю, что в данном направлении у нас есть очень хорошие и значимые перспективы.

- То есть говорить о том, что сближение позиций США и Кубы как-то повлияют на отношения Москвы и Гаваны, нельзя?

- Безусловно, нет. Помимо экономической позиции у нас есть очень большая сфера совпадения позиций в оценке современного мира. Мы выступаем как соратники в отстаивании основополагающих принципов современного мироустройства в том, что касается укрепления права, многосторонних подходов, невмешательства во внутренние дела. Сейчас на Кубе очень зримо укрепляется тенденция, когда эта страна становится все более важным пунктом международных встреч, а Куба сама выступает остров согласия и примирения, встреч самых разных политических сил, которые приезжают туда именно потому, что Гавана дает возможность поиска точек соприкосновения и консенсуса. Именно Куба является местом проведения очень сложных, но успешно продвигающихся переговоров по урегулированию многолетнего внутреннего конфликта в Колумбии. В конечном счете, неслучайно, что именно в Гаване состоялась историческая встреча патриарха Кирилла и папы римского Франциска. Это совпадение, близость наших подходов к различным вопросам международной повестки дня очень важны, чтобы наше взаимодействие, наша дружба сохранялась и укреплялась.

- Собирается ли Россия активизировать сотрудничество с какой-либо другой страной региона, чтобы компенсировать сближение Вашингтона и Гаваны?

- Россия развивает активное сотрудничество с Латинской Америкой, причем оно имеет абсолютно самоценное значение. Мы продвигаем многоплановые связи, по сути, со всем латиноамериканским регионом, и любая страна Латинской Америки и Карибского бассейна имеет в своем активе значимые проекты взаимодействия с Россией в различных областях. Это сотрудничество носит деидеологизированный характер, мы не привязаны к какой-либо одной политико-экономической модели, которую продвигает то или иное правительство. Наши отношения основаны на исторических чувствах дружбы, взаимопонимания, ни с одной страной у нас нет спорных или конфликтных вопросов. Более того, со всеми странами продвигаем взаимоуважительный диалог в политике, взаимовыгодное сотрудничество в экономике, проекты в сфере содействия международному развитию, связи в области образования и культуры. Хотел бы отметить очень важный момент: несмотря на то давление, которое было оказано на латиноамериканские страны в последние пару лет, ни одна из них не присоединилась к какого-либо рода антироссийским санкциям. Причем, сделано это было по убеждению, и мы это высоко ценим. Поэтому сотрудничество с Латинской Америкой у нас будет продолжаться достаточно уверенным темпами, мы будем находить новые сферы взаимодействия, и это сотрудничество отвечает нашим взаимным интересам.

- Считает ли Москва, что Барак Обама по итогам визита на Кубу должен точно обозначить сроки закрытия тюрьмы в Гуантанамо. Как в Москве расценивают планы США не возвращать Кубе базу Гуантанамо даже после закрытия тюрьмы?

- Барак Обама почти восемь лет назад, даже когда еще не был президентом, сказал, что в его планах стоит закрытие тюрьмы в Гуантанамо, сейчас эта тюрьма продолжает работать, поэтому неловко отвечать на вопрос, должен ли он закрыть ее до конца своего пребывания в Белом доме. Что касается базы, это - реликт прошлого. Это вопрос двусторонних отношений Кубы и США, и если этому процессу потребуется международная поддержка, такую поддержку мы будем готовы рассматривать.

- У СССР и России была радиолокационный центр в пригороде Гаваны Лурдесе, однако в 2002 году он был оставлен. Есть ли какие-либо планы по его восстановлению?

- База в Лурдесе была закрыта, и каких-либо шагов по ее восстановлению не предполагается.

Ранее Сергей Лавров и другие российские официальные лица заявляли, что Россия может создать базы материально-технического обеспечения в разных частях мира. Есть ли планы создать такие базы в странах Латинской Америки?

Вопрос о создании пунктов материально-технического обеспечения российского флота – это вопрос переговоров, причем абсолютно нормальных, спокойных, обоснованных. Это связано с необходимостью захода для дозаправки, отдыха экипажа, пополнения продовольствия и так далее. Если будет сочтено целесообразным проговорить с отдельными странами Латинской Америки необходимость таких пунктов, такие разговоры состоятся.

- Есть ли какие-то новые контракты с Венесуэлой в области ВТС и как исполняются действующие соглашения?

- Взаимодействие с Венесуэлой у нас носит многоплановый характер. Основные контракты, которые мы продолжаем подписывать, относятся к области нашего энергетического сотрудничества. В Венесуэле есть существенные российские капиталовложения, прежде всего, в нефтяной сектор. Созданы совместные предприятия рядом наших крупных нефтегазовых компаний. Это сотрудничество мы намерены продолжать, и мы будем это делать. Венесуэла – один из ключевых игроков на рынке нефти, играет важную стабилизирующую роль в рамках ОПЕК. Сотрудничество будет продолжаться также в сельском хозяйстве, строительстве и ряде других областей. Такое взаимодействие с нашими венесуэльскими партнерами стоит на повестке дня. Уверены, что все подписанные контракты будут выполняться.

- Есть планы по расширению присутствия наших нефтяных компаний в Венесуэле?

- Оно происходит. В этом плане активно работают такие наши компании, как "Роснефть", "Газпром". Мы достаточно активно взаимодействуем с венесуэльскими партнерами в том, что касается сотрудничества в добыче нефти и газа.

- Появились сообщения, что министр нефтяной и горнорудной промышленности Венесуэлы Эулохио дель Пино планирует посетить Москву 19-20 апреля для участия в Национальном нефтегазовом форуме. Есть ли у Вас информация по этому поводу? Собираются ли в Россию приехать главы соответствующих ведомств из других стран Латинской Америки?

- У меня нет информации по подтверждению визитов министров - это вопрос профильного ведомства Минэнерго России. То, что Э.дель Пино собирается посетить нас в апреле, означает, что это будет еще один из визитов, которые венесуэльский министр нефти совершает в Россию. Он у нас бывает неоднократно, в том числе в течение этого года, и наш диалог с Венесуэлой по широкому кругу вопросов энергетического взаимодействия: как практического, так и в сфере стабилизации цен на энергоресурсы - протекает очень активно. Венесуэла является одним из активных участников обмена мнениями, связанного с ситуацией на мировом рынке нефти.

- Есть ли какая-то угроза для российских спортсменов, направляющихся на Олимпиаду в Рио-де-Жанейро от вируса Зика? Повлиял ли на подготовку к прибытию спортсменов допинговый скандал вокруг российских легкоатлетов?

- Подготовка к олимпийским играм идет в соответствии с установленными и прописанными планами. Мы поддерживаем самые тесные контакты с бразильскими организаторами по различным аспектам организации Олимпийских игр и приема российской команды, российских туристов и гостей из России в целом. Нас уверяют, что все, что связано с вирусом Зика находится под контролем соответствующих санитарных служб, и это никоим образом не отразится на пребывании гостей Олимпийских игр. В том, что касается организационного обеспечения по линии МИД, такая подготовка продолжается нормальным ходом. Подготовка, связанная с приемом, организацией, обеспечением пребывания различных российских делегаций, продолжается в тесном взаимодействии с нашими бразильскими коллегами.

- Есть ли у Вас информация о том, главы каких государств Латинской Америки планируют посетить Петербургский международный экономический форум в июне?

- Участие глав государств связано с теми приглашениями, которые направляются по линии администрации президента РФ. Что я могу сказать в отношении Латинской Америки, это то, что на протяжении последних двух лет в рамках ПМЭФ организуется латиноамериканская секция, которая носит все более широкий характер, в которой участвуют ведущие представители и правительственных кругов, и бизнес-кругов латиноамериканских стран. Мы рассчитываем, что на предстоящем форуме латиноамериканское участие будет значимым и весомым. Приглашения по линии МИД идут на уровне высоких представителей правительств многих латиноамериканских стран.

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений